Находки в глубине океана обещают настоящую научную революцию

16:12 02/11/2018
Находки в глубине океана обещают настоящую научную революцию
ФОТО : BarcroftMedia/TASS / Andrey Nekrasov / Barcroft Images

Новые технологии исследования Мирового океана позволяют ожидать увеличения числа открытий в этой сфере. Напомним, что только за сентябрь и октябрь американские ученые заявили, что открыли в Тихом океане три ранее неизвестных науке вида глубоководных рыб, а затем телеуправляемый подводный аппарат запечатлел редкие кадры, на которых можно наблюдать глубоководного осьминога.

О том, часто ли совершаются открытия новых обитателей океана, или эти заявления американских ученых – скорее пиар-ход, рассказал «МИР 24» российский биоокеанолог, член-корреспондент РАН, заместитель директора Института океанологии им. П. П. Ширшова Михаил Флинт.

«Открытия новых видов живых существ в океане совершаются действительно довольно часто, – сказал ученый. – В последние годы мы более детально можем исследовать глубины океана, у нас есть возможность надолго опускать подводные аппараты, которые сканируют разряженную в биологическом смысле глубоководную часть океана. 20 лет назад мы даже не могли подумать, что таким образом сможем детально исследовать глубины океана. Это позволяет нам находить новые виды, о существовании которых мы ранее не знали».

Биоокеанолог уточнил, что правильно говорить не об открытии новых существ, а именно об открытии новых видов. Исследования происходят постоянно. Вот некоторые прогнозы. Если говорить только о животных, исключая водоросли и бактерии, то сейчас науке известно примерно 260 тысяч видов океанических животных.

«Прогнозы самые разные и в них отчасти, возможно, присутствует некоторое плутовство, — говорит Михаил Флинт. — Исследователи прогнозируют, что мы откроем в океане еще до 7 млн. новых видов».

По словам ученого, современной науке иногда свойственно преувеличивать как опасности, так и возможности. Это необходимая для выживания форма взаимоотношений науки с теми, кто ее финансирует. Надо преувеличить ожидания, и тогда, возможно, получится добиться самого необходимого финансирования. Похожие вещи происходят с темой загрязнения мирового океана. «По моему мнению, то, что говорится о загрязнении океана, весьма преувеличено, – говорит  океанолог. – Но на эту проблему следует обращать самое пристальное внимание, и обязательно говорить о загрязнении громко. Потому что, если мы не будем этого делать, то эта выдумка станет реальностью. А громкие крики о загрязнении позволяют получить финансирование для того, чтобы исследовать реальное загрязнение и предотвратить ухудшение ситуации».

Находки в глубине океана обещают настоящую научную революцию
Фото: Andrey Nekrasov /Barcroft Images

Что касается исследования океана, а он покрывает более 70% нашей планеты, то большие перспективы действительно есть. В поле зрения исследователей постоянно попадают все новые и новые виды живых существ. Вот один из примеров: глубины океана населены такими животными, которых в просторечии называют «желетелыми»: это медузы, гребневики и другие существа, у которых тело почти на 98% состоит из воды. «Наши старые орудия лова, тралы и сети, которые мы опускали в глубину, если и захватывали этих животных, то не могли поднять их на поверхность в целости, – рассказывает Михаил Флинт. – когда сети поднималась наверх, то этих животных мы уже не видели, поскольку изменение давления и жесткое обращение с ними в этих орудиях лова невольно приводило к тому, что желетелые разрушались. А как только мы начали применять прекрасные детальные видеозаписи и фотографировать то, что происходит в глубинах океана, произошел существенный прорыв».

По словам ученого, очень интересный способ исследования животных, населяющих придонные слои и большие глубины, связан с тем, что теперь мы можем очень точно ставить так называемые ловушки с приманкой. Ведь глубины океана – это совершенно потрясающая область нашей Земли, потому что животные там существуют крайне разреженно. Эти животные специальным образом адаптированы для жизни в условиях отсутствия света, при огромном давлении, и при практически полном отсутствии пищи. Поэтому животных там крайне мало.

«Когда мы ставим ловушки с приманкой, и потом в определенное время зажигается свет и мы можем получить фотографии или видеозапись тех, кто пришел на нашу приманку, мы получаем совершенно удивительные изображения животных, которых мы даже при своем нынешнем уровне знаний об океане не сразу можем идентифицировать», – рассказал Михаил Флинт.

Вот второй удивительный пример: с какого-то времени ученые стали использовать детальные видеозаписи дна для того, чтобы смотреть, какая донная фауна живет в океане. Выяснилось, что многие районы океана заселены такими удивительными существами, как гигантские простейшие. Размер гигантских амеб достигает 5 см, и в некоторых океанах эти амебы составляют львиную долю всего населения глубин. А раньше мы их не видели. То есть в традиционных орудиях лова люди находили кусочки слизи, которые обозначали специальным словом «комки». Теперь мы открыли и описали этих животных, нашли способы их подъема для детального исследования.

Еще один прорыв произошел после внедрения генетических методов в практику исследований. «Это позволило нам узнать много нового, – рассказывает Михаил Флинт. – Нам известны животные, которые выглядят совершенно одинаково, если мы исследуем их традиционными морфологическими методами. Мы их анатомируем, смотрим как у них организованы диагностические признаки вроде щетинок, устройства конечностей и челюстей. Эти животные живут в разных районах океана и морфологическими методами мы не можем идентифицировать их как разные виды. Мы считаем, что это одни и те же виды, просто они широко распространены. А когда включается генетический метод, то сложнейшие молекулярные исследования позволяют доказать, что это совершенно очевидно разные виды. И это тоже произвело серьезную революцию в описании биоразнообразия планеты Океан».

То есть исследования Мирового океана происходят, может быть, чуть более медленными темпами, чем хотелось бы ученым, но в этой области все равно совершается невероятно много открытий и еще больше открывается перспектив.