На этой неделе «Кэшбери» и связанные с ней проекты прекратили свою работу. Центробанк России считает компанию финансовой пирамидой. Десятки тысяч вкладчиков застыли в ожидании банкротства. В ситуации разбиралась корреспондент «МИР 24» Маргарита Гырылова.
Руководитель Центра развития человеческого потенциала Марина Мещерякова на своем канале на Youtube часто выкладывает видео. Почти все они посвящены «Кэшбери». Вот уже 20 лет женщина занимается различными тренингами. А всего месяц назад вместе с мужем открыла на Кубани офис сейчас уже скандальной компании.
Раньше в здании офиса проходили чаепития краснодарских компаньонов. Сюда они приходят и сейчас: «Кэшбери» рухнула, а они все тренируются.
«Буквально через полчаса у нас здесь пройдет обучение. Будем изучать кошелек, биржу», – сказала Марина Мещерякова.
Марина не говорит, сколько денег инвестировала сама. Но верит, что они не пропадут.
«Компания будет выплачивать без убытка, это уже сказано Артуром Варданяном. 25% от суммы я уже получила в виде кэшбери-коинов, это криптовалюта», – отметила Мещерякова.
Артур Варданян - тот самый кумир сотен тысяч. Вживую его видели лишь единицы.
«Цифровые технологии дают дополнительные возможности создателям пирамид: спрятаться за экраном, не вступать в прямой диалог или вступать в диалог в той мере, в какой хочется, недоговаривать или говорить, что им удобно, не отвечать на неудобные вопросы», – отметил ведущий научный сотрудник кафедры макроэкономической политики и стратегического управления экономического факультета МГУ Ростислав Кокорев.
Артур Варданян успешно прячется за экраном. Где он, кто он, доподлинно неизвестно. В СМИ появилась информация, что за руководителя успешной компании выдает себя бывший продавец строительных материалов из Магнитогорска – Эдик Резанов, а Варданян, мол, экранный образ. Так уже было однажды.
В 1994 году слава Лени Голубкова была больше, чем у Примадонны и даже президента Ельцина. Рекламный ход был точным попаданием в цель. Неизвестно, заработал бы Мавроди свои миллионы, не будь этого простоватого мужичка, которому так верили россияне и ждали новый ролик с Леней, как мексиканский сериал.
Актер Владимир Пермяков ваучеров МММ не покупал. Ему платили за съемочный день 200 долларов, а задействовали раз в месяц. На пробы позвала старая знакомая – продюсер по актерам. Позвонила и сказала одеться во все старенькое, как требовал режиссер: искали героя из народа. Сегодня запросы другие – а-ля Артур Варданян.
«Очки – как символ ума, интеллекта. Я думаю, менеджеры создали ему такой имидж. С легкой бородкой, современный. Подобрали такого по типажу. А что внутри у него, один бог знает», – сказал актер, исполнитель роли Лени Голубкова Владимир Пермяков.
Символ новой России – успешный бизнесмен Артур Варданян – три месяца назад перерезает красную ленточку на открытии очередного офиса, и не где-нибудь, а в одном из небоскребов «Москва-Сити».
Еще один офис в Москве открывали без него. На подносе золотые ножницы – атрибут богатства. В компании так было заведено: делать упор на деньги.
В ряды «Кэшбери» приглашали всех, даже людей с инвалидностью. У доски двое: один из них – сурдопереводчик. Себя все эти люди называли «инвесторами».
Адвокат Тимур Маршани сейчас готовит коллективный иск. Его телефон разрывают пострадавшие: в сутки звонят до 200 человек. Вот только встречаться со СМИ его клиенты отказываются: стыдно.
«600% годовых – это что? Ростовщичество? Нет. Сыр бесплатный в мышеловке. Один миллиард фунтов стерлингов – это 80 миллиардов рублей. Эти суммы были выведены за рубеж, право распоряжения ими принадлежит Варданяну», – высказался адвокат.
Сначала Варданян обещал выплатить деньги вкладчикам 1 ноября. Время настало, а он сказал: «Ждите еще месяц, и то не полных сумм».
Поговорить с основателями компании нашей съемочной группе не удалось. Навигационная карта посылает не в «Москву-Сити», туда, где пафосно и богато и еще летом гремела музыка, а почти на задворки.
Адрес, который указан в интернете, когда вбиваешь в поисковике «офис «Кэшбери» в Москве»: Марксистская улица, дом 3, строение 3. Это строение больше похоже на задний двор какого-то торгового центра. Но пока ни в одном из подъездов – ни в первом, как указано в интернете, ни во втором, ни в третьем – этого офиса не нашли. Журналистам здесь не рады. Местные устали от видеокамер и микрофонов.
Центробанк, как только выяснил, что лицензии на финансовую деятельность у компании нет, передал все собранные материалы в прокуратуру.
«Действия финансовой пирамиды в «Кэшбери» установили по наличию агрессивной рекламы. Есть признак сетевого маркетинга, а привлеченные деньги никуда дальше не вкладывались и не использовались», – рассказал директор департамента противодействия недобросовестным практикам Центробанка РФ Валерий Лях.
Год назад он возглавил новое спецподразделение Центробанка. Оно выявляет нелегальных участников финансового рынка. В этом году уже разоблачили 134 так называемые пирамиды.
«То, что мы видим, это примерно 27 человек ежедневно. Они становятся жертвами финансовых пирамид каждый день», – отметил управляющий Федерального общественно-государственного фонда по защите прав вкладчиков и акционеров Марат Сафиулин.
Жалоб от пострадавших от «Кэшбери» (в общем объеме обманутых) всего 10%. Но это пока, уверены специалисты.
«Центральный банк, который учился в финансовой академии, всегда понимает, где пирамида, а где нет, только после того, когда людей ограбили», – говорит экономист Павел Медведев.
Запоминать признаки пирамид бесполезно, они «мутируют». Мошенники придумывают новые ходы, где и как обойти закон. В век цифровой экономики таким неизученным полем стала сфера криптовалют.
«В свое время Галилео Галилея сжигали за то, что он говорил, что Земля не такая и Солнце не то. Если просто объявлять «охоту на ведьм» на все новое, процесс развития остановится. И пока государство не понимает до конца: действительно ли это обман. Для этого должно пройти время», – рассказал независимый финансовый аналитик Антон Шабанов.
Но, главное, нет такого закона (и никогда не будет), который запретил бы обманываться самому человеку. В поддержку «Кэшбери», например, на днях зазвучала новая песня.
Читайте также:
Подробнее в сюжете: Программа Вместе