Мы им – сибирские меха и каспийскую икру, они нам – югославские ботинки и венгерский горошек. Мы им – фотокамеры и часы, они нам – магнитофоны и видеокассеты. Мы им – матрешек с балалайками, они нам – баночное пиво и эротическую литературу. Импорт и экспорт в СССР – история великого обмена, грандиозных экономических побед, а порой и скандальных провалов.
1956-й год. Королевский балет Лондона прилетает в Москву, а труппа Большого театра – впервые за свою историю – дает концерты в столице Великобритании. Этот культурный обмен был очень важен не только для двух стран, но и для двух миров – капиталистического и социалистического. Надежда на мир в самый разгар холодной войны. Зрители стоя аплодировали балерине Галине Улановой, и этот триумф положил начало экспорту советской культуры. Вслед за балетом на заработки валюты отправились опера, цирк, кумиры эстрады. Как чиновники Госконцерта отбирали звезд для поездок? Сколько миллионов долларов принесли стране американские гастроли «Песняров»? И как бедные артисты экономили на суточных?
«Я участвовала в самых первых гастролях большого театра – это 56-й год в Лондоне. Галине Сергеевне тогда было уже 47 лет, и она стала мировой звездой. Я помню, что после конца спектакля была мертвая тишина в зале, а потом вот эти вот невероятные аплодисменты», – вспоминает балерина, художественный руководитель ГАТ «Классический балет», народная артистка РСФСР Наталия Касаткина.
Это были не первые зарубежные гастроли Галины Улановой, но именно они сделали ее знаменитой на весь мир.
«Это был триумф абсолютный, и тогда какие-то богатые люди пригласили нас к себе, какой-то вернее один, наверноt, богатый человек и огромный зал, зеркала, эти зеркала раздвинули, и там висели вечерние платья. Нам сказали: «Девочки, выбирайте любое», а в это время во дворе мальчикам показали велосипеды, они могли выбрать любой. У нас директором был Василий Иванович Пахомов, и он сказал, что русские артисты не бедные, нам этого всего не нужно, зеркала закрылись, гаражи закрылись, мы так и не получили всего этого», – продолжает Касаткина.
Многие артисты впоследствии отмечали, что иностранные организаторы относились к ним гораздо более трепетно, чем советские чиновники.
Сол Юрок, а на самом деле Соломон Гурков, эмигрант из царской России в США. Именно он смог организовать первые послевоенные гастроли советских артистов в Америку. В 1959-м году в США и Канаде с аншлагами принимали прим-балерин Большого театра Галину Уланову, Майю Плисецкую, Екатерину Максимову, Наталию Касаткину.
«На экспорт шел живой товар: ансамбль Моисеева, ансамбль Березка, Зыкина, Рихтер, Гигельс, Елена Образцова, Большой театр – вот что любили. И любят до сих пор», – заявила бывший редактор фирмы звукозаписи «Мелодия» Юлия Сапрыкина.
Кажется, что именно Америка больше всего полюбила советских артистов. Неудивительно, ведь там проживали миллионы эмигрантов из царской России. С трепетом к русской культуре относился и Париж, и Лондон.
«Особенно Япония. Они вообще обожают нашу культуру, просто обожают. Я сама делала очень хорошие проекты, которые полетели в Японию вместе с ансамблем Александрова. Они же очень любят наши песни, и Катюшу, и Калинку, и все военные песни», – сказала Сапрыкина.
Гастрольбюро – так изначально называлась организация, которая ведала всеми концертными делами советских артистов. В 1957-м году ее переименовали в Госконцерт.
«Госконцерт в основном занимался выездами за границу, от него зависели все коллективы, которые хотели выехать за рубеж. Отбирались по принципу популярности ансамбля или певца», – сказал композитор, заслуженный деятель искусств Узбекистана Энмарк Салихов.
Чиновники Госконцерта отбирали артистов для заграничных гастролей по нескольким принципам. Один из них – национальный колорит советских республик, который мог быть интересен иностранцам.
«Были и фестивали, и конкурсы, и вроде бы от каждой республики – но это было единое. И если мы выступали где-то за границей, то мы показывал и не одну Россию или одну Армению и Беларусь, мы показывали гордость всех республик», – сказала певица Зинаида Сазонова.
Но главный принцип отбора на гастроли – популярность.
«Едут туда те, кто больше всего пластинок в своей стране выпустил. Мы на то время выпустили 45 млн пластинок, мы поехали, Пугачева поехала и трио «Ромэн». Все выступили прекрасно, но мы в конце так дали, что нам стоя аплодировали, после последней песни ехали на тройке с бубенцами. И сразу нас вызвали на банкет подписывать контракты в Японии, Америке, Италии, а мы не имели права, с нами был дядя в шляпе, который поставил на стол визитки и раздал всем, пишите в Госконцерт», – вспоминает заслуженный артист Белорусской ССР Леонид Борткевич.
Но настоящей сенсацией стали выступления за рубежом вокально-инструментального ансамбля из Белорусской ССР.
Уралец Владимир Мулявин в 60-е годы приехал в Минск на гастроли, да там и остался. Набрал единомышленников и создал коллектив с патриотическим уклоном – «Песняры». Мулявин не копировал другие ансамбли, не поклонялся западным кумирам. Он пошел своим оригинальным путем – современно и модно аранжировал фольклор. Это стало изюминкой «Песняров». К середине 70-х ансамбль достиг вершины успеха: представил СССР в США и собрал там огромную кассу.
«Сэт Гарис американский нас с Битлз сравнил, и он добился того, чтобы мы поехали в Америку. Около месяца мы объездили 15 южных штатов. Он сделал такую рекламу, что когда мы приезжали в город, нас уже по ТВ показывали как известный музыкальный коллектив в СССР. И есть такой известный музыкальный журнал «Билборд», нас на обложку посадили вместе с Битлз и Элтоном Джоном, и на обложке написали «вторжение русского рока в западный», – рассказал Борткевич.
Турне по Америке было невероятно успешным, репортеры преследовали музыкантов в течение всей поездки. Да и на родине еще год после возвращения мучили расспросами, интервью, съемками.
«Когда они бывали за границей – они привозили валюту. Они получали суточные копейки и привозили сюда – в Росконцерт, Москонцерт, министерство культуры», – сказала Сапрыкина.
Самый большой гонорар в своей жизни музыканты ВИА «Песняры» заработали после гастрольного тура по Америке.
«Когда я приехал после трех месяцев, я заработал столько денег, я еще их разменял по трешкам, а мама на работе, я приезжаю, старый диван, я деньги разменял и такую гору трешек положил на диван, маму удивить по-хорошему. А она пришла и как увидела, сразу плакать: с кем ты связался, откуда ты взял столько денег?», – рассказал Борткевич.
Тогда никто не остался в накладе: ни музыканты, ни Госконцерт, ни американский импрессарио «Песняров» Сидней Гаррис.
«Он приехал в аэропорт нас провожать, встал на колени, стукнулся лбом об пол и сказал: спасибо, ребята, я на вас заработал миллион долларов», – сказал Борткевич.
Зачем советские артисты клали в багаж кипятильник и как не вернулись с гастролей Рудольф Нуреев и Михаил Барышников, смотрите в полной версии программы «Достояние республик» на телеканале «МИР».