Кто во Франции хозяин: как Макрон будет противостоять массовым беспорядкам

12:20 12/12/2018
Кто во Франции хозяин: как Макрон противостоит массовым беспорядкам
ФОТО : Zuma\TASS

Общественные волнения во Франции из-за роста цен на бензин не утихают с середины ноября. Накануне Эммануэль Макрон впервые обратился напрямую к гражданам страны, после того как в выходные демонстранты вновь вышли на улицы Парижа, Лиона, Марселя и других городов. Президент резко осудил насилие во время манифестаций «желтых жилетов», объявил чрезвычайное экономическое и социальное положение в стране из-за массовых беспорядков и предложил, как избежать повышения цен. Он предложил повысить с 2019 года минимальную зарплату на 100 евро, исключить налоги на сверхурочный заработок, отменить повышение налога на обязательное соцстрахование лиц пенсионного возраста с доходом менее 2 тысяч евро, а также прекратить облагать налоговыми сборами премии, которые сотрудники получают в конце года. При этом французский лидер отказался восстановить налог на роскошь. Ведущий эксперт Российского института стратегических исследований (РИСИ), историк, политолог Аждар Куртов рассказал «МИР 24», как могут развиваться события во Франции.

Некоторые французские политики и наблюдатели восприняли эти идеи скептически и посчитали, что на их реализацию потребуется 8-15 млрд евро. Но где их взять? Лидер партии «Национальное объединение» Марин Ле Пен уточнила в Twitter, что президент вроде бы признает часть своих ошибок в налоговой политике, но игнорирует недовольство народа его политикой в целом. Другие наблюдатели также пишут о том, что общий курс президента от этих заявлений не изменится, и отмечают, что богатые не пострадают, а расплачиваться за идеи Макрона придется простому народу.

Население многих французских городов опасается, что протестные акции «желтых жилетов» могут распространиться за пределы Франции. Людей, недовольных своим положением и готовых выйти на улицы, полно везде. Нового взятия Бастилии во Франции пока не произошло, но массовые волнения были вполне ожидаемы, полагают эксперты. «Бедняков», живущих на 1679 евро в месяц или меньше, в стране не менее половины.

«Эта ситуация не нова. В последние годы, да и в последние десятилетия, мы неоднократно видели крупные социальные выступления во Франции – поджоги автомобилей, активные выступления мигрантов, не желавших нормально адаптироваться к условиям французского общества. Два последних президента – и Макрон, и Олланд – постоянно сталкивались с недовольством французов. Политика, которую проводит республика, кризисна во многих отношениях – и в социальном, и в политическом. Само избрание Макрона на пост президента не от классических политических партий Франции уже говорит о том, что население разочаровано в предложениях традиционных французских политиков. Оно выбрало Макрона, но, очевидно, это был не лучший выбор», – заявил «МИР 24» Аждар Куртов.

Так что основная причина нынешней ситуации – социальное недовольство различных групп французского населения – от молодежи до пенсионеров. Молодежь – прежде всего, студенчество – недовольна увеличением платы за образование, причем, если даже таковая увеличивается для иностранных студентов, на студенческие манифестации из солидарности выходят и коренные французы. К тому же, весьма высок для стран ЕС, включая Францию, и уровень безработицы среди молодежи.  По старшему поколению бьют реформы, связанные и с пенсионным возрастом во Франции, и с уменьшением пенсионных выплат.

«Все это в совокупности образует комплекс социальных претензий к власти, и в этих условиях требование правительства повысить цену на бензин послужило спусковым крючком. Дело в том, что общественный транспорт во Франции не особо развит. Многие жители пригородов добираются до работы на личных автомобилях. Учитывая, что Франция не относится к нефтедобывающим странам, цены на топливо там и так немаленькие, и в такой ситуации их резкое повышение серьезно ударило по карману французов», – говорит аналитик.

Недовольство граждан чрезвычайным экономическим положением подтверждают многочисленные погромы и акты вандализма, в том числе и против национальных святынь Франции. По данным министерства внутренних дел страны, число протестующих составило 125 тыс. человек. «В ответ французское правительство не нашло ничего лучше, чем применить достаточно жесткие полицейские меры с водометами (несмотря на холодное время года), слезоточивым газом, резиновыми пулями, задержаниями  – независимо от возраста задержанных. Все это французское общество не то, что не приветствует, но не приемлет вообще, и это явилось дополнительным раздражающим фактором, вызвавшим активность демонстрантов», – считает Куртов.

Развитие событий будет во многом зависеть от гибкости властей. «Обычно умное правительство, пытаясь сохранить свой курс, идет на частичные уступки, на переговоры с отдельными «отрядами» трудящихся, и путем закулисных договоренностей немножко сбивает митинговую волну. Поскольку грядут рождественские праздники, расчет при такой тактике может быть на то, что люди угомонятся и предпочтут участию в силовых антиправительственных акциях подготовку к праздникам. Но, поскольку ситуация во Франции кардинально не разрешилась, дальнейшие варианты могут быть разными», – считает Куртов.

Требование манифестантов о выходе страны из состава ЕС и НАТО можно расценивать как фактор дополнительного прессинга на власти, считает эксперт. «Список требований достаточно обширный – вероятно, это было сделано для того, чтобы антиправительственные манифестации охватили больший состав недовольных. При таком подходе в требования обычно включается и то, что заведомо невыполнимо, или то, что не поддерживается всеми манифестантами. Протестующие – это не гомогенная структура с руководством в виде забастовочного комитета, который все держит под контролем. Нет, это просто современные средства коммуникации, соцсети, которые дают возможность выстроить эту протестную активность сетевым образом. Поэтому в состав требований к правительству были включены и трудноосуществимые на практике требования политического характера. Я думаю, что большинство французов в нынешних условиях мало озабочено внешнеполитической проблематикой, членством в ЕС, НАТО. Их, прежде всего, интересует их собственное благополучие, поставленное фискальными действиями правительства под угрозу», – говорит аналитик.

Не лишена оснований и версия о причастности к протестам местных олигархов, которые пытаются убрать президента- ставленника олигархического клана французских Ротшильдов, и США, недовольных антиамериканскими инициативами Макрона.

«Безусловно, и та, и другая версии имеют право на существование и подкрепляются многочисленными фактами. Что до финансирования теневым олигархом или теневой силой, стоит помнить: Франция – отнюдь не рафинированная демократия, а если и демократия, то для крупных олигархических группировок, которые пытаются действовать не прямым образом, а через свои креатуры – депутатов, президентов. Когда как бы ниоткуда появляется крупная политическая сила, переходящая к активным действиям на большом пространстве страны, это всегда вызывает подозрения в наличии некоего скрытого финансирования. Демонстранты могут об этом не знать и не получать никаких денег, но организаторы используют удачный момент для достижения каких-то своих целей», – считает аналитик.

Свой мотив есть и у Вашингтона, который тратит немало сил для дезорганизации своих геополитических конкурентов – Китая и России. США не дают обрести полноценную геополитическую субъектность в виде собственных вооруженных сил странам ЕС. «Одних лишь заявлений дипломатов или президента США о нецелесообразности собственных вооруженных сил явно недостаточно. Недовольство Штатами что в Германии, что во Франции, что во многих других странах ЕС среди политического класса достаточно велико. США вполне могли приложить руку к событиям во Франции, чтобы показать, кто в доме хозяин, и остудить пыл французских политиков. Пока они могли это сделать в порядке устрашения и демонстрации своих «длинных рук»», – подытожил аналитик.