Из автомата по Рождеству: полчаса кошмара в Страсбурге

18:49 16/12/2018

В Страсбурге 11 декабря 29-летний Шериф Шекат расстрелял посетителей рождественской ярмарки и спокойно уехал на такси. Жертвами атаки стали четыре человека. Впоследствии в ходе спецоперации стрелка ликвидировали. Корреспондент «МИР 24» Родион Мариничев узнал подробности трагедии. 

Полчаса кошмара: несколько автоматных очередей по тем, кто решил купить подарки к Рождеству Христову. Двое погибших на месте, еще двое скончаются в больнице, 12 раненых.

«Когда я услышал первую серию выстрелов, подумал: наверное, фейерверк», – говорит очевидец. 

Самый центр Страсбурга, рождественская ярмарка перед главным собором. Одна из старейших в Европе – ежегодно сюда приезжает два млн туристов. Первые выстрелы раздаются именно здесь.

«Страсбург – это один из символов Европы, а эта ярмарка – символ Страсбурга, нашей культуры. Это покушение на Рождество», – сказал местный житель Жан-Мари Ле Брен.

После ярмарки убийца направляется в другое туристическое место – на площадь Клебер. Выпускает новую очередь по прохожим и бежит дальше: стреляет на оживленной торговой улице Франк-Буржуа, затем углубляется в переулки, и только там его встречают полицейские. Завязывается новая перестрелка – преступник ранен, но ему удается уйти. Он садится в такси и пропадает из поля зрения.

«Это был мужчина, который держал в руках огромный ствол, я такого никогда в жизни не видела», – призналась жительница.

Теракт – заявят власти в тот же вечер. Стрелок – 29-летний Шериф Шекат. Он родился в Страсбурге, по последним данным, в семье иммигрантов из Алжира. В списке потенциальных террористов – так называемой Fiche S – находился с 2015 года.

«Полицейским он знаком очень хорошо. Привлекался 27 раз – в основном, за грабежи и насилие во Франции, Германии и Швейцарии. Несколько раз сидел в тюрьме. Известен радикальными взглядами», – отметил прокурор Парижа Реми Хейц.

Запрещенная во многих странах группировка ИГИЛ назовет Шеката своим «солдатом». Он якобы мстил за борьбу западной коалиции с боевиками в Сирии и Ираке. Об этом же сам он рассказал и таксисту, который фактически помог ему сбежать.  

Страсбургская ячейка игиловцев располагалась в районе Нойдорф. Именно туда Шеката отвезло такси. Там он вырос, так что хорошо знал, где можно спрятаться. Искать его будут двое суток.

«Я сейчас прошла весь центр насквозь. Он совершенно пуст, и это так непривычно! Как будто сейчас четыре утра и все спят у себя дома. Просто какая-то параллельная реальность», – рассказывает жительница Страсбурга Виолетта. 

«Невозможно все время встречать Рождество под конвоем полицейских», – говорит местный житель Жан-Луи.  

Полиция даже перекроет границы с Германией и Люксембургом. А стрелок все это время будет разгуливать неподалеку от своего дома. Наконец, в четверг вечером Шерифа Шеката уничтожат. Полицейским просто повезет: о подозрительном молодом человеке со следами крови на одежде сообщит одна из прохожих. Прибывшая на место группа спецназа застрелит Шеката, который попытается оказать сопротивление. Задержат как минимум пятерых знакомых и родственников стрелка, но в конце концов отпустят. Отец убийцы придет в полицию сам.

«Если бы я только знал о том, что он затевает, я бы, скорее всего, тут же сообщил в полицию. Но ведь он до сих пор никого не пытался убить», – заявил Абделькарим Шекатт.

Родители убийцы уже много лет в разводе. Подозревали, что их сын в последнее время увлекался радикальным исламом. Все время с кем-то переписывался в мессенджерах. Но они все равно отказывались верить в самое страшное.

«Я с трудом могла представить себе, что мой сын способен такое натворить. Но мне все говорили: да, да, это он!» – отмечает мать Шерифа Шекатта Руаджа Руаг. 

«Он ведь живет здесь, в этом городе. У него здесь семья, родственники. И он, по сути, стреляет в своих соседей», – сказала жительница Страсбурга Анн Перналь. 

«У меня такое чувство, будто погиб кто-то из моих родственников. Как подумаешь об этом – одни вопросы, вопросы, вопросы», – говорит жительница Страсбурга Одесса.

Как вооруженный и палящий по прохожим человек мог целых полчаса разгуливать по самому центру города? Почему, несмотря на оцепления, преступника упустили? Бывший сотрудник американской полиции Григорий Красовский говорит – в Штатах с Шерифом Шекатом, у которого такой «послужной список», не стали бы церемониться.

«Конечно, ему грозили бы серьезные сроки. Быть судимым взрослым даже 10 раз и при этом не отбыть срок как минимум в 10 лет – это достаточно странно. В США во многих штатах есть законы, так называемые three strikes laws, как из бейсбола: три раза промахнулся – все, ты вышел из игры. На третью судимость человека вправе задержать уже на пожизненное заключение», – пояснил сотрудник полиции США 1989-1992 гг. Григорий Красовский.

«Полиция и все правоохранительные органы уже давно ставили перед Макроном проблему увеличения финансирования. Не хватает людей – и квалифицированных людей. Видимо, кто-то ушел по разным причинам, кто-то еще не пришел. В результате те, кто должны бороться вот с такого рода экстремизмом, ослаблены», – заявил заведующий отделом социальных и политических исследований института Европы РАН Владимир Швейцер.

Сам президент Эммануэль Макрон впервые публично прокомментирует теракт в Страсбурге лишь через два дня, перед саммитом лидеров Евросоюза в Брюсселе.

«Под ударом оказалась не только Франция, не только французский город и наши соотечественники. Страсбург – это еще и европейский город», – сказал президент Франции.

Безопасность Европы и Франции в частности уже в который раз дает трещину. Январь 2015-го – нападение на редакцию журнала «Шарли Эбдо». В том же году теракты в Париже – самые кровавые в истории Франции. На следующий год Ницца. Нынешний теракт во Франции произошел в условиях чрезвычайного положения – президент объявил его в понедельник. В стране не утихают демонстрации «желтых жилетов», в которых принимают участие все недовольные властью, включая школьников и студентов. Движение охватило многие города, в том числе и Страсбург.

«Когда мы пришли в центр города в тот самый злосчастный вечер, когда произошел теракт, мы увидели, что уже все было блокировано. Мы подумали: как это могло произойти, что так быстро перекрыли мосты и дороги. Оказалось, что это не следствие теракта, а подготовка к субботним акциям «желтых жилетов», – говорит депутат Европарламента от Латвии Мирослав Митрофанов.

Почти две тысячи задержанных, и это лишь усиливает накал во французском обществе. Рейтинг Макрона уже установил антирекорд: ему доверяет лишь каждый пятый француз.

«Простым французам, особенно в провинциальной сельской Франции, очень не нравится вот такой «юпитерский», как они говорят, стиль политического лидерства Макрона. Он сноб», – прокомментировала заведующая кафедрой внешней политики РГГУ Ольга Павленко.

Несмотря на теракт, «желтые жилеты» акции прекращать не собираются. Накануне они снова вышли на улицы, чтобы еще раз испытать на прочность силы полиции.

Уличные протесты для Франции – норма, как, например, для россиян крещенское купание в проруби. «Улица» брала Бастилию, события всех трех революций 19 века тоже разворачивались на площадях, как и студенческие протесты 1968 года. Для французов это часть политической культуры.