«Гараж» – легендарная трагикомедия Эльдара Рязанова, в которой драматически и напряженно разыгрывается история о том, как взрослые и уважаемые работники НИИ ссорятся из-за мест в гаражном кооперативе. Идея сюжета родилась в реальной жизни, когда Эльдар Рязанов поучаствовал в подобном заседании и увидел «сборище людей, лишенных совести, забывших о справедливости, равнодушных и трусливых». Потрясенный этим, он решил снять фильм.
Что осталось за кадром «Гаража»? Какие страсти сотрясали саму съемочную площадку? Об этом – в нашем материале.
Смотрите фильм «Гараж» 17 мая в 20.00 на телеканале «МИР».
Укрощение «золотого фонда» Мосфильма
Как рассказывал оператор многих рязановских фильмов Вадим Алисов, приступая к каждой новой картине, Эльдар Александрович составлял список актеров, которых хотел бы снимать: «На эту роль – Грегори Пек, на эту – Питер Устинов, героиня – Одри Хепберн». И говорил ассистентам: «Ищите». Конечно, это было не всерьез, но таким образом Рязанов определял некие актерские эталоны, к которым надо было стремиться.
В «Гараж» он взял какое-то баснословное количество советских звезд экрана, до которых он смог дотянуться. В принципе, все его картины отличатся блестящим актерским составом, но в «Гараже» был просто звездопад (причем, в буквальном смысле, но об этом – ниже). Андрей Мягков, Ольга Остроумова, Ия Савина, Георгий Бурков, Семен Фарада, Лия Ахеджакова – актерский состав представлял собой «золотой фонд» Мосфильма.
Первая сложность, с которой столкнулся режиссер, была очевидна: как собрать всех этих востребованных артистов на одной площадке? Многих пришлось «отпрашивать» из их театров. Кроме того, держать столько талантов «в узде» – дело нелегкое. И Рязанов придумал хитроумный трюк: все сцены «Гаража» сняли за 24 дня, причем, в хронологическом порядке. Чтобы уложиться в такие сроки, снимали одновременно тремя камерами. Это давало необычный эффект: актеры никогда не знали, какие камеры включены, и потому играли, не выходя из роли и не расслабляясь.
кадр из фильма «Гараж»
У Рязанова был еще один «воспитательный прием»: он объявил, что если артисты будут отвлекаться, он будет у них «отбирать» лучшие реплики и отдавать другим, более дисциплинированным. А еще он тем, кто «хорошо себя ведет» обещал больше крупных планов – а кто из артистов не хочет «засветиться»!
Пьянству – бой
В картине «Гараж» безусловно собраны очень сильные актеры, но даже тут не обошлось без хулиганства. Рязанов терпеть не мог пьяных на площадке. Но один «загульный» эпизод на площадке все же произошел. Как рассказывает в одном интервью Вадим Алисов, Георгий Бурков, эрудированный и остроумный «разгильдяй и любитель выпить», устроил скандал на площадке.
«Бурков мне как-то сказал: «Понимаешь, я не алкоголик, потому что я пью, но ни про кого не говорю гадостей. Просыпаюсь утром и ни перед кем не виноват», – вспоминал Алисов.
кадр из фильма «Гараж»
Дело было 23 февраля. В этот день должны были снимать сцену, когда среди дольщиков гаража чуть было не произошла драка. Но в кадре актеры реально подрались: Невинный, Фарада, Веденкин, Брондуков и Бурков. «Я подозреваю, что подбил отметить праздник как раз Бурков», – комментировал впоследствии Алисов. Увидев эту картину, Рязанов мгновенно завелся. С криком «Стоп!» он схватил за грудки подвернувшегося под руку Георгия Буркова, приподнял от пола и, не помня себя, стал что-то кричать ему в лицо. Наутро у режиссера поднялась высокая температура, и он заболел. Впрочем, к этому происшествию потом режиссер отнесся иронично. Он просто сказал, что эпизод придется переснимать в другой день.
Счастливый случай
Александр Ширвиндт пробовался в картине на роль прохиндея Сидорина. Но в коллектив «Гаража» он так и не попал – не прошел пробы. Вместо него взяли игравшего в соседнем павильоне Мосфильма Валентина Гафта. Для Гафта это приглашение было подарком судьбы – и даже не потому, что он сыграл в блестящем фильме у именитого режиссера, а потому, что на площадке он встретил свою любовь Ольгу Остроумову. Она попала в «Гараж» тоже по случайности: зашла к Рязанову как-то попросить пристроить дочку в детсад. А он ей предложил роль дочери профессора Смирновского.
Гафт удивлялся скромности актрисы. По его словам, «все пытались влезть в кадр», Остроумова же… пряталась за большим деревом в вазоне, чтобы не попасть в объектив». Тихо отработала свою роль и… исчезла. С Гафтом она пересечется потом спустя много лет – на одном концерте. И только тогда он рискнул пригласить ее на свидание. А через 20 лет после выхода «Гаража» они поженились.
Отомстил… без слов
Интересная история произошла с Андреем Мягковым на съемках «Гаража». Чтобы ее понять, нужно перенестись на несколько лет назад, в то время, когда снимался фильм «Служебный роман».
кадр из фильма «Гараж»
Мягков, игравший Новосельцева, имел неосторожность нелестно отозваться о стихах режиссера «У природы нет плохой погоды…», ставших словами к песне из фильма. Рязанов постеснялся в титрах указать, что это его личные стихи и приписал авторство английскому поэту. Мягков сказал, что они «недостаточно изящны», и Рязанов это запомнил.
Месть его состояла в том, что в «Гараже» Мягкову досталась «немая» роль лаборанта Хвостова – его герой весь фильм сидит с простуженным горлом и может играть исключительно лицом. Рязанов сам признавался, что он решил так «наказать» Мягкова за непризнание его поэтических талантов.
Впрочем Мягков получил компенсацию за потерянный голос: на роль хамки – директорши рынка Кушаковой – Рязанов пригласил его жену Анастасию Вознесенскую. Мягков просто мечтал сыграть вместе с женой и даже пытался ставить ультиматумы разным режиссерам (как, например, в фильме «Большая перемена» он соглашался играть роль учителя Нестора Петровича при условии, что учительницу русского сыграет его любимая жена). И, наконец, его желание сбылось. Супруги очень не любят расставаться и были рады возможности работать на одной площадке.
Подробнее в сюжете: Новости кино