«Совершенно не похожи на азиатов». Кто такие айну

12:53 08/02/2019
«Совершенно не похожи на азиатов». Кто такие айну – коренные жители Японии?
ФОТО : Википедия / общественное достояние

В последнее время о Японии мы чаще всего вспоминаем в контексте спора о Курильских островах. Но внезапно из Токио пришла другая любопытная новость: правящая Либерально-демократическая партия Японии подготовила законопроект о признании племени айнов коренным населением страны. В том случае, если парламент одобрит эту инициативу, в стране впервые за всю историю официально появится коренное население, которое не является японским. Для многих это может стать настоящим шоком, ведь известно, как гордые японцы берегут и лелеют свою этническую однородность.

Тем временем еще 11 декабря прошлого года член СПЧ Андрей Бабушкин обратил внимание президента России Владимира Путина на то, что далеко не все коренные народы России являются признанными. В числе прочих он назвал и айнов.

«Один из таких народов, отсутствующий в официальных перечнях, – это народ «куриль», или айну, – древнейшее население островов Дальнего Востока. Прошу Вас дать поручение губернатору Камчатской области выступить с представлением о внесении айну в перечень коренных малочисленных народов России», – призвал Бабушкин. Президент согласился с этим предложением, отметив, что на сегодняшний день небольшое число айнов действительно проживает на Камчатке.

Кто же такие эти таинственные айны? Почему для японцев они многие века оставались настоящей головной болью? Как они выглядят и чем живут? Об этом мы расспросили руководителя Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН Валерия Олеговича Кистанова.

Густые бороды и «горячие» татуировки

«Айны – это коренные жители целого региона в Северо-Восточной Азии. Они испокон веков жили не только на Курилах, но и на Сахалине, на Камчатке, в Приамурье. У них, правда, никогда не было своей государственности – это их и погубило. Когда японцы стали осваивать Курилы с юга, а Россия – с севера, они обнаружили, что там проживают айны. И каждая из стран стремилась их вовлечь в свою орбиту», – рассказывает Кистанов.

Само слово айн, или аину, буквально означает «настоящий человек». Айны являются древнейшим населением Японских островов, а их соседи появились здесь гораздо позже. В России айнов уже практически не осталось. По данным переписи населения, в 2010 году в нашей стране проживало всего 109 представителей этой народности, причем 94 из них – в Камчатском крае. Основная часть айнов продолжает обитать на Японских островах, особенно на Хоккайдо. Их численность в Японии составляет около 25 тысяч человек, впрочем, существует и неофициальная статистика, согласно которой число айнов здесь может доходить и до 200 тысяч человек.

У айнов своя культура, свои обычаи, да и внешне они сильно отличаются от японцев. Когда русские моряки впервые столкнулись с айнами в XVII веке, внешний вид аборигенов их поразил, а некоторые даже приняли туземцев за своих.

«Они совершенно не похожи на азиатов, у них больше преобладают европейские черты. Конечно, японцы и русские, когда сталкивались с айнами, видели, что это совершенно самобытный и ни на кого не похожий этнос», – отмечает Валерий Олегович.

«Совершенно не похожи на азиатов». Кто такие айну – коренные жители Японии?
Фото: Википедия/общественное достояние

Характерная для монголоидов смуглая кожа, особая монгольская складка под глазом, редкая растительность на лице, маленький рост – ничего этого тут не было и в помине. Перед гостями с большой земли предстали довольно рослые люди со сравнительно светлой кожей, большим носом, а главное – с очень густыми волнистыми волосами. У мужчин айнов был настолько густой волосяной покров на лице, что они использовали специальные палочки, которыми придерживали усы и бороду во время еды.

Женщины-айну тоже имели весьма экзотическую внешность: они делали особые татуировки вокруг рта, которые напоминают пугающую «улыбку Джокера». Эта необычная традиция сохранялась у айнов на протяжении столетий: считается, что последняя женщина, у которой был «правильный» татуаж, умерла только в 1998 году.

Черные «улыбки» вокруг рта наносили только женщины. Традиция передавалась по женской линии, рисунок на тело девушки наносила ее мать или бабушка. Айны считали, что девушка, у которой не будет подобной татуировки, никогда не сможет выйти замуж, а душа ее после смерти не обретет покой. Однако в 1799 году, уже в эпоху «японизации» племен айну, японские власти ввели запрет на татуировки, поскольку процесс их нанесения был невероятно болезненным и проводился над несовершеннолетними.

Действительно, первую татуировку вокруг рта девочкам-айну делали в возрасте семи лет. В течение последующих нескольких лет «улыбка» дорисовывалась, и окончательный вариант наносился в день бракосочетания девушки. Обряд был очень жестоким: кожу вокруг губ надрезали острым ножом, и в получившиеся прорези засыпали сажу, взятую из очага. Девочки претерпевали ужасные муки, но айны верили: так они готовятся к родам. Иногда несчастных приходилось держать силой. Помимо характерной татуировки рта, айны делали наколки на руках – сложные геометрические узоры, которые также служили оберегом. 

Порабощение и закат культуры

С японцами у айнов всегда были сложные отношения. Попросту говоря, первые способствовали почти полному истреблению вторых. Когда древние предки современных японцев начали селиться на Японских островах – это примерно середина эпохи Дземон, с 13 000 года до н. э. по 300 до н. э., – многим айнам пришлось мигрировать на Сахалин, нижний Амур, Приморье и Курильские острова. После того, как у японцев окончательно сформировалась государственность, между ними и айнами начинается долгое, кровопролитное противостояние. И, хотя некоторым вождям аборигенов удавалось организовать восстания (например, восстания Атеруя и Сягусяина) и даже разбить отряды противника, но, безусловно, против японской армии туземцы были бессильны. Оказавшись в кабале у японцев, лишенные возможности вести привычный образ жизни, охотиться, жить небольшими группами и обреченные на тяжкий труд, многие айны быстро умирали, что привело к колоссальному сокращению их численности и почти полному вымиранию культуры.

«Фактически, это уже «объяпонившиеся айну», не более того. Айнский язык уже практически можно считать мертвым», – печально констатирует Кистанов, говоря об уцелевших представителях айну, которые продолжают населять Дальний Восток.

А ведь культура этого народа очень богата и интересна. Более того, ученые до сих пор не выяснили точного происхождения айну.

«Японцы и айну – это совершенно разные этносы. Японская нация образовывалась в течение многих тысячелетий путем слияния трех течений – с юга (с Тихоокеанских островов), с материка (через Корейский полуостров) и с Севера. Так образовалась нация, которую в древности называли нацией Ямато. А к айнам они не имеют никакого отношения», – объясняет Валерий Олегович. 

Существует три основные версии происхождения айнов. Некоторые исследователи полагают, что айны – родственны европеоидам (кавкасионной расе). Другие настаивают на их связи с австронезийцами и утверждают, что айны пришли на Японские острова с юга – эту теорию выдвинул Лев Штернберг, и она преобладала в советской этнографии. Наконец, существует версия, согласно которой айны родственны палеоазиатским народностям, и проникли на Японские острова с севера или даже из самой Сибири. Ни одна из этих теорий не подтверждена на сто процентов.

«Совершенно не похожи на азиатов». Кто такие айну – коренные жители Японии?
Фото: Титов Валентин/ТАСС

Экзотика для туристов

Сегодня айны, проживающие в Японии, являются, скорее, элементом экзотики, нежели самостоятельным народом. Конечно, такого жесткого притеснения по отношению к ним уже давно нет, но и о каких-то правах здесь говорить не приходится.

«Японские правящие круги пытаются создать видимость того, что они заботятся о сохранности этого этноса, предоставляют айнам какую-то культурную автономию, поддерживают их традиционную культуру, обычаи, навыки и так далее. Но фактически никакой роли в политической и социальной жизни айну не играют. Этот жест, который направлен на принятие закона об айну, – чисто политический, он особого значения иметь не будет. А в России это тоже, по-моему, чисто популистский шаг», – считает Кистанов.

Однако стоит отметить, что с русскими у айнов сложились куда более благоприятные отношения, нежели с японцами. К примеру, многие курильские айны овладели русским языком и даже приняли православие. Несмотря на некоторые конфликты с казаками, в частности, из-за сбора податей, русские колониальные порядки были гораздо мягче японских. Россияне не требовали, чтобы айны кардинально меняли свой образ жизни, позволяли им заниматься своими традиционными промыслами и не заставляли быть рабами. Таким образом, обрусевшие айны не вырывались из своей естественной среды.

Современные японские айны тоже живут свободно, но всерьез их никто не воспринимает. Сами айны зачастую знают о своей культуре меньше, чем антропологи – многовековая дискриминация оставила свой неумолимый след. То, что сейчас в Японии называют культурой айнов, фактически поставлено на службу японскому туризму. К примеру, широко распространен бренд «айны и медведи»: почти в каждой сувенирной лавке на Хоккайдо иностранцам предлагают купить маленькие фигурки медвежат, вырезанные из дерева представителями айну. Но на самом деле у айнов всегда действовало табу на вырезание статуэток, изображающих это животное. А это новомодное ремесло, по словам исследователей, среди них внедрили японцы, которые, в свою очередь, заимствовали его в Швейцарии в 1920-х годах.

«Совершенно не похожи на азиатов». Кто такие айну – коренные жители Японии?
Фото: Козлов Сергей/ТАСС

По мнению Валерия Кистанова, даже если сейчас айнов признают в Японии коренным народом, от этого отношение к ним не станет лучше. И, даже несмотря на то, что японцы всегда очень ценили этническую однородность своего государства, их вряд ли встревожит наличие «новых» коренных жителей неяпонского происхождения.

«Это никак не будет способствовать размыванию японского этноса. Действительно, про японцев говорят, что это гомогенная нация: 90 с лишним процентов населения – это чисто японцы. Но ведь есть еще жители Окинавы, которая когда-то была самостоятельным государством. Еще в XV веке Окинава попала под влияние Китая, а в 1879 году была присоединена к Японии вместе с островами Рюкю. Сейчас Окинава считается территорией Японии, но там проживают ее исконные жители. Они, как и айны, имеют свою культуру, свой язык, свои обычаи, но это тоже уже, скорее, экзотика. Окинавцы даже внешне немного отличаются от японцев, но при этом уже давно считают себя японцами. Никакого сепаратизма там нет, и никакого влияния на политическую и социальную жизнь Японии окинавцы не оказывают, а айну – тем более. И этот закон о признании айнов коренным народом сейчас направлен на то, чтобы показать миру, насколько Япония цивилизованная страна, и как она заботится о своих национальных меньшинствах», – отмечает ученый.

Хочется верить, что те «крохи», которые остались от народа айну, все-таки сумеют сохранить хотя бы частичку той уникальной древней культуры, которая прорастала на Японских островах в течение тысячелетий. Остается надежда на антропологов и этнографов, которые скрупулезно изучают жизнь этого удивительного народа и собирают истории об айну, чтобы те совсем не исчезли с лица земли.

Еще больше интересного о курильских айнах можно узнать из документального фильма «Курилы. Жизнь на краю света», который телеканал «МИР» снял при поддержке «Русского географического общества». Картина повествует о жизни и быте коренных жителей Курил, об их уникальной культуре и языке, не относящемся ни к одной языковой семье.