Декабрь 1964 года. Фильм «Женитьба Бальзаминова» отснят и ждет своего выхода на большие экраны. Идея снять картину у режиссера Константина Воинова родилась еще в 30-х годах, но планам режиссера помешала Великая Отечественная война.
В этом году комедии исполнится 55 лет. «МИР 24» отправился в Суздаль, где проходили легендарные съёмки, и узнал у очевидцев, как снимался фильм «Женитьба Бальзаминова» и что осталось за кадром популярного водевиля.
Чтобы снять колоритную Русь, съемочной группе пришлось долго искать локацию. Она объехала чуть ли не все «Золотое кольцо», но выбрала Суздаль. В 1964 году старинный провинциальный город превратился в огромную съемочную площадку «Мосфильма». Строить много декораций не пришлось. Для локаций были выбраны церкви и храмы. Правда, некоторые из них были приведены в порядок – покрашены и отреставрированы.
Со времени съемок фильма прошло почти 55 лет. Суздаль сильно изменился, но места, показанные в фильме, можно узнать и сегодня.
Все было как в XIX веке
Стоит в городе Суздаль и дом Миши Бальзаминова. Его не отстраивали специально для кинокартины. «Мосфильм» хату снял в аренду. Еще год назад на нем можно было увидеть памятную табличку о съемках киноленты, но хозяева дома из-за назойливых туристов сняли ее. По словам экскурсовода Ирины Болотовой, дом с тех пор особо не поменялся, но ворота и ставни все же перекрасили.
Двигайте слайдер по картинке
Фильм сняли в рекордно короткие сроки – за полгода. Съемочный процесс проходил день за днем. Часть съемок шла на торговых рядах. Повесили вывески с буквой «ять» на чайных, сапожных палатках, убрали столбы с проводами, а все прочее осталось. Все было как в XIX веке. В 1967 году на месте рядов собирались построить торговый центр, но городской архитектор возмутился этим решением и запретил их снос.
«Он сказал, что здание из стекла и бетона не будет смотреться в старом городе и предложил продлить торговые ряды. Поэтому, когда снимался фильм, их вид был уже не такой, как сейчас. Они были в два этажа», – рассказывает Ирина Болотова.
Фото: Игорь Медведев
Кстати, в эпизоде танца Миши Бальзаминова хорошо видно, что на месте нынешних торговых рядов – пусто. В советские годы здесь был рынок на вазах. Эта сцена снималась на фоне храма в честь Казанской иконы Божией Матери и храма в честь Вознесения Господня. Танец придумал Воинов. Режиссер в дикую жару в рубашке нараспашку показывал Георгию Вицину, как надо танцевать.
«Во время съемок фильма рынок работал и прислуга Бальзаминовых как раз ходила сюда с корзинкой», – говорит Ирина Болотова.
Еще одной съемочной площадкой была школа искусств. Именно там снималась сцена, в которой Людмила Гурченко (роль Устинки) просила Жанну Прохоренко (роль Капочки Неуеденовой), «чтобы сделалось без чувств». Любопытно, что с балкона этой школы в Суздале была провозглашена советская власть.
История дворика Анфиски и Раиски
Для эпизодов в доме сестер Пеженовых был выбран обычный суздальский двор. Съемочной команде он понравился тем, что там стоял старый купеческий дом с вишнями и рябиной. Галина Волкова и Надежда Грехова наблюдали за съемками из окна своего дома.
«Яркий солнечный день, на кухне пьем чай с мамой и тут заходит к нам один из членов съемочной группы и сообщает о том, что в нашем дворе будут снимать «Женитьбу Бальзаминова». Мы не стали возражать», – вспоминает Галина Волкова.
Дворик, где Анфиска и Раиска танцевали сидроль под палящим солнцем, и вовсе не узнать. Кстати, эта сцена записывалась два дня. Оказалось, что для съемок во дворе создали специальные декорации. Сначала выстроили веранду с кирпичной кладкой из пластика. В то время это была дикость, поэтому местные жители каждый вечер приходили на нее любоваться. Понастроили амбаров. Затем привезли лошадей, собак. Преобразили дом – художник картины разукрасил входную дверь большими тюльпанами. Потом на площадке появились главные актрисы.
«Мне мама связала белую ажурную шляпку. И когда я вышла в ней во двор, конюх Степан подарил мне искусственные васильки. Я их прикрепила к шляпе. Румянцевой и Макаровой очень понравилась она. Артистки попросили маму сделать и для них головные уборы, но подходящих ниток в городе не нашли. В итоге актрисы остались без шляп», – рассказывает Галина.
Фото: Игорь Медведев
Ворота, в которые забегали стрельцы во время сна, практически не поменялись – их просто перекрасили. Дом за полвека покосился, но узнаваем.
«Выглядывает Вицин как раз из нашего окошка на втором этаже, а потом на крыльцо выходит Надежда Румянцева в голубом платье», – рассказывает Надежда Грехова.
«Наш дом и двор – памятники архитектуры. Тут ничего нельзя менять. Вид дома еще со времен мальчишеского приюта сохранился. Зелени уже не так много во дворе. Вишню и рябину срубили. Деревья поела коза и они погибли», – объясняет Надежда.
Фото: Игорь Медведев
Грезы Бальзаминова
При создании сцен, где мечтает Бальзаминов, снялись сотни горожан. Суздальцев активно зазывали на съемки. В местной газете было опубликовано объявление, что идет кастинг на кинокартину. Непрофессиональным актерам платили от 3 до 7 рублей в сутки. Мало кто знает, но роль одного брата из сестер Пеженовых сыграл житель Суздаля Иван Быков. Да и голубей гонял суздальский школьник Витя Якушев.
Рассуждение о деньгах, выгоде и даже пенсиях в комедии Воинова много. Они смотрелись и звучали еще смешнее в связи с тем, что в 1964 году вышел новый закон «О пенсиях и пособиях членам колхозов». В то время в СССР его обсуждали все. Еще бы, ведь колхозники впервые стали получать пенсию.
«Если бы я был царь...
Царский указ!
«Бедный женится на богатой, а богатая на бедном! А тому, кто ослушается, – смертная казнь! Смертная казнь!»
Эта сцена снималась в арке Ризоположенского монастыря.
Когда снимался фильм, на местном рынке сразу подлетели цены. Все торговцы пытались навариться на звездных гостях, вспоминает Ирина Болотова.
«Как-то раз на рынок пришла Лидия Смирнова с небольшой вязаной сумочкой. В то время это был шик с отлетом. Она хотела купить стакан земляники. Тогда он стоил 30 копеек. Но узнав актрису, продавец взяла с нее рубль. Конечно, женщину стали ругать, мол, что ты делаешь. Но на следующий день место с краю решила занять другая продавщица. Смирнова опять приходит за земляникой и снова отдает рубль. Потом за это место бабки боролись. Всем хотелось получить рубль от свахи из кинофильма», – рассказывает Болотова.
Фото: Игорь Медведев
В это же время в Суздале входят в моду пышные платья.
«У нас все девчонки стали играть в барынь, достали из сундуков длинные платья и стали под них надевать спасательные круги и прогуливаться по городу с зонтиками», – рассказывает экскурсовод.
Невеста Бальзаминова
Один из самых забавных эпизодов, воссозданных Воиновым – чаепитие на валах. В этих сценах угадывается кисть художника Бориса Кустодиева. Съемочная группа очень точно подобрала декорации, передала цвет и ракурсы. В кадре можно увидеть Никольскую церковь и синие купола Собора Пресвятой Богородицы.
Для съемок сцены поцелуя Нонны Мордюковой с Георгием Вициным режиссеру потребовалось 29 дублей. А вот эпизод, где Бальзаминов напугал вдовушкиных прислуг, что те попрыгали в пруд, снимался за полтора километра от валов. Водоем за полвека сильно обмелел и зарос.
«Прежде, чем дамы прыгали, в пруд ставили деревянные помосты. При этом они надевали большие резиновые сапоги и сигали в них. Но когда они вылезали обратно, им надо было приподнять платье таким образом в кадре, чтобы эти сапоги зритель не видел», – рассказала Ирина Болотова.
В этом году легендарной комедии исполняется 55 лет. Фильм «Женитьба Бальзаминова», снятый по мотивам трилогии А.Н. Островского, смотрите 1 марта в 21.20 на телеканале «МИР».
Читайте также: