Работа дальнобойщика, как и любого водителя большегруза – тяжелый труд, с которым справится не каждый мужчина. Дальние трассы, тяжелые грузы, непростой ремонт в случае поломки – все это требует не только определенных умений и сноровки, но и физической силы. Но есть в Москве одна девушка, которая безжалостно рушит стереотипы, легко управляясь с огромным самосвалом. В преддверии Международного женского дня «МИР 24» пообщался с Татьяной Хусяиновой и узнал, каково это – быть «принцессой» на КамАЗе.
Обычный день на стройплощадке: грязь, цемент, водителю крана снизу что-то недовольно кричат рабочие, искры сварки слепят глаза проходящих мимо. Груженый песком, к стройке подъезжает самосвал. Огромная машина сразу отвоевывает для себя массу пространства, и все остальные предметы уже как бы втискиваются в окружающий пейзаж. Дверь КамАЗа открывается, рабочие идут поздороваться с водителем и замирают в ступоре.
На землю, легким движением оттолкнувшись от подножки, спрыгивает симпатичная, хрупкая блондинка. Это – Таня Хусяинова, ей 23 года, и ее рабочие будни практически всегда проходят под изумленными взглядами мужчин.
Ещё в детстве Таня больше интересовалась машинками, чем куклами. Освоив мопед, девушка на этом не остановилась и записалась в автошколу – получать права категории «B». Но легковые машины не могли в полной мере удовлетворить амбиции девушки, и только оказавшись за рулём КамАЗа, Таня по-настоящему влюбилась.
Закончив обучение на категорию «C», Таня стала искать работу мечты. Поначалу было сложно: увидев на пороге миниатюрную девочку, работодатели закрывали перед ней дверь со словами: «Вы такая хрупкая «дюймовочка», с обязанностями не справитесь». Но девушка не отчаивалась, и в конце концов попала на стажировку в одну компанию, а вскоре ее взяли на полный оклад.
Сейчас Таня счастлива. Она – не только умелый водитель КамАЗа, но также любящая жена и молодая мама: в прошлом году у нее родилась дочка. При этом уходить с работы Таня не собирается: в кабине родного КамАЗа она чувствует себя по-настоящему живой и точно знает: это – ее призвание. О том, как ей удается справляться с такой тяжелой работой, да еще и хлопотать по дому, Таня рассказала корреспонденту «МИР 24».
Фото из архива Татьяны Хусяиновой
– Таня, скажите, как вы восприняли свалившуюся на вас популярность? Звонки журналистов, съемки для телевидения, интервью – вы ко всему этому уже привыкли?
– Честно говоря, я не ожидала, что известность придет ко мне так быстро. Но, в принципе, уже привыкла. Журналисты – да, атакуют. Но времени на съемки почти нет. Поэтому многим отказываю.
– Другие водители наверняка удивляются, увидев вас за рулем КамАЗа. Как большинство реагирует – с восхищением? Или, бывает, слышите обидные насмешки в свой адрес?
– Бывает все, но чаще все-таки с уважением относятся. 99 процентов водителей подходят и говорят: «Впервые вижу девушку за рулем КамАЗа». А если говорят что-то обидное, то в основном послушаю и забуду. Но могу и ответить, если настроение плохое (смеется). А вообще, я не скандальный человек
– Можете вспомнить, в каком возрасте у вас возникла любовь к большим машинам и вы захотели стать водителем? Как ваша семья на это отреагировала?
– Как села за руль легковой машины, так захотелось и на грузовой попробовать. Это в 17 лет было, когда я училась в автошколе на категорию «В». Потом меня на УАЗик потянуло. Родителям это, конечно, не понравилось: не женская машина, вечно в грязи, ремонт... Ну а про работу на КамАЗе я старалась до последнего не говорить.
– А когда узнали...?
– Вся семья до сих пор в тихом шоке. Но они уже почти привыкли, терпеливо отпускают меня на работу и желают удачи.
Фото из архива Татьяны Хусяиновой
– Почему именно КамАЗ?
– Я сама не знаю, почему изначально выбрала КамАЗ. Тянуло именно к этой машине. Когда впервые села за руль КамАЗа в автошколе (это было в 2016 году), то поняла, что это – мое. Что я хочу начинать свое утро с руля. А когда в первый раз села за руль самосвала, то поняла, что не ошиблась с выбором и нашла себя.
– Таня, вы красивая, современная девушка, ведете Instagram и канал на YouTube. Я смотрю на ваши фото и видео – везде вы выглядите ухоженной, всегда накрашены. Как вы все это успеваете при вашей работе?
– На самом деле здесь нет ничего сложного. Я же не на дальнобое (улыбается). Каждый день просыпаюсь дома. Да, за час до выхода – чтобы одеться и накраситься, так как это занимает много времени. Вообще, в пять утра краситься неохота, но я ведь девушка на КамАЗе, а не мужик! И не пытаюсь стать мужиком или быть похожа на них. С макияжем я чувствую себя красивой, уверенной. Раньше, конечно, можно было немного «подзабить», когда работала сутками. К вечеру макияж стирался, но мне было все равно. Я думала об усталости, а не макияже. А сейчас я веду канал, меня смотрят тысячи людей – я должна хорошо выглядеть.
– Мужчины, с которыми вы работаете, это отмечают?
- Да. Я часто приезжала на объект, и мне говорили: «Мы думали, сейчас баба «два на два» приедет». Они всегда ждут, что появится этакая бой-баба, женщина-шкаф. Так вот, я ведь не такая, и показываю, что если девушка – ухоженная москвичка с макияжем и прочим, то она не обязательно гламурная фифа. Что мы все можем – и на самосвале работать, и где угодно.
– А грязь часто доставляет дискомфорт? Все-таки работа на КамАЗе очень пыльная...
- По поводу грязи – это природная грязь. Песок, щебень, пыль карьерная... Я вообще не придаю этому значения. Как многие обратили внимание, я редко надеваю перчатки. Да, потому что меня не пугают грязные руки. А если что-то ремонтируешь в машине, то технику нужно чувствовать.
Фото из архива Татьяны Хусяиновой
– У вас подрастает дочка, ей сейчас всего годик. Совмещать выезды и домашние дела, наверное, нелегко. Вы не собираетесь бросать любимую работу?
– Нет, я не хочу уходить с КамАЗа и не собираюсь (улыбается). И пока я прекрасно совмещаю работу и дом. День работаю, день – занимаюсь домашней работой: готовка, уборка, стирка.
– А как к этому относится ваш муж? Не настаивает на том, чтобы вы ушли из водителей?
– Нет, муж не настаивает, чтобы я ушла с работы. Он, конечно, считает это не женской работой, но разрешает заниматься любимым делом.
– В вашей работе требуется не только хорошо водить большегруз, но и уметь чинить его. Вы быстро разобрались во внутреннем устройстве КамАЗа? И как справляетесь с поломками?
– Ну, у нас КамАЗы не ломаются (смеется). А если что по мелочи случается, то приходится по факту разбираться. То проводку замкнет, то борт не закроется. Но ничего сложного в этом нет. А если потребуется серьезный ремонт, то водители сами не будут ремонтировать – погоним машину в сервис.
Фото из архива Татьяны Хусяиновой
– Таня, скажите, а вы встречали хоть раз другую девушку за рулем КамАЗа или иной грузовой машины?
– Нет, ни разу. Только на фургоне Ford вроде, еще на «ГАЗели». И видела женщину-крановщицу. Ну а вообще знакома через интернет с несколькими дальнобойщицами.
– Вы действительно уникальная! Кстати, дети часто идут по стопам родителей. Когда дочь подрастет, будете катать ее на КамАЗе? И как отреагируете, если она тоже захочет стать водителем?
– Катать, наверное, да. Но мне бы очень не хотелось, чтобы она пошла по моим стопам.
– Почему?
– Морально очень тяжело.
– Морально в каком плане? Из-за того, что дальние поездки изматывают и много физических неудобств?
– Нет, физически не тяжело. Именно морально. Что бывает, когда мужик забывает опустить кузов? Или кладет на бок самосвал? Или застревает под мостом? Да ничего – это ведь рабочие моменты. А что будет, если вдруг так накосячу я или любая женщина?..
– Понимаю. То есть вы на себе несете двойную ответственность – и за себя, свою репутацию, и за других женщин в вашем лице, которые идут заниматься такой мужской работой, верно?
– Совершенно верно.