Кыргызский маугли: как простой чабан освоил язык животных

15:52 22/03/2019
Кыргызский маугли: как простой чабан освоил язык животных
ФОТО : МТРК «Мир» / Александра Мучкина

Люди учат разные языки мира, чтобы понимать друг друга. Наш герой – необычный полиглот. Он владеет языками животных. Баатырбек Акматов может не только общаться с волками, подражать баранам, но и разговаривать с птицами. Мужчина вырос в горах Кыргызстана, недалеко от озера Иссык-Куль. Всю свою жизнь он занимается разведением овец, яков – чабан далеко не в первом поколении. Жить среди живой природы и не уметь с ней общаться, говорит Баатырбек, подобно тому, как быть немым и глухим среди людей, которые говорят, а ты ничего не понимаешь.

Кыргызский маугли: как простой чабан освоил язык животных
Фото: МТРК «МИР»/Александра Мучкина 

Впервые Баатырбек завыл по-волчьи пять лет назад. Подражать хищнику пробовали многие. Но чтобы получить ответ на зов, нужны особые нотки. Баатырбек рассказывает: сначала он учился различать тональность волчьего воя – какая, что обозначает, – а потом и сам стал пробовать.

«Я уходил в горы и по нескольку дней старался быть рядом с волками. Однажды провыл с ними всю ночь, до утра. Они выли, и я повторял за ними. Потом стал замечать, что и они повторяют за мной. В итоге у нас получился настоящий ночной урок по волчьему языку», – рассказывает гид-охотник.

Когда Баатырбек понял, что звери его слышат, появилась идея – организовать тур для любителей фотоохоты. В горах Кыргызстана обитают десятки самых редких животных. Надо лишь знать места. Сегодня от охотников за удачными кадрами у Баатырбека нет отбоя, особенно в теплое время года. Он возит по горам фотолюбителей из Франции, Германии, Японии, Турции. Бывает, приезжают и профессиональные фотографы. Однодневный тур стоит 70 долларов.

«Кажется, что зимой в горах холодно и делать нечего. Но лучше всего для фотоохоты подходит именно зима. Животных легче выследить по следам. Их хорошо видно и можно красиво сфотографировать. Но даже при таких условиях ехать на фотоохоту – это рассчитывать только на удачу. Потому что шансы встретить кого-то всегда невелики», – предупреждает Баатырбек.

В этом непростом деле главное – зоркий глаз гида. Баатырбек знает, за каким углом, на каком камне или в какой расщелине можно увидеть объект для съемки. И, если всматриваться внимательно, удача улыбнется. Вот на огромном камне сидит крошечная сова – сплюшка. Редкая птица занесена в красную книгу. Оказывается, птичий язык мужчине тоже знаком.

Кыргызский маугли: как простой чабан освоил язык животных
Фото: МТРК «МИР»/Александра Мучкина 

Самая редкая «фотомодель» в горах – снежный барс. Большая кошка охотится только ночью, и шансов встретить зверя днем практически нет. Клиенты Баатырбека это понимают и гарантий не требуют.

«Однажды я был в горах и встретил чабана, который сказал, что его овцу задрали дикие звери. Я пошел посмотреть, по следам понял, что это был барс. Следы вели к скале. Я остановился возле нее и начал издавать звуки баранов. И из-за пещеры вышло сразу три барса. В тот момент я как никогда в жизни пожалел, что со мной не было фотоохотников или хотя бы фотоаппарата», – признается гид.

Несмотря на то, что снежный барс – крупное и сильное животное, оно никогда не нападет на человека. В мире осталось всего несколько тысяч ирбисов, из них около 500 особей обитают в Тянь-Шанских горах. В Кыргызстане их называют главным символом гор. Весной они поднимаются на высоту более четырех тысяч метров. Лето пережидают там, где никогда не тает снег и куда из-за сильно разряженного воздуха не ступает нога человека. Поэтому надеяться на встречу со снежным барсом фототуристам можно только следующей зимой.

Кыргызский маугли: как простой чабан освоил язык животных
Фото: Влад Ушаков

Кроме фотоохоты с туристами Баатырбек примерно раз в месяц уходит в горы на настоящую охоту, на несколько дней. Говорит, то, что он понимает волчий язык, не делает волка менее опасным. Если их не отстреливать, они стаями ходят по горам и нападают на стада овец. А у мужчины в этих горах пасется больше 1,5 тысячи баранов. Среди них очень ценная и редкая порода – кыргызский горный меринос. Шерсть этих баранов невероятно тонкая и при этом очень прочная, поэтому она достаточно высоко ценится. Из нее делают войлочные изделия и сувениры.

Сейчас в загонах не только взрослые мериносы, но и совсем малыши. Им нужна особая защита: малышам всего 10 дней. Поухаживать за новорожденными может любой желающий. Баатырбек с сыном и расскажет, и покажет, как правильно кормить и как ухаживать.

«Многим туристам очень нравится настолько близко знакомиться с природой, ведь в больших городах такого нет. Некоторые туристы вообще впервые видят таких животных, и, конечно, им это очень интересно», – рассказывает Баатырбек.

Кыргызский маугли: как простой чабан освоил язык животных
Фото: МТРК «МИР»/Александра Мучкина 

Этот уголок Кыргызстана недалеко от озера Иссык-Куль уже знаком многим иностранным туристам. И даже если не получилось сделать кадры с редкими животными, карта памяти на фотоаппарате все равно не останется пустой.

А дома у Баатырбека кроме волчьих шкур еще и рога ценных животных, которые в лесу бросают браконьеры. 

«Найти рога редких животных сегодня в наших горах – не проблема. Их и волки загрызают, и браконьеры убивают. Причем, некоторые убивают просто ради удовольствия выстрелить и потом даже не забирают свою добычу. Несколько лет назад мы собрали группу из местных охотников, чтобы охранять нашу территорию и животных от таких горе-стрелков», – говорит фотоохотник.

Дом Баатырбека стоит среди гор один. Здесь жили еще его предки. Вокруг – дикая природа и практически ни одного намека на цивилизацию. И такая жизнь ему нравится. При этом отшельником он себя не считает: ведь вокруг живая природа, с которой он научился говорить на одном языке.