20 лет назад НАТО начала бомбить Белград. Россия единственной выступила против

19:44 24/03/2019

20 лет назад авиация НАТО начала бомбить Белград. Россия оказалась единственной страной, кто выступил против. Премьер-министр Евгений Примаков, который в этот день направлялся на переговоры в США, развернул самолет в знак протеста. Этот шаг российского политика вошел в историю как «петля Примакова». Подробности у корреспондента «МИР 24» Дмитрия Барбаша.

Последний раз сирену воздушной тревоги в Европе включали во время Второй мировой. 24 марта 1999 года поздно вечером самолеты НАТО обрушились на уже спящий Белград.

«Я тогда работал ночным редактором. Взрывом меня отбросило к стене. Здание загорелось и началось рушиться. Вокруг слышал крики и стоны. Я не представляю, в каком кругу ада писатель Данте Алигьери мог это описать», – рассказал журналист Милош Маркович.

Бомбежки Югославии Североатлантический альянс оправдывал этническим конфликтом в Косово. Этот сербский край граничит с Албанией, Черногорией и республикой Северная Македония. В Косово преимущественно живут албанцы. Сами себя они называют косовары, хотя исторически это сербская земля.

«В 1998 году отряды армии Косово начали активные действия с целью создания квазигосударства и дальнейшего присоединения к Албании. Взаимные преступления были, взаимное уничтожение. Люди гибли в этих боевых операциях», – отметил преподаватель Военного университета МО РФ Владимир Карякин.

Но в штаб-квартире НАТО всю вину возложили на официальный Белград. А после отказа югославских властей вывести войска из Косово решили бомбить, фактически нарушив международное право.

«Была наша позиция в Совбезе ООН, и мы заявили, что решение о применении силы может решать только Совет безопасности. Все это было проигнорировано», – говорил тогда занимавший пост министра внутренних дел России Сергей Степашин.

24 марта, так и не получив мандат ООН, натовские пилоты готовили самолеты к вылету. В этот момент в небе уже находился российский «борт номер два». Премьер-министр Евгений Примаков летел с официальным визитом в Вашингтон. 

«США намеренно планировали именно в этот день его пригласить в Америку, чтобы он не мог сопротивляться агрессии НАТО в Югославии. Американцам было очень важно, чтобы российская сторона подождала с какими-то осуждениями», – заявила доктор исторических наук Елена Гуськова.

«Понятно, что мы три часа ждем, пять, и, наконец, официальный представитель Госдепа вышел и объявил, что Евгений Максимович принял решение развернуть самолет», – вспоминает журналист Владимир Сухой.

Журналист Владимир Сухой вместе с коллегами ждал Евгения Примакова на авиабазе «Эндрюс». Именно тогда российский премьер на высоте нескольких тысяч метров узнал от американского вице-президента, что НАТО будет бомбить Югославию.

«Гор сам позвонил. Он понимал, что Примаков находится в сложной ситуации. Он хотел ему помочь, но он предложил все-таки долететь, приземлиться, сделать заявление. Но Евгений Максимович решил по-другому», – сказал Владимир Сухой.

Этот маневр вошел в историю как «петля Примакова». Российский «борт номер два» развернулся в районе острова Ньюфаундленд, это у северо-восточных берегов Северной Америки. Причем решение тогда нужно было принимать немедленно. Еще чуть-чуть, и не хватило бы топлива вернуться обратно.

«Он собрал свою небольшую делегацию и принял решение, что в этой ситуации лететь нельзя. Он позвонил из самолета Ельцину», – рассказал Сергей Степашин.

Неожиданным и неприятным это решение Примакова стало для Брюсселя и Вашингтона. Там уже привыкли к «прозападной» российской политике. И ждали, что самолет российского премьера обязательно приземлится в США.

«Это ночной полет. Утром принято решение садится. И это по всему миру показывают. Американцы бы показали. И что это означает? Что мы не против, а это в корне неверно», – рассказал главный редактор газеты «Коммерсантъ» в 1999 году Раф Шакиров.

Вернувшись в Москву, Евгений Примаков не стал собирать пресс-конференцию. И подробности своего разговора с Альбертом Гором буднично поведал журналистам прямо в аэропорту.

«Мы не считаем, что следует прерывать отношения, но в то же самое время я сказал ему: «Господин вице-президент, вы не просчитываете всех последствий», – отмечал Евгений Примаков.

24 марта 1999 года в прямом эфире сербского телевидения Лиляна Миланович сообщила новость о развороте над Атлантикой.

«И мы были воодушевлены и горды, когда говорили о том, что Евгений Примаков отменил свой визит. Для нас это было очень важно, что нас поддерживают», – сказала диктор телевидения Союзной Республики Югославии в 1999-ом году Лиляна Миланович.

«Это был сигнал мировой общественности и политикам, что возвращается многополярный мир. Евгений Примаков показал, есть и другое мнение относительно политики НАТО», – высказался министр иностранных дел Союзной Республики Югославии в 1998-2000 годах Живадин Йованович.

После начала авиаударов Россия заморозила контакты с Североатлантическим альянсом, но ни это, ни последующие резкие заявления Москвы бомбардировки не остановили.

«Получается, что мы пассивно наблюдали, как натовская коалиция бомбит Югославию. У нас не было никаких рычагов воздействия на ситуацию. Если бы мы продолжали переговоры с американцами, которые играли ведущую роль во всем этом, у нас были бы какие-то рычаги», – подчеркнул Владимир Сухой.

Но тогда разворот над Атлантикой только обозначил новый вектор российской внешней политики.

«Примаковская политика» – это продолжение политики Иванова, Лаврова, и, конечно, Владимира Путина», – пояснил Сергей Степашин.

И Запад сегодня зачастую действует, как и 20 лет назад. Особенно, когда с их политикой не соглашаются.

«Вы вспомните, что происходило вокруг Югославии. Вот оттуда все и началось, я еще и президентом-то не был. Я что ли развернул самолет над Атлантикой? Это Примаков сделал. Мы разговаривали, разговаривали, и Ельцин Борис Николаевич все был хорош и хорош. Как только занял жесткую позицию по отношению к Югославии, сразу припоминать стали, что он и выпить любит. И пошла компрометация. Ну, не нравится независимая позиция. Вот в чем проблема», - говорил президент России Владимир Путин.

Всего самолеты НАТО сбросили почти 80 тысяч тонн взрывчатки. Погибли около двух тысяч мирных жителей. В июне 1999-го Совбез ООН принял резолюцию об урегулировании конфликта, подчеркивая при этом суверенитет и целостность Югославии. Белград свои войска вывел, а власти Косово в 2008 году объявили о независимости.