Злой гений или эффективный менеджер: каким был Лаврентий Берия

20:25 31/03/2019

120 лет назад родился Лаврентий Берия, и это, пожалуй, самая мифологизированная фигура ХХ века. Почему одни считают его палачом, а другие эффективным менеджером, разбирался наш корреспондент Дмитрий Барбаш.

«Суровой чести верный рыцарь, народом Берия любим», пели про наркома госбезопасности миллионы советских граждан. Но до того, как возглавить Лубянку, Лаврентий Павлович, как сталь, закалялся на партийной работе в Закавказье. В 1931-м он первый секретарь Центрального комитета Грузии, затем первый секретарь Закавказского ЦК. Глава всех трех республик.

«Берия в качестве хозяйственника показал себя способным администратором. Это правда. Показал себя человеком, способным руководить республикой и даже всем Закавказьем», – отмечает Никита Петров, историк, доктор философии, заместитель председателя Совета общества «Мемориал».

В Грузии расцвет сельского хозяйства. В Азербайджане рекордные объемы добычи нефти. Лаврентий Берия курирует не только экономику, но и репрессии. Расстрельные списки утверждает местный ЦК партии. От этого эпизода в своей биографии Берия пытался избавиться потом всю свою жизнь.

«Я лично видел в архиве толстое дело, допросы грузинских коммунистов. Доклад Берии, где все это обобщено, расписано и сказано, что они именно террористы, убийцы и шпионы. Это говорит о том, что Берия несет ответственность за события 1937-1938 года в Грузии», – считает Александр Колпакиди, историк российских спецслужб.

В 1938-м Лаврентия Берию приглашают в Москву. Большой террор тогда достиг огромных масштабов. Сталин понимает, что НКВД выходит из-под контроля Политбюро. Во главе массовых репрессий народный комиссар госбезопасности Николай Ежов. Его и меняет Берия. 

«И это была первая серьезная акция Берии в союзном масштабе – уничтожение старого аппарата, прогнившего насквозь НКВД, и реабилитация – более миллиона реабилитировали тогда», – говорит Юрий Жуков, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института российской истории РАН. 

«Но это вовсе не значит, что Берия не ведет новую репрессивную линию. Именно при Берии, по запискам Берии арестовывается и Мейерхольд, и Кольцов. То есть Берия продолжает ту же самую линию», – считает Никита Петров. 

«Ежовые рукавицы» разрушили и самый секретный аппарат НКВД – внешнюю разведку. В конце 1930-х арестованы и расстреляны десятки ценнейших агентов и оперативных работников. 

«Берии пришлось фактически разведку создавать заново. Не то чтобы все агенты новые, нет. Произошла чистка, избавились от ненадежных, жуликов, проходимцев. И сделали ставку на идейную разведку», – отмечает Александр Колпакиди.

Во всех своих начинаниях Лаврентий Берия делает ставку на жесткую дисциплину. Шаг вправо или влево – расстрел. Во время войны он в кратчайшие сроки налаживает работу сразу нескольких оборонных наркоматов. За это получает редкую в те годы Золотую Звезду Героя социалистического труда. 

«Он был занят по горло, чтобы на фронт пошли в нужном количестве танки, самолеты, орудия, снаряды», – подчеркивает Юрий Жуков.

По такому же принципу он организует работу так называемых шарашек, или «особых конструкторских бюро». Здесь разрабатывают новейшую военную технику. Условия содержания намного лучше, чем в ГУЛАГе, но режим тюремный. В них в разные годы трудились Андрей Туполев, Владимир Петляков, Сергей Королев.

«Королев говорил в своем кругу (его уже охраняли чекисты, он уже стал главным конструктором): «Мне всегда кажется, что кто-то из них войдет и скажет, ну, Королев, падла, с вещами на выход». Представляете, как он с этим жил», – говорит Леонид Млечин, историк, телеведущий.

Самым главным проектом в своей жизни – атомным, Лаврентий Берия начинает заниматься во время Великой Отечественной. Именно он, по мнению Иосифа Сталина, как бы сказали сегодня, – самый эффективный менеджер.

«Он был выбран потому, что большего по весу и влиянию и, кстати говоря, такой грозной славе, найти было трудно», – считает Никита Петров.

Берия курирует работу академика Игоря Курчатова. Создает будущему отцу советской атомной бомбы все условия. Перед наркомом госбезопасности открыты все двери. И никому не придет в голову сказать Берии «нет». 

«Когда начали строить комбинат плутония, там же просто потрясающе, какие поручения даются: пять тысяч человек за неделю набрать ответственных людей, простой вагонов сутки – расстрел или ужасные кары. А построить красноярский комбинат под землей на глубине 250 метров масштабами всего московского метро за кратчайшие сроки!», – комментирует Андрей Гагаринский, доктор физико-математических наук, советник директора НИЦ «Курчатовский институт». 

«Берия был в хорошем смысле «решала». Он договаривался, мог свести какие-то ведомства, чтобы они не бодались, не конкурировали , а вместе дружненько работали. Именно здесь его звездный час», – отмечает Александр Колпакиди.

За атомную бомбу Лаврентий Павлович получил Сталинскую премию. Чуть позже – звание маршала Советского Союза. Тогда, по словам историков, он всерьез задумывается стать первым в стране. Тем более, здоровье «отца народов» становится все хуже. 

«Реакция на смерть Сталина была самая разная – Хрущев романтически, искренне всплакнул. И только один человек не скрывал своей радости. Это был Берия. Это неприятно поразило его соратников. Берия решил, что все, опасность миновала. Нет теперь человека, который его мог арестовать, посадить, расстрелять», – комментирует Никита Петров. 

После смерти Сталина Берия создает силовое суперведомство. Объединяет МВД и Министерство государственной безопасности. И всерьез решает бороться за власть. Не исключено, что хотел превратить всю страну в одну большую шарашку. Но привыкший управлять с позиции силы, Берия проиграл в тонкой политической борьбе.

«Он слишком верил тем сиюминутным договоренностям, которые возникли весной-летом 1953 года, слишком переоценивал свои возможности повлиять на этих людей. Это ошибка», – говорит Леонид Наумов, кандидат исторических наук, автор книги «Сталин и НКВД».

Лаврентий Берия точь-в-точь повторил судьбу своего предшественника, Николая Ежова. Попал под каток репрессий, которым долгие годы и управлял. Холодным летом 1953-го на совещании Совета Министров его обвинили в шпионаже и изнасилованиях. 

«Когда его арестовали, руководители партии попали в трудное положение, не знали, что ему инкриминировать. Берии приписали изнасилования, так как только что ввели смертную казнь за изнасилование. Они не знали, удастся им что-то на процессе доказать или нет. На всякий случай, за изнасилование уже могли гарантировать расстрел», – поясняет Леонид Млечин.

Большинство историков уверено: обвинения – лишь повод, чтобы убрать с политической доски всесильного оппонента. Сегодня одни называют Берию кровавым палачом, другие – выдающимся руководителем.

«Он был беспредельным циником. Ничего его это все не интересовало. Его интересовала его карьера, его жизнь. Он наслаждался жизнью. Он был гедонистом. Наслаждался, как мог, на своей должности, благо, возможности были», – считает Млечин.

«Надо понимать, что атомный проект – это не просто создание ядерного оружия. Это то, благодаря чему мы живем. Если бы этого проекта не было, если бы он так быстро не был бы завершен, то не было бы современной Российской Федерации», – утверждает Колпакиди.

Согласно официальной версии, Берию расстреляли 24 декабря 1954 года. По одним данным, его прах развеяли над Москвой-рекой. По другим, захоронили на Новом Донском кладбище. Рядом с могилами жертв политических репрессий.