На мобильный телефон снимают Стивен Содерберг и Клод Лелуш, в мире становится популярна мобильная журналистика – в России пока новое явление. 8 апреля в Москве стартует первый в стране международный фестиваль мобильного кино Mobile Filmmaker's International. «МИР 24» поговорил с людьми, занимающимися развитием нового направления, и экспертами о специфике и перспективах молодого жанра.
«В мобильном кино еще нет авторитетов»
«В мобильном кино еще нет авторитетов. Все, что вы снимете, будет свежим и уникальным. Этот вид творчества возник не так давно, примерно в 2005 году. По крайней мере, именно тогда появились специализированные конкурсы, а чуть позже фестивали большого кино стали принимать фильмы, снятые на мобильный телефон. Здесь еще нет правил и стандартов – только авторы, которые ищут новый визуальный язык», – это выдержка из книги «Мобильное кино: 100 шагов к созданию фильма» Максима Мусселя. Автора можно смело назвать движущей силой мобильного кино в России. Именно он в 2016 и 2017 годах организовал фестивали «Фильм Мобиль» и «Подними голову» российского масштаба и, удовлетворившись пробами, взялся за первый в стране международный фестиваль Mobile Filmmaker's International.
«Как организован сбор работ в принципе: есть канадская площадка, которая аккумулирует все фестивали в мире, она называется FilmFreeway, – Максим Муссель бодро описывает в разговоре с «МИР 24» путь от минутного видео на телефон до большого экрана. – Она организована следующим образом: если ты фестиваль, то ты там размещаешь свою страничку и правила участия, если ты участник – закачиваешь свой фильм, биографию и т.д. И дальше ты можешь искать в поисковой системе, например, по словам mobile filmmaking все фестивали, которые тебе подходят. Дальше, либо платя какие-то деньги, либо бесплатно, принимаешь участие в фестивале и попадаешь в список потенциальных участников. Жюри смотрит все фильмы и выбирает шорт-лист, который потом идет в номинанты на премию».
На участие в Mobile Filmmaker's International пришло 120 работ из 37 стран мира, среди которых Россия, США, Швейцария, Англия, Италия, Франция, Индия, Япония, Филиппины и даже экзотическая Мартиника. В шорт-лист попало 20 короткометражных фильмов, которые трижды покажут в виде альманаха в камерном кинотеатре «Звезда» на Курской с 11 по 13 апреля.
Муссель не скрывает, что не имеет отношения к кинематографу. «Я по брендингу, по бизнесу и этим продолжаю заниматься. Фестиваль в каком-то смысле мое хобби», – подчеркивает он. Тем не менее, фильм «Lisbon.Live», снятый Мусселем на смартфон в отпуске (после просмотра которого остается ощущение, что это не он, а ты прокатился в допотопном трамвае по Лиссабону), получил приз одного из американских фестивалей. В начале 2013 года был запущен проект Mobile Filmmaker's International, в рамках которого в Школе дизайна ВШЭ уже больше года работает мастерская мобильного кино.
Видео предоставлено автором
Смартфон против коллективизма традиционного кино
В качестве основных причин, зачем нужно снимать фильмы на телефон, обычно называют удобство (телефон почти ничего не весит и всегда с тобой), полная автономность (отсутствие обязательств перед другими участниками кинопроцесса), возможность невмешательства в окружающую действительность (помимо прочего это еще и возможность не платить за пользование локаций и снимать практически везде, независимо от статуса объекта), а главное – преодоление «коллективизма» большого кино. По словам старшего научного сотрудника Научно-исследовательского института киноискусства Сергея Каптерева, идея ухода от коллективной модели создания фильма имеет давнюю историю.
«Всегда существовало альтернативное кино, например, нью-йоркский андеграунд, – говорит Каптерев. – Это необязательно было связано с игровым кино – люди снимали экспериментальные фильмы. После Второй мировой войны, когда доступ к мобильным камерам упростился и происходило удешевление аппаратуры, так как разрушались большие студии, появилось относительно большое количество людей, которые пытались делать сугубо индивидуальное кино. Порой это было нечто намного более выдающееся, чем делается сейчас, в любой части кинопроцесса. Сами снимали, сами монтировали, вставляли крылья бабочки между пленкой – необычность была одной из их задач для того, чтобы разрушить стандартное кино или по крайней мере подвергнуть его сомнению. Одним из этих людей был Стэн Брэкидж, который поднимал темы рождения, смертности, экспрессивности, сексуальности, лиризма. Лиризм – это вообще такая вещь, что иногда в массовом кинопроизводстве он теряется. Он пытался делать аналогию поэтической деятельности. В 60-х его начали признавать, он преподавал и одновременно делал фильмы в одиночку».
Одним из лучших российских фильмов, снятых на мобильный, называют картину Натальи Гуркиной «Признание». Выпускница Московской школы кино сначала завоевала со своим минутным черно-белым фильмом Гран-при на фестивале «Фильм Мобиль», затем Гран-при на крупнейшем европейском фестивале мобильного кино «МоМо» (Mobile Motion Film Festival) в Швейцарии, а потом получила первую премию Toronto Film Festival в секции Instagram из рук Изабель Юппер.
Видео предоставлено автором
Тема мобильного кино не исчерпывается коротким метром. Таким образом свои последние два фильма («Не в себе» и «Птица высокого полета») снял оскароносный Стивен Соденберг, а обладатель двух «Оскаров» 80-летний Клод Лелуш заканчивает съемки на смартфон. До этого фильмы на мобильный снимали Зак Снайдер, Джафар Панахи, Мишель Гондри, Пак Чхан Ук и Шон Бэйкер. Картина последнего под названием «Мандарин» произвела фурор на фестивале Sundance и стала первым полнометражным фильмом, снятым на смартфон, который вышел в американский прокат.
Видео предоставлено автором
8 апреля фестиваль Mobile Filmmaker's International откроется с показа первого российского полнометражного фильма, снятого на смартфон и попавшего в прокат. Это «Фагот» Бориса Гуца, который уже получил премию на кинофестивале «Окно в Европу».
Обычные житейские истории и мобильная журналистика
«Сейчас технологии настолько шагнули вперед, что можно что угодно сделать телефоном, – считает Евгений Баженов, известный как блогер Badcomedian. – Главное – сюжет, актерская игра, а уже второе – картинка. Есть «28 дней спустя», который снят на обычную камеру отвратительного качества, картинка получилась грязная, что наоборот прибавило к атмосфере фильма. Неидеальное качество может даже сыграть на руку в определенном аспекте, взять, к примеру, фильмы про призраков, где видео с камер наблюдения или найдена пленка – там же в основу жанра положена запись с какого-то девайса».
«Всем кажется, что на мобильный надо снимать хорроры, подсмотренные истории или screen life, который делает Бекмамбетов, – отвечает Муссель. – По нашему опыту, все, конечно, можно снимать – и хорроры, и триллеры, но лучше всего для съемок на мобильный подходят обычные житейские истории. Что-то очень простое из жизни друзей, соседей, знакомых – людей из соседней квартиры, что называется. Потому что вся стилистика этого изображения живая и очень настоящая, если, конечно, хорошие актеры и хорошая драматургия».
Особое направление мобильного кино, популярное в мире, но в России пока мало известное – это мобильная журналистика, которая дает корреспонденту возможность работать только со смартфоном. По мнению создательницы авторской киношколы Марины Разбежкиной (Школа документального кино и театра Марины Разбежкиной и Михаила Угарова), съемка на мобильный телефон – прекрасный инструмент в области документального кино.
«Для документального кино это, наверное, один из лучших инструментов на сегодняшний день. (...) Я считаю, что для документального кино это не просто плюс, а необходимость – уметь совмещать в себе все профессии, которые нужны для кино. Это одинокое авторство часто дает гораздо больше, чем работа в команде», – считает Разбежкина. Актуальна тема мобильного кино и для блогеров.
Эксперты говорят, что судить о влиянии нового веяния на кинематограф пока сложно, – прошло слишком мало времени. Однако чем больше людей занимаются чем-то, тем больше вероятность, что количество перейдет в качество.
«Технологии в XXI веке начали развиваться так стремительно, что мы совсем не знаем, к чему это приведет, – говорит Марина Разбежкина. – 100 лет назад не было кино, и когда появилась камера, все кричали о том, что большое искусство исчезает, что искусство – это на самом деле живопись, искусство – это театр, а это все игрушки. Беспокойство происходит всегда при смене технологий, а сейчас просто мировая технологическая революция. И то, что называется дилетантами, может иногда быть гораздо лучше, чем профессионалы. Я считаю, что человек должен быть смелым, и если он считает, что это его язык, что он хочет говорить на языке кино, он должен говорить на языке кино, используя все инструменты, которые ему доступны».
Подробнее в сюжете: Новости кино