Сегодня день рождения Булата Окуджавы – поэта, писателя, композитора, который стал символом целой эпохи и написал около 200 выдающихся эстрадных и авторских песен. Ему исполнилось бы сегодня 95 лет.
Булат Окуджава написал такие бессмертные песни, как «Ваше благородие, госпожа удача» из фильма «Белое солнце пустыни», «Бери шинель, пошли домой» из фильма «Аты-баты шли солдаты», «Десятый наш, десантный батальон» из фильма «Белорусский вокзал», «Кавалергарда век недолог» из кинофильма «Звезда пленительного счастья». А также композиции к фильмам «Кортик», «Соломенная шляпка», «Приключения Буратино», «Покровские ворота». И это не считая всего того огромного наследия в авторской песне, которое позволяет считать его одним из родоначальников этого жанра.
Грузин московского розлива
В массовом сознании Булат Окуджава – это московский поэт, писатель и песенник. Не все знают, что часть детства и всю студенческую юность он прожил в Грузии. Вот как он сам рассказывал о себе на одном из творческих вечеров: «Я родился в двадцать четвертом году в Москве, на Арбате. Мой отец – грузин, мать – армянка. А я, как говорят мои грузинские друзья, «грузин московского розлива». Мой отец и моя мама были партийными работниками. Они – выходцы из рабочей семьи, вступили в партию в предреволюционное и революционное время. А в тридцать седьмом году оба пострадали. Мать провела около девятнадцати лет в лагерях. Отец был расстрелян. Потом выяснилось, что он ни в чем не виноват».
Фото: Савостьянов Владимир/ТАСС
Откуда взялось детское прозвище «Кукушка»
В детстве и юности Булат Окуджава где только ни жил! Сперва в Москве на Арбате, в доме 43. Там в коммунальной квартире на 4 этаже он родился и проживал сперва с обоими родителями, а потом с мамой и младшим братом Виктором. Отец скоро вернулся в Тбилиси (тогда еще называвшийся Тифлисом) и возглавил там горком партии. Перед школой Булат Окуджава был отправлен матерью в Тифлис, он учился в русском классе 43-й средней школы. По признанию самого поэта, в детстве он так часто кочевал по родственникам отца и матери, что приобрел шутливое прозвище «Кукушка».
Потом отец был переведён на Урал и вскоре выписал всю семью к себе, в Нижний Тагил. Там Булат Окуджава жил до самого ареста отца в 1937 году. Вскоре после этих трагических событий семья вернулась в Москву. Через год его мать была арестована и отправлена в ссылку. Дети остались с бабушкой, а в 1940 году Булат Окуджава переехал к родственникам в Тбилиси. Там он окончил школу, оттуда 18-летним ушел на фронт в 1942 году: был минометчиком, связистом, взводным запевалой. В 1944 году по ранению был демобилизован. А после войны Окуджава вернулся в столицу Грузии и учился на филологическом факультете Тбилисского университета.
Три имени Окуджавы: Дориан, Булат, Иоанн
Сам Окуджава писал в книге «Упраздненный театр», что родители назвали его при рождении не Булатом, а совсем другим именем. В Москве в 20-х годах они много читали, открыли для себя, в числе других писателей, и Оскара Уайльда, от которого были в восторге. Поэтому сына решили назвать в честь литературного героя, блестящего красавца из романа «Портрет Дориана Грея» – Дорианом. Под этим именем будущий поэт и писатель прожил первый месяц своей жизни. Бабушка по материнской линии, которая приехала помочь дочке прийти в себя после родов, называла его сокращенно Дариком. Но когда пришла пора официально зарегистрировать ребенка, отец все же решил, что в имени Дориан слишком много претензии, не уместной для советского человека, и записал ребенка под именем Булат.
Совсем немногие знают, что в конце жизни Булат Шалвович крестился, приняв при крещении имя Иоанн.
Фото: Савостьянов Владимир/ТАСС
Песни, стихи, проза
Первую песню Окуджава написал еще во время войны, когда служил в артиллерийской бригаде, текст ее не сохранился. Стихи Окуджавы впервые были опубликованы тогда же, в гарнизонной газете Закавказского фронта «Боец РККА». Потом, уже по окончании университета, он продолжал писать стихи, но, по его собственным оценкам, они были еще слабыми. В это время Булат Окуджава работал учителем русского языка и литературы в сельской школе под Калугой. В 1956 году он выпустил свой первый сборник «Лирика». Тогда же он начал декламировать свои стихи, аккомпанируя себе на семиструнной гитаре, а потом и петь свои песни.
После реабилитации родителей Окуджава переехал в Москву. Там он в 1959 году познакомился с молодыми поэтами, в числе которых были Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский и многие другие. В 60-х годах его популярность в московских интеллигентских кругах росла очень быстро. Он написал в этот период множество авторских песен, таких, как «Песенка о Лёньке Королёве», «О голубом шарике», «Сентиментальный марш», «Не бродяги, не пропойцы», «Московский муравей», «Песенка о комсомольской богине» и многие другие.
В 1962 году Окуджава был принят в Союз писателей СССР. Он работал редактором в издательстве «Молодая гвардия», затем – заведующим отделом поэзии в «Литературной газете». Много занимался переводами. Написал несколько собственных романов и киносценариев. Однако наиболее широко известен стал все же как автор песен.
«Не наш, не советский»
Первый вечер авторской песни Окуджавы прошел в Харькове в 1961 году, после чего его приглашали выступать со своими песнями постоянно. Одновременно с ростом популярности Окуджавы поднялась и волна критики в его адрес. Слишком необычными, сомнительными, «не советскими» казались интонации его песен под гитару. Такого еще никто не делал, это было непонятным, не вписывалось в привычные рамки и поэтому пугало чиновников от культуры.
Сам Окуджава писал о том, что испытывал неловкость, когда, прослышав о нем, на концерты приходила не его тонко чувствующая и понимающая, думающая публика, а чиновники с женами, которые, едва дождавшись перерыва, с возмущением покидали зал. Он вызывал негодование, раздражение, неприятие – или восторг. В отношении публики к самому автору и его творчеству не было полутонов. В газетах появились критические заметки и заказные фельетоны.
В Союзе писателей раскритиковали два его романа «Бедный Авросимов» и «Похождения Шипова». Окуджава тяжело переживал критику, но чувствовал, что только сейчас делает настоящее, интересное дело, и продолжал писать стихи, песни и прозу, выступать с концертами.
Фото: Неменов Александр/ТАСС
«Белорусский вокзал» как начало признания
Признание со стороны советской системы пришло в 1071 году, когда на экраны вышел фильм «Белорусский вокзал», где прозвучала песня на стихи Окуджавы «Десятый наш, десантный батальон». Строго говоря, окуджавский вариант мелодии был несколько изменен композитором Альфредом Шнитке, который написал оркестровую версию этого марша. Но именно композитор настоял на том, чтобы авторство музыки осталось за Булатом Окуджавой.
Так или иначе, автор песни в одночасье был признан надежным, добропорядочным советским поэтом-песенником. Ему даже разрешили выезжать на гастроли за рубеж. Первые его пластинки вышли за рубежом, в Польше и во Франции. С середины 1970-х годов пластинки Окуджавы стали выходить и в СССР: в 1976 году вышла его первая долгоиграющая пластинка. За ней в 1978 году последовала еще одна. В середине 1980-х Окуджава записал ещё два диска-гиганта: с его военными песнями и с новыми, написанными к тому времени. Одновременно он активно пишет песни для советского кино. В общей сложности песни Окуджавы и на его стихи звучат более чем в 80 фильмах.
Признанный родоначальник жанра авторской песни, Булат Окуджава, тем не менее, с большим скепсисом относился к большинству исполнителей его песен. Однако благодаря им песни и после смерти автора продолжают жить и звучать как в концертных залах, так и на фестивалях авторской песни. Только в нашей стране ежегодно проводятся международные, всероссийские и областные песенные фестивали, посвященные творчеству Булата Окуджавы, в Москве, Подмосковье, Перми и на Байкале. Плюс Израильский международный фестиваль его памяти.
Интересно, что совершенно особенное отношение к Булату Окуджаве до сих пор сохраняется в Польше, где его помнят и любят никак не меньше, чем на Родине. Его песни с удовольствием исполняют польские артисты. А С 1995 года в честь него в Польше проводятся фестивали, где песни автора звучат на русском, польском, итальянском и других европейских языках. Организаторы этого фестиваля считают, что Булат Окуджава – бренд не меньший, чем, скажем, «Битлз» или «Роллинг Стоунз».
Фото: Нетелев Роберт/ТАСС