С детсадовского возраста большинству людей известна прописная истина: если с вами не хотят дружить, общаться и так далее, навязываться не стоит. Люди – разные, как и их ценности и цели, насильно мил не будешь и каждому не понравишься (если, конечно, ты не долларовая купюра). Иногда бывает так, что человек просто не вписывается в чужую систему координат, и ему мягко говорят: «Отстань». Большинство понимает такой посыл с первого раза, и общение прекращается – все-таки самоуважение для большинства дороже чьих-то симпатий или капризов.
Но иногда случается мистика: человеку объясняют, что общаться, дружить и так далее с ним не собираются, но он не сдается, навязывает свое общество, приезжает домой, пишет в мессенджерах. Если это длится много месяцев, возникают обоснованные опасения за свое здоровье: может, оппонент психически нездоров? Или он так называемый сталкер? Чего теперь ждать, к чему готовиться? Может, отвергнутый приедет к обидчику на разборки, и впору звонить в полицию? В общем, хочется понять, что же тут не так, и почему простые слова вроде «оставь меня в покое» до некоторых никак – ни с первого, ни с сотого раза – не доходят.
На самом деле все может оказаться гораздо проще: на той стороне – не сумасшедший и не сталкер, а банальный нарцисс, не способный пережить отказ и, как следствие, крушение своей самооценки. Чтобы отделаться от навязчивого поклонника, нужно понимать природу данного явления и выбрать подходящую стратегию.
«Мамкина конфета»
«Я столкнулась с этим на практике, – говорит Наталья Н. из Москвы. – Решила прекратить общение с одним мужчиной и попросила его больше меня не беспокоить. Но он не сдается. Он приезжал ко мне домой, устраивал в нетрезвом виде мрачные сцены у меня под окнами, беспокоил моих соседей. Я объяснила человеку русским языком, что никаких отношений с ним не планирую (но пощадила его чувства и не стала перечислять причины такого решения), пригрозила в случае очередных визитов полицией, и тут он начал напоминать мне в мессенджерах о том, что у нас с ним, оказывается, были какие-то «планы». «Мы собирались то», «мы собирались это», «я исправлюсь» (хотя меня совершенно не интересует его исправление, у меня нет на него никаких видов и мне не интересен ни его прогресс, ни деградация, меня все это просто не касается). Все это я ему тоже озвучивала, и не раз – но безрезультатно. Совершенно не понятно, почему до умного, образованного человека, вроде бы не страдающего никаким явным психическим расстройством, не доходят простые фразы «отстань, и все», откуда такое маниакальное стремление сломить другого и навязать свое мнение?» – говорит собеседница «МИР 24».
Для понимания клинической картины стоит учесть, что оппонент в той истории – типичный нарцисс, уверенный в своей неотразимости, «мамкина конфета», которую все должны обожать по факту его рождения на свет. До таких людей действительно не доходит, как это они могут кому-то не понравиться – в их системе ценностей и координат подобное невозможно физически. Поэтому они не слышат слово «нет», расценивают отказ как неадекватность противоположной стороны, принявшей такое решение не иначе как в состоянии полной отключки. И, соответственно, пытаются объяснить партнеру, что он не прав, его решение ошибочно и его нужно изменить.
Страх отвержения
Говоря о качествах нарциссической личности, юнгианский терапевт Натан Шварц-Салант перечисляет крайний эгоцентризм, неспособность к эмпатии и неспособность переносить критику, потребность в грандиозности и эксгибиционизме (последний можно проиллюстрировать в бытовом понимании как ничем не подкрепленные идеи о собственной грандиозности, о неких совершенно уникальных способностях и т.д.).
В отличие от «пограничника», бросающегося в крайности от идеализации до обесценивания и отвращения, нарциссическая личность использует людей с целью удовлетворения собственных потребностей. Больше всего нарцисс боится утратить в глазах окружающих имидж грандиозности и потому всегда носит маску высокомерия и пренебрежения.
Психотерапевт, профессор из США Мэрилин Мюррей перечисляет главные характеристики нарцисса. Это завышенные требования к окружающим (ожидание особых услуг с их стороны, не предполагающих ответной любезности), вера в наличие некоего права делать то, что хочется, эксплуатация окружающих (манипуляции людьми ради исполнения собственных желаний). Собственные потребности нарцисс ставит выше прочих и потому не имеет представления о личных границах и не уважает независимость и права других людей. На самом деле нарцисс не уважает никого, кроме себя, и никому не сочувствует, не понимает, что переживают другие люди. В эгоцентричной модели мира нарцисса этот мир крутится вокруг него – он рассматривает происходящее лишь с точки зрения того, как оно повлияет на его жизнь. Поскольку нарцисс считает себя выше других, он стремится к доминированию, напоминая окружающим их «место», любит контролировать происходящее, постоянно выдвигает какие-то требования. Высокомерно считает себя исключительным человеком, уверен в том, что общепринятые правила к нему неприменимы. Бурно реагирует на любые проявления неуважения по отношению к себе или воображаемые оскорбления.
Нарциссы делят окружающих на нужных и полезных; удобных для реализации какой-либо конкретной цели; абсолютно бесполезных; презираемых. Травмированные в глубоком детстве, такие люди возвышаются за счет других, доказывая себе свою значимость. На значимых, идеализируемых людей нарцисс старается произвести впечатление, а если чувствует угрозу для своего самоуважения и престижа, впадает в ярость.
Как пишет психолог, гештальт-терапевт Геннадий Малейчук, нарциссические ловушки проявляются в создании и поддержании идеального образа Я и связаны с потребностью в позитивной оценке. Нарциссу необходимо хорошо выглядеть в глазах Другого и получать от него одобрение, подтверждение собственной значимости, важности, ценности своего Я. Нарцисс постоянно следит за реакцией других: что они подумают, как оценят? Иногда нарцисс считает, что его будут любить при выполнении им каких-то особых условий (поэтому некоторые из них и «кормят» партнеров обещаниями «исправиться», «стать лучше» и т.п.). Его ведущие чувства – стыд и вина за несоответствие образу идеального «Я», поэтому нарцисс всю жизнь пытается тестировать это соответствие: подходит он или не подходит? Соответствует или не соответствует?
Итог нарциссической ловушки в том, что человек расходует всю свою жизненную энергию на попытки получить от Другого условную любовь. Активность нарцисса питается тревогой, за которой стоит стыд несоответствия и страх отвержения, считает эксперт.
«Взять на себя ответственность»
Следовательно, если ваш партнер – нарцисс, и вы решили расстаться, просто так он не отвяжется. Чем хладнокровнее произойдет это расставание – без лишних эмоций в сторону нарцисса (они лишь убедят его в неравнодушии второй стороны), тем будет проще.
Своей навязчивостью и невосприимчивостью к чужому решению (нежеланию принимать отказ) нарцисс пытается доказать себе и другому, что он не так плох из-за того, что его бросили. Он будет изо всех сил доказывать обратное.
Кстати, в мифологии Нарцисс олицетворяет разрушительное себялюбие и в итоге умирает у пруда от несчастной любви к самому себе. Это история о самовлюбленности, лишающей способности реагировать на запросы другого.
Чтобы отвязаться от нарцисса, эксперты рекомендуют честно сказать ему, что никаких серьезных отношений с ним не планировалось изначально – просто так в тот момент сложились обстоятельства. Взять на себя ответственность и за отношения, и за их окончание, подчеркнуть, что больше обсуждать нечего.
А вот перечислять недостатки нарцисса не рекомендуется: он начнет по сотому кругу доказывать, что он не такой, а партнеру все это померещилось. Еще он может воспринять это как сигнал к действию и начать обещать «измениться». В итоге нарцисс, неустанно требующий от окружения признания своей идеальности, утонет в попытках доказать и себе, и другим свою ценность и значимость, и эта история рискует затянуться на века.