«Благодаря книгам у меня не было ощущения границ»: 10 вопросов библиотекарю

15:10 11/07/2019
10 вопросов библиотекарю:
ФОТО : из личного архива Валентины Семеновой

Зачем нужны библиотеки? В век интернета и повсеместной цифровизации этот вопрос становится все более актуальным и острым как для любителей бумажной книги, так и для людей, избравших для себя профессию библиотекаря. Мы поговорили с сотрудницей библиотеки им. Даниила Гранина в Санкт-Петербурге и узнали, кто сегодня посещает библиотеки, что читает молодежь и как привить ребенку любовь к чтению и бережное отношение к книгам.

Окончив Российский государственный социальный университет (РГСУ) в Москве, Валентина Семенова получила долгожданный диплом, в котором значилась специальность: «Менеджер социально-культурной деятельности». Формулировка красивая, но достаточно размытая – Валя и ее сокурсники хорошо это понимали. Будущую же свою профессию ребята представляли довольно слабо. 

«Это очень широкий профиль, но учат ему мало где, потому что на рынке труда такой профессии в принципе нет! –объясняет девушка. – У нас, можно сказать, была прикладная культурология: мы изучали абсолютно все сферы культурной деятельности – и продюсерское мастерство, и театральное, и музейное дело. То есть ты можешь выбрать любое направление и работать кем угодно. Но это самое сложное, потому что в итоге ты умеешь все, а применить себя очень трудно».

Тем не менее сейчас Валентина – счастливая обладательница любимой работы, которой она с радостью посвящает всю себя. Валя работает в библиотеке № 9 имени Даниила Гранина, она – библиотекарь первой категории. Поскольку еще до переезда в Санкт-Петербург девушка работала в центрах раннего развития, сейчас она ведет занятия для самых маленьких читателей библиотеки: в игровой форме учит малышей обращаться с книгами и прививает любовь к чтению с ранних лет. Мы задали Вале 10 вопросов о ее профессии, и вот что она рассказала.

«Благодаря книгам у меня не было ощущения границ»: 10 вопросов библиотекарю

1. Как ты решила стать библиотекарем?

Когда я жила в Москве, у меня было ощущение, что я, скорее, буду работать с молодежью либо в event-менеджменте. В принципе, я в этом направлении и двигалась. Мне всегда была по душе работа с детьми. Получилось так, что я уехала в Краснодар и там начала заниматься ранним развитием – работала в бэби-клубе. Потом он, к сожалению, закрылся. Я не стала отчаиваться: взяла свои наработки, диплом и пошла преподавать в частный детский сад. Но нагрузка и система занятий там была совсем не такая, как в бэби-клубе. Отработав полгода, я поняла, что такой подход мне не нравится – уволилась. И приняла решение переехать из Краснодара в Петербург. 

Пришлось все начинать с нуля: мне 25 лет, за плечами образование и довольно большой опыт работы с детьми. Но у меня не было образования воспитателя, поэтому мои преподавательские навыки не подходили для того, чтобы я могла пойти работать в государственное учреждение. И тут я поняла, что время идет, а я делаю то, что мне все-таки не до конца нравится – эти постоянные потоковые занятия, в которых я себя не реализую. Я пошла на тренинг и поставила себе цель: заняться своей профориентацией. Я очень долго анализировала себя через разные психологические приемы, тестирования и проч. Так я поняла, что по моему темпераменту, по тем навыкам, которые у меня есть, мне вполне может подойти профессия библиотекаря.

2. Правда ли, что библиотеки –  это скучно?

В вузе я изучала библиотековедение и библиографию, и это было настолько скучно – ужас какой-то! Но при этом я с детства обожаю библиотеки. Я начала читать лет с пяти, и никак меня нельзя было остановить. Но когда приходишь в библиотеку, там обычно этот старинный антураж, отсутствие ремонта, запах старых книг – меня это все смущало. А в Москве по учебе нам приходилось бегать только в РГБ (Российская государственная библиотека – прим. ред.). Конечно, особого удовольствия от библиотек ты не получаешь, если идешь туда по очень жесткой нужде из-за того, что тебе нужно писать научные работы. Так как учебники можно было брать непосредственно в университете, не нужно было искать другие места, где можно взять книги, зачастую они просто передавались из рук в руки. У каждого дома уже начинали появляться компьютеры. Поэтому не было необходимости идти в библиотеку. В Москве я единственный раз побывала в детской библиотеке, которая находится в районе Бибирево. Библиотекарь там была уже в возрасте, постоянно говорила: «Тихо, дети, не шумите! В библиотеке должна быть тишина». Такие вещи, конечно, каждый раз отталкивают. 

Но сейчас уже есть много разных библиотек нового типа. Когда я приехала в Петербург, там уже была нашумевшая библиотека имени Гоголя, куда ты приходишь, и у тебя в голове просто ломаются все стереотипы по поводу библиотек. Кстати, это было первое место, куда я попала, когда приехала в Санкт-Петербург – пришла на встречу с поэтессой Верой Полозковой. Многие приезжают сюда просто ради того, чтобы увидеть интерьер: считается за честь приехать в эту библиотеку и сфотографироваться. Там, конечно, эклектика – очень много всего. Внутреннее пространство библиотеки создавали дизайнеры бюро KIDZ. Они съездили в Скандинавию, увидели, какие там библиотеки, и заимствовали множество элементов. В библиотеке Гоголя они, кажется, воплотили все, что у них было в голове на тот момент. Нашу библиотеку имени Даниила Гранина также делали дизайнеры из KIDZ. Она тоже очень красивая, там новый интерьер, все очень симпатично. Для многих это приятное место для времяпрепровождения.

«Благодаря книгам у меня не было ощущения границ»: 10 вопросов библиотекарю

«Благодаря книгам у меня не было ощущения границ»: 10 вопросов библиотекарю«Благодаря книгам у меня не было ощущения границ»: 10 вопросов библиотекарю«Благодаря книгам у меня не было ощущения границ»: 10 вопросов библиотекарю

3. Зачем люди ходят в библиотеку?

Во-первых, это тактильность. Любовь к книге не заменить электронным ресурсом, и тактильные ощущения очень важны. Если говорить о молодежи, то сейчас в моде такой тренд, как публикация книжных подборок [в соцсетях]. Есть люди, которые просто любят читать, и совсем не обязательно, что это книжные блогеры, но им тоже приятно делиться своими впечатлениями о прочитанном – это можно анализировать даже по «Инстаграму».

Кроме того, к нам в библиотеку приходит очень много родителей с детьми. Они приводят их на экскурсию, чтобы показать, какие сейчас современные библиотеки, как классно провести здесь время – можно и почитать, и прийти на какое-то мероприятие, развлечься.

Первое время, чтобы о нас услышали и захотели к нам прийти, мы проводили фестивали. Многие остались под впечатлением и впоследствии стали посещать и другие наши мероприятия либо просто приходить читать. У нас, наверно, единственный район, где детей отпускают погулять одних, и в библиотеку они приходят к нам сами по себе! Конечно, очень приятно за этим наблюдать. У нас есть детская зона, где они лежат в таких «домиках» и читают книжки для самых маленьких. Просто, для себя.

«Благодаря книгам у меня не было ощущения границ»: 10 вопросов библиотекарю

4. Как живет библиотечное дело в России?

Конечно, статистика очень грустная. В России закрыли уже более 700 библиотек! Очень большая проблема с сельскими библиотеками, а это, по сути, единственный интеллектуальный досуг в селе. Просто я сама родом из села, и я не представляю, каково пришлось бы таким детям, как я, которые любят читать и тянутся к знаниям, если бы там еще и библиотеки не было. Несмотря на то, что я родилась в селе, у меня в принципе не было ощущения границ. Я считаю, это все благодаря тому, что у меня была возможность читать книги, потому что только книги могут открывать нам новые миры, новые горизонты. Поэтому, конечно, мне очень больно слышать, что закрывают библиотеки в деревнях, селах и, вообще, в регионах.

Мне кажется, что если бы не Петербург, может, я и не пришла бы к этой профессии. Отсюда библиотечное дело пошло по России, и здесь, конечно, совсем другое отношение к библиотекам. Пока еще сохраняется забота и трепетное отношение к библиотеке как институту.

Когда я решила, что буду библиотекарем, я подала свое резюме в библиотеку имени Ленина на Петроградке. Это старый район города, и библиотека находится на пересечении двух больших улиц. Там у нас были очереди! Особенно в обеденный перерыв, когда люди могут быстро прибежать с работы, сдать книгу и взять новую. Библиотека Ленина в этом плане всегда была очень активна: все компьютеры вечно заняты, постоянно проводятся разные мероприятия, куда приходят и школьники, и пенсионеры.

«Благодаря книгам у меня не было ощущения границ»: 10 вопросов библиотекарю

5. Кто и за какими книгами к вам приходит?

У нас очень разная аудитория. Мы называем себя библиотекой семейного чтения, так как у нас есть книги и для детей, и для взрослых. Я веду цикл интерактивных занятий «Кнёжики», куда приходят дети от одного до трех лет, и я бесплатно провожу для них занятия по раннему развитию. Я беру книгу за основу и выстраиваю по ее сюжету занятие: как мы будем изучать счет, буквы и т.д. Мы занимаемся с ними по дошкольным книжкам, у нас их очень много. Родители, кстати, берут их целыми стопками, потому что они быстро читаются, а понять, какая именно книга понравится ребенку так, что он будет просить взрослых перечитывать ее, сразу невозможно. Сами родители любят брать книги по педагогике и психологии.

Подростков очень сильно притягивают наши комиксы. Мы не выдаем их домой, поэтому у них есть стимул прийти в библиотеку и почитать их здесь. Это качественно иллюстрированные, дорогие издания. В основном зарубежные – про Капитана Америку, Бэтмена и прочих супергероев. У нас также большой выбор современной зарубежной и русской литературы, есть практически все актуальные новинки, много non-fiction и научно-популярных книг. Все это очень любит молодежь.

У людей пенсионного возраста в основном популярны романы о любви либо детективы. Как они сами объясняют: «Мы не хотим заморачиваться». У них бессонница, они очень мало спят, и когда ты ночью не спишь, то самое подходящее – это окунуться в детективную историю. Пожилые очень быстро это все читают. Но есть очень много интеллектуальной взрослой аудитории; это люди солидного возраста, которые с удовольствием начинают перечитывать всю русскую классику. 

6. Когда нужно приучать детей к книгам? 

Я считаю, что чем раньше ребенок начинает знакомство с книгами, тем лучше. В старшей группе «Кнёжиков» у меня, например, почти все дети уже читают сами – там ребята от трех лет. Они приходят, и я им объясняю правила поведения в библиотеке. И, хотя они еще маленькие, они уже знают, где в библиотеке можно шуметь, где нельзя, как нужно с книгой работать и т.д. И если наблюдать за детками 2-3 лет, которые ко мне походили – они настолько аккуратно с книжечками обращаются! И они прямо просятся в библиотеку. Представляете, ребенку всего два годика, а у него уже настолько позитивное отношение к библиотеке!

Но я не настаиваю на том, чтобы ребенок, которому в силу возраста пока тяжело читать, обязательно сам прочел ту или иную книгу. Просто в процессе чтения ему самому становится интереснее. Дети понимают, что книга – это намного глубже, чем просто полистать странички.

Например, недавно я брала книгу про 14 лесных мышей («Зимний день»). Там мышата, пока за окном метель, мастерят себе саночки. В этой книге практически нет текста – в основном картинки. И я детям говорю: «Мышата убежали, но оставили после себя инструменты. Давайте посчитаем, сколько их!». Я даю ребятам игрушечные инструменты, мы их пересчитываем, и оказывается, что их ровно столько же, сколько мышат. Дети берут инструменты и воображают, что мастерят так же, как эти мышата – для них это, конечно, восторг.

«Благодаря книгам у меня не было ощущения границ»: 10 вопросов библиотекарю

7. Как вы выдаете книги и боретесь ли с должниками?

Так как у нас государственное учреждение, книги закупаются централизованно. У нас централизованная библиотечная система, которая состоит из большого количества филиалов. Главное отличие Петербурга от Москвы сейчас состоит в том, что у нас все библиотеки города и многие библиотеки области объединены в одну большую корпоративную систему. Мы все работаем через единую базу: вы приходите, регистрируетесь, получаете электронный читательский билет и с ним вы можете прийти в любую общедоступную библиотеку города и некоторые библиотеки области. Лично мне как библиотекарю это очень удобно. Ты видишь карточку читателя с данными из библиотек со всего города, и если он должен книгу в другой библиотеке, то система его блокирует, и мы не можем выдать ему наши книги. Таким образом легче бороться с несвоевременным возвратом книг, и у самих читателей тоже включается ответственность. Удобно это и для посетителей: человек тратит гораздо меньше времени на то, чтобы записаться в новую библиотеку, поскольку вся информация уже есть в его карточке.

8. Какая книга повлияла на тебя больше всего?

У меня с детства есть любимая книга и, наверное, единственная, которую я перечитываю – это «Маленький принц» Экзюпери. Она очень философская, очень глубокая и не многим сразу становится понятна, но это та книга, которую хочется перечитать.

9. Могут ли библиотеки со временем отказаться от бумажных книг?

Нет, библиотека тогда в принципе будет не нужна. Но уже сейчас на нас возлагают очень много культурной составляющей. Сегодня библиотека – это своего рода информационно-культурный центр. До появления интернета главная ценность библиотек заключалась в том, что сюда приходили за информацией. Именно в библиотеке можно было узнать то, что сейчас каждый может «погуглить». Конечно, эту информационную функцию мы постепенно теряем. С другой стороны, я надеюсь, что будут пересмотрены какие-то варианты, и нас снова включат в информационную среду. Так, например, произошло с курсами компьютерной грамотности для пенсионеров. Кто у нас этим занимается? Библиотеки! Единственный минус в том, что очень многие библиотеки переключаются на культурную деятельность и немного забывают про книги. Мы с коллегами часто обсуждаем это и считаем, что, если библиотека делает какое-то мероприятие, оно должно быть посвящено книге.

10. Многие говорят, что культура чтения в мире умирает. Ты согласна?

Нет, я не верю в это. Мне кажется, книга будет жить всегда.

Фото предоставлены Валентиной Семеновой