«Янтарная комната погибла»: историк о судьбе жемчужины резиденции российских императоров

11:48 28/06/2019
«Янтарная комната погибла»: историк о судьбе жемчужины резиденции российских императоров
ФОТО : Википедия / jeanyfan

27 июня поиски Янтарной комнаты в Польше завершились провалом. Сотрудникам польского Музея Второй мировой войны не удалось обнаружить в городе Мамерки знаменитую Янтарную комнату, бесследно исчезнувшую из российского Екатерининского дворца в военные годы.

По мнению историка Константина Залесского, скорее всего, Янтарная комната погибла в 1944-1945 годах. Однако остается небольшая надежда на чудо, так как ее утрата нигде не зафиксирована.

«Существует бесконечное количество версий, где может находиться Янтарная комната, – сказал историк в интервью корреспонденту «МИР 24». – Сколько существует групп, которые еще ищут, столько и версий. Разброс колоссальный. Одни утверждают, что она находится чуть ли не в подземельях Кенигсбергского замка, другие говорят, что она находится под Кенигсбергом где-то в схронах, другие указывают Восточную Пруссию, третьи – Селезию, четвертые – чуть ли не Альпы. Что самое интересное, ни один из тех, кто указывает какое-либо место, не приводит никаких данных, кроме довольно слабых попыток это объяснить какими-то косвенными уликами. То есть никаких точных данных об этом нет, несмотря на то, что Юлиан Семенов десятки лет искал хотя бы следы Янтарной комнаты. Мы до сих пор не имеем ни единого подтверждения, что она вообще жива, что она не погибла в 44-45 годах».

Одна из распространенных версий заключается в том, что сохранившиеся панели Янтарной комнаты после войны были увезены в США. Такого мнения придерживается, например, известный специалист по Янтарной комнате Александр Мосякин. Историк считает, что фрагменты Янтарной комнаты в 1950 году были переданы советскими властями США по ленд-лизу.

«Есть даже версия, что Янтарная комната была нами возвращена, в Берлине мы ее захватили обратно, а потом тайно передали США в оплату ленд-лиза, что, на мой взгляд, совершенно неприемлемо. Эта версия высказывалась тоже без каких-либо подтверждений», – отмечает Залесский.

«Никакой Янтарной комнаты в польском бункере быть не может, это очередная «заманка» для туристов, – прокомментировал историк Александр Мосякин события 27 июня, когда в Польше провалились поиски исторической реликвии. – Судьба Янтарной комнаты чрезвычайно сложна. Война разделила ее на много частей, и у каждой части была своя судьба. Многое погибло».

«Я склоняюсь к тому, что Янтарная комната погибла, – отмечает Константин Залесский. – Я не могу утверждать, но, во-первых, было два пожара в Кенигсбергском замке, а янтарь с пожаром совершенно несовместим. Я не уверен, что она погибла именно в Кенигсбергском замке, но думаю, что это произошло в 1944-1945 годах. А если она была спрятана, то погибла уже сейчас. Потому что, если, предположим, ящики были закопаны в землю или спрятаны в сыром подземелье, то янтарь 70 лет не выживет. Это же не камень, это все-таки смола. Мне кажется, что мы Янтарную комнату никогда уже не найдем, тем более что, когда несколько лет назад была найдена мозаика из Янтарной комнаты и вспыхнула определенная надежда, что ее просто разворовали и она находится в разных местах, оказалось, что эту мозаику присвоил себе немецкий офицер еще при перевозке в Кенигсберг, то есть не при эвакуации, а до нее».

По мнению эксперта, предположение о том, что Янтарная комната может находиться в руках состоятельного коллекционера, сомнительно.

«Я придерживаюсь точки зрения, что все тайное всегда становится явным. Если человек что-то даже себе незаконно присвоил, то в течение длительного периода времени и смены поколений тайна, скорее всего, будет раскрыта, – считает историк. – Причем будет какая-нибудь утечка информации. По местонахождению Янтарной комнаты мы никакой утечки информации не имеем. Нет какой-либо осознанной утечки информации, которую можно было бы хоть как-то трактовать. Но всегда есть место чуду, учитывая, что у нас нет подтверждений, что комната погибла. Не зафиксировано это нигде. Поэтому надежда остается, но, на мой взгляд, она очень слабая».