«У женщины должен быть выбор»: феминистки – о новом списке профессий Минтруда
15:11 04/07/2019Министерство труда РФ решило сократить список профессий, запрещенных для женщин в России, сообщает издание РБК. 4 июля стало известно, что ведомство внесло изменения в перечень работ и должностей, утвержденный правительством почти 20 лет. Согласно действующему списку, который был составлен еще в 1974-м году, в нашей стране насчитывается 456 специальностей, недоступных для женской части населения. В документе они обозначены как «работы и должности с вредными и опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин».
По решению Минтруда, обновленный документ вступит в силу с 1 января 2021 года. Новый перечень будет содержать уже 98 профессий, которыми не смогут заниматься женщины. При этом представительницам прекрасного пола станут доступны такие профессии, как водитель большегруза, член палубной команды судна, парашютист, машинист электропоезда, слесарь, тракторист и др.
Стоит ли радоваться таким нововведениям и воспринимать их, как прорыв? И есть ли основания ограничивать людей в выборе профессии, опираясь на гендерные признаки? «МИР 24» попросил борцов за права женщин прокомментировать ситуацию.
Журналистка, переводчица и феминистка Ольга Липовская назвала инициативу Минтруда «естественным ходом событий» и отметила, что такое решение следовало бы принять уже давно.
«Другое дело, что называть это прорывом просто нельзя, потому что на фоне этого у нас не принимают закон о домашнем насилии и не подписывают международные документы, касающиеся регуляции этого явления. Так что никаких прорывов. Это то, что должно было быть сделано давным-давно, и не знаю еще, насколько оставшийся список адекватен. Так что не будем «бросать чепчики в воздух», – сказала Липовская.
Примечательно, что в новом документе Минтруд выделил 21 блок производств и работ, куда женщинам все же будет закрыт доступ. К ним относятся «химические производства» и другие профессии, которые предполагают доступ к веществам, «опасным для репродуктивного здоровья женщины».
По мнению Липовской, опасность такого рода не должна быть причиной ограничения женщины в ее правах.
«Это как раз очень хорошо говорит о приоритетах нашего государства. Государство озабочено исключительно репродуктивной функцией женщины: чтобы она воспроизводила и обеспечивала заботу [о потомстве], то есть брала на себя все социальные функции, которые государство не выполняет. Так что, тут даже удивляться нечему. Весь мир давно уже говорит о равенстве прав и возможностей для женщин и мужчин, а у нас в стране все время пекутся о ее [женщины] репродуктивной функции», – заявила собеседница «МИР 24».
Женщина вправе сама решать, какая профессия ей по плечу, убеждена Ольга Липовская.
«Слушайте, вы смотрели фильм «Солдат Джейн»? Его все, по-моему, видели. По большому счету, у женщины должен быть свободный выбор. Ей самой следует решать, по силам ей это или нет. Поэтому даже как-то смешно рассматривать эти запреты. Дело в том, что у нас в стране вообще запретительная законодательная практика, поэтому когда снимаются какие-то запреты, мы почему-то радуемся, а на самом деле надо возмущаться этим запретам изначально», – заключила феминистка.
С ней согласилась и другая представительница фемсообщества, одна из основательниц феминистского социального проекта «Ребра Евы» и создательница кафе только для женщин «Симона» Леда Гарина.
«Когда Рут Гинзбург, судью Верховного суда США, спросили, сколько женщин должно быть в Верховном суде, чтобы это было справедливо, она ответила: «Девять». Потому что столько лет в него входили только мужчины, и этот вопрос никого не интересовал. Если теперь там будут только женщины – это будет справедливо. Сколько профессий должно быть запрещено для женщин? Ни одной. И сам этот список так же бредов, как вопросы о том, можно ли бить женщин («можно, но не сильно»)», – иронизирует Гарина.
Что касается возможности женщины иметь детей и опасности в этом плане, Леда убеждена: запрет на ту или иную деятельность – не проявление заботы, а признак унизительного отношения.
«Это никаким образом не относится к заботе о них [женщинах], а является проявлением контроля и подчеркивает отношение к ним государства как к инкубатору. А как же профессии, которые опасны для мужчин? Они в пять раз чаще гибнут, чем женщины-водительницы на дорогах, например. Может, стоит им запретить садиться за руль? Сама возможность женщиной иметь детей – опасна для ее здоровья», – жестко подытожила феминистка.