Король умер, да здравствует император: свобода и террор Великой французской революции

06:00 14/07/2019
Король умер, да здравствует император: свобода и террор Великой французской революции
ФОТО : Фото: wikipedia.org

230 лет назад началась Великая французская революция, которая завершила эпоху абсолютной монархии во Франции и сделала ее республикой, на время утопив в крови. Это была первая революция в стране, и длилась она 10 лет, с 1789-го по 1799 год. В конечном счете борьба за «свободу, равенство и братство» привела к власти Наполеона Бонапарта. «МИР 24» вспоминает любопытные и страшные факты из истории революции, положившей начало переустройству европейских государств.

Граф Калиостро и предсказание Великой французской революции

Джузеппе Бальсамо, известный как граф Калиостро (это было его вымышленное имя), родился 2 июня 1743 года в Палермо в бедной семье не то лавочника, не то мусорщика, однако сумел оставить заметный след в истории и вдохновил на создание произведений Гете, Дюма-отца, Иоганна Штрауса и Алексея Толстого. О том, кем был на самом деле Бальсамо – обычным авантюристом или кем-то значительнее, – спорят до сих пор. Известно, что итальянец много путешествовал, возможно, владел гипнозом (искусством «животного магнетизма»), знал химию и виртуозно владел трюками иллюзионистов. Сам Бальсамо заявлял, что знает секрет философского камня, умеет вызывать души умерших, читать мысли и выращивать драгоценные камни. Он утверждал, что родился в год извержения Везувия, и часть силы вулкана передалась ему.

Калиостро стал основателем Египетской масонской ложи. Английские масоны утверждали, что Калиостро – Великий Копт, адепт древнего египетского устава, носитель мистических тайн древних египтян и халдеев. По делам ложи Бальсамо ездил даже в Россию, но отношения с Екатериной II не заладились. Одним из фактов, заставляющих многих исследователей верить в сверхспособности этого человека, было его «Письмо к французскому народу», в котором Калиостро предсказал Великую французскую революцию, гибель короля Людовика XVI от рук восставшего народа и разрушение Бастилии. Правда ли Бальсамо мог предвидеть будущее, получил ли он эти данные из ложи (некоторые исследователи, например, Сергей Нилус, связывали революцию во Франции непосредственно с масонским влиянием) и был ли он вообще автором этого письма – доподлинно неизвестно.

Отсутствие любовницы и другие ошибки Людовика XVI

«Теперь говорят, что в истории есть сослагательное наклонение, поэтому упущенных возможностей было очень много, – говорит заведующий кафедрой социальной истории ВШЭ Павел Уваров. – Самую главную возможность Людовик XVI упустил в самом начале своего царствования. При Людовике XV министр Тюрго провел колоссальную кампанию, практически убрал засилье парламентов, этих судебных корпораций, которые всегда блокировали реформы. Король получил полномочия проводить более радикальные реформы, а главное – оздоровить финансовую сферу, ввести более пропорциональное налогообложение. Это был главный вопрос, для решения которого не надо было собирать никаких Генеральных штатов. Эта реформа стоила очень дорого, но канцлер Мопу ее продавил. Он, естественно, был непопулярен. И вот приходит молодой король, Людовик XVI, он очень хочет быть популярным, поэтому первое, что он делает, это отправляет Мопу в отставку и отменяет реформу. И тот, уходя в отставку, сказал: «Ваше величество, я сделал для вас то, что 300 лет пытались сделать ваши предшественники, и вы одним росчерком пера перечеркнули эти усилия. Бог вам судья».

Людовик XVI не отличался силой характера, у него никогда не хватало политической воли идти до конца. Существует также теория, что против короля сыграло отсутствие у него фаворитки. «Когда есть королевская фаворитка, народное негодование, как правило, переносится на нее, как это было с маркизой Помпадур у Людовика XV. Все ее ненавидели, а король был на ее фоне хорошим. Это парадоксальная точка зрения, не научная, но ее тоже высказывают», – отмечает историк.

21 января 1973 года низверженный король был обезглавлен на площади Революции в Париже. Его последними словами было: «Я умираю невинным, я невиновен в преступлениях, в которых меня обвиняют. Говорю вам это с эшафота, готовясь предстать перед Богом. И прощаю всех, кто повинен в моей смерти». Стоит отметить, что во время судебного процесса 38-летний Людовик держался мужественно и с достоинством и самостоятельно защищал себя.

Король умер, да здравствует император: свобода и террор Великой французской революции
Фото: wikipedia.org. Жозеф Дюплесси, фрагмент портрета короля Людовика XVI в коронационном наряде.

Штурм Бастилии и что на самом деле празднуют 14 июля

Началом революции принято считать 14 июля 1789 года – день, который стал кульминацией парижского народного восстания. Крепость, построенная во второй половине XIV века, долгое время служила тюрьмой для политических заключенных и в глазах народа символизировала репрессивную мощь государства. В Бастилии успели побывать многие выдающиеся умы Франции, однако к концу XVIII столетия она практически перестала использоваться в качестве тюрьмы. В момент штурма в ней находилось всего семь узников: один убийца, четверо фальшивомонетчиков и двое психически больных. Утром 14 июля 1789 года толпа сновала по Парижу в поисках оружия и пороха, а в Бастилии пороха как раз было много. Крепость оборонял гарнизон из 82 ветеранов и 32 швейцарцев, присланных в подкрепление, но после непродолжительной осады защитники крепости опустили мост через 25-метровый ров, и Бастилия пала. Несмотря на то что гарнизону была обещана безопасность, семерых, включая коменданта, растерзали, их отрезанные головы оказались на пиках.

«У нас почему-то считается, что 14 июля празднуется День взятия Бастилии. Это не совсем так, это половина правды, – считает Павел Уваров. – 14 июля – это национальный праздник во Франции, а 14 июля какого года, не уточняют, и правильно делают. Когда прошло 100 лет после революции, Национальное собрание поставило вопрос, что хорошо бы отмечать день начала Великой французской революции, но очень многие депутаты, особенно правые, сказали – как отмечать, когда были такие страшные жертвы, террор, казни, гильотины. И тогда решили праздновать 14 июля 1790 года, когда на Марсовом поле состоялся праздник Федерации в честь годовщины начала революции. И это был  праздник единения, а не разъединения. Тогда пришел король, пришли аристократы, пришло духовенство, пришло третье сословие, левые, правые – все обнимались, все клялись друг другу, что они прежде всего французы, что наконец-то оковы, которые разъединяли нацию, сброшены... Это был действительно величайший праздник, который потом все вспоминали, как светлую кульминацию пути революции. Все было возможно – и никакого террора».

Здание Бастилии было полностью разобрано в 1791 году. Кстати, идея разрушения ветхой крепости озвучивалась еще 1784 году. По плану архитектора Корбе на ее месте должна была появиться площадь Людовика XVI.

Революционный террор и Сентябрьские расправы. Жуткая смерть мадам де Ламбаль

Поистине ужасная судьба ожидала 42-летнюю принцессу де Ламбаль, близкую подругу королевы Марии-Антуанетты. В отличие от большинства французских аристократов она не покинула Париж и была растерзана толпой 2 сентября 1792 года. По некоторым свидетельствам, сначала мадам де Ламбаль подверглась насилию и пыткам, затем ей отрезали голову и распороли живот. Достоверно известно, что голову несчастной отнесли к цирюльнику, который вынужден был наложить на лицо макияж и уложить волосы. Затем ее накололи на пику и понесли к тюрьме Тампль, в которой находилась Мария-Антуанетта. Где именно содержится королева, никто не знал, поэтому голову пронесли вдоль всех окон. Есть также свидетельства того, что некоторые участники дикого шествия намотали на себя кишки принцессы, несли ее вырезанное сердце и конечности.

Так начинался самый трагический эпизод Великой французской революции под названием «Сентябрьские расправы», когда революционная толпа, подогретая слухами о заговоре аристократов, без суда и следствия расправлялась с узниками тюрем по всей стране. Период террора продолжался всего пару лет, но за это время Франция принесла огромные жертвы.

«Практика показывает, что история гораздо изобретательнее, чем всякие мифы о ней, –  отмечает историк. – Зверств творилось очень много, особенно в сентябре 1792 года. В России с конца XIX века Французская революция – это было что-то святое. О ней могли говорить только хорошее или ничего. Поэтому, например, никогда не говорили о Сентябрьских убийствах, когда толпа просто устраивала самосуд, а власти даже не пытались им помешать. При революционном терроре были хотя бы фиктивные судебные приговоры, а Сентябрьские убийства – это толпа, которая просто убивает всех, причем тут случалось самое жуткое, что может представить человеческая фантазия. А что творилось на северо-западе, западе Франции, в Вандее, Бретани, где было движение роялистов? Это «адские колонны», которые устроили самый настоящий геноцид сторонников короля, не присягнувших священников. Туда были посланы войска, которые действовали крайне жестоко. До сих пор ведутся споры на счет того, было это оправдано или нет. Память о революции самая разная в разных провинциях. В Лионе, Нанте революцию помнят с другой стороны, помнят знаменитые «нантские нуайяды» и «республиканские свадьбы» (способы утопления, – Прим. ред.)».

Король умер, да здравствует император: свобода и террор Великой французской революции

Фото: wikipedia.org. Джозеф Обер, «Утопление в Нанте в 1793 году». (1882)

Особой жестокостью отличались события Вандейского мятежа, гражданской войны между сторонниками и противниками революционного движения. За три года, с 1793-го по 1796-й, без суда было убито более 200 тысяч человек, в том числе детей и стариков, несколько тысяч из них утопили в Луаре. Изобретение садистских способов утопления приписывают комиссару Конвента Жан-Батисту Каррье, который подобным образом решал проблему содержания тысяч пленных в тюрьмах Нанта. 

«Культ Разума» и разорение королевской усыпальницы

Первой расправой в серии Сентябрьских убийств стало нападение на кареты с 30 неприсягнувшими священниками, направлявшиеся в тюрьму аббатства Сен-Жермен. Выжил только один из них. В 1790 году революционные власти выпустили декреты о «гражданском устройстве духовенства», превращающие церковь в один из органов государства, лишавшие ее всех привилегий и полномочий. Все священнослужители обязаны были принести присягу, однако многие этого делать не стали. Церковная реформа вызвала серьезное разделение общества.

24 ноября 1793 года коммуна Парижа издала декрет о запрете католического богослужения и закрытии всех церквей, их начинали переделывать в «храмы Разума». В 1793-1794 годах широкое распространение получил так называемый Культ Разума, которым пытались заместить религию. На церемониях культа священников принуждали отказываться от веры, церкви грабили и оскверняли. 10 ноября 1793 года в соборе Парижской богоматери устроили «Праздник Разума». Главным его событием стало музыкальное представление и коронование артистки Парижской оперы Терезы-Анжелики Обри, которую торжественно усадили на трон в алтаре, в «Богиню Разума». В борьбе за дехристианизацию в 1973 году григорианский календарь заменили на французский республиканский. Летоисчисление стало вестись не с Рождества Христова, а от установления республики, семидневную неделю заменила декада из десяти дней. Однако уже в 1803 году Наполеон Бонапарт вернул григорианский календарь.

Одной из самых заметных жертв революционной дехристианизации стала древняя королевская усыпальница в базилике Сен-Дени. К началу революции в ней покоились останки 46 королей, 32 королев, 63 принцев и принцесс. В 1793 году Национальное собрание издало указ о разрушении всех гробниц и мавзолеев бывших королей. Это решение помимо идеологического имело и практический смысл: гробы королей традиционно делали из свинца, этот свинец и планировалось использовать в военных целях, ведь республика вела войны в Европе. Около базилики Сен-Дени вырыли две ямы, в которые без церемоний сбрасывались знаменитые Меровинги, Каролинги, Капетинги, Валуа и Бурбоны. В 1814 году безымянные останки вернули в отреставрированную базилику и снабдили общими надгробными плитами.

Король умер, да здравствует император: свобода и террор Великой французской революции
Шарля Луи Мюллер, «Праздник Разума в соборе Парижской Богоматери 10 ноября 1793 года» (1878)

Итоги революции и приход к власти Наполеона Бонапарта

«Во-первых, революция (особенно потом революционные войны) открыла социальные шлюзы, которые раньше были либо закрыты, либо полуприкрыты. Человек из лавочников, самого низкого происхождения, мог сделать блестящую карьеру. Прежде всего он мог стать военным. Так, сын сапожника Жан-Батист Бернадот стал сначала наполеоновским маршалом, а затем шведским королем. Во-вторых, революция укрепила свободный поиск политических форм. Практически все перепробовали: и действительно демократию, и цензовую демократию, и конституционную монархию, и империю. Потом вернуть народ к каким-то изначальным формам было уже очень сложно, – рассказывает историк Павел Уваров. – В третьих, самое главное, кто выиграл, – это крестьяне. Революция укрепила мелкое крестьянское хозяйство, что определило историю Франции. Франция – это страна мелких собственников, ремесленников, но, главное, этих мелких крестьян, которые очень цепко держатся за свою землю».

«Крупные хозяйства не очень прижились. Они были до революции, как правило, именно аристократия этим занималась по английскому образцу. Но по этому пути Франция не пошла. Англия пошла, Пруссия пошла, а Франция осталась этой фермерской страной, что объясняет все в ее истории, например, почему во Франции сейчас эмигрантов больше, чем в других странах Европы. Потому что не было необходимости идти работать на заводы тем, кто потерял земли, поскольку крестьяне их не потеряли. Поэтому приглашали мигрантов из других стран: Италии, Испании, Греции, потом России».

Наполеон I Бонапарт стал популярен в народе благодаря военным успехам в Италии. 9 ноября 1799 года Бонапарту удалось совершить переворот, в результате которого у власти оказался он и два его помощника. Этим и закончилась Великая французская революция.