«Погиб и ты в полете, «Пахтакор»

12:28 11/08/2019
«Погиб и ты в полете, «Пахтакор»
ФОТО : Википедия / Oleg Yunakov

В истории советского спорта можно вспомнить множество счастливых дней. И не меньше трагичных. Один из них датирован 11 августа 1979 года – день, когда не стало команды «Пахтакор» из Ташкента. В небе над Днепродзержинском столкнулись два самолета, 178 человек погибли. Из них 17 были футболистами узбекской команды. В результате крепкая среднеазиатская команда из чемпионата СССР за один день потеряла, пожалуй, свой лучший состав за всю историю.

Имена погибших спортсменов вспоминают и спустя 40 лет. Им ставят памятники, их родственники устраивают вечера памяти, о них говорят и в многоэтажках Ташкента, и в кишлаках далеко за пределами городов. Футболисты остались в сердцах миллионов узбекистанцев.

Они направлялись из Ташкента в Минск, на очередной матч чемпионата СССР с местным «Динамо». В общем-то, рядовая игра двух клубов из середины таблицы. Игроки «Пахтакора» уже тогда понимали, что побороться за медали вряд ли получится, поэтому задача стояла просто показать свой лучший футбол перед белорусскими болельщиками, и по возможности зацепить очки. С этой мыслью футболисты погружались в пассажирский Ту-134.

Дальнейшая история уже обросла целым волоком различных мифов и легенд. То ли их рейс сбили за пролет над военным объектом, то ли крушение произошло из-за пролета особо важного борта. Так или иначе, в небе над Днепропетровской областью самолет с футболистами, летевший из Ташкента в Минск, столкнулся с лайнером, выполнявшим маршрут Челябинск – Воронеж – Кишинев на высоте 8400 метров.

По официальной версии советских властей, к внештатной ситуации и катастрофе привел целый ряд факторов. На особо опасном участке неба, где ежедневно пролетали сотни самолетов, 11 августа почему-то работал стажер, за ним не наблюдал непосредственный руководитель, связь диспетчерского центра с пилотами сбоила, да еще и небо было затянуто тучами – так что из кабины Ту-134 просто невозможно было увидеть, что происходит на расстоянии нескольких сот метров.

В результате около 13:35 произошло столкновение в воздухе. Борт, следовавший в Кишинев, разорвало на части практически мгновенно. Самолет, в котором находились футболисты «Пахтакора», остался без хвостовой части. Пилоты безуспешно попытались совершить экстренную посадку, но в последний момент все системы отказали, и Ту-134 рухнул на землю. Выживших в этой авиакатастрофе не было.

Погибли и одни из лучших футболистов в истории узбекистанского клубного футбола. Полузащитник Михаил Ан был одной из главных надежд не только «Пахтакора», но и всего Советского Союза. Техничный, быстрый игрок, чем-то похожий на Йохана Кройфа в лучшие годы, он мог стать главной звездой сборной страны. У Юрия Загуменных была уникальная судьба. Когда уже немолодой защитник выступал за ленинградский «Зенит», одноклубник нанес ему травму на тренировке. Как оказалось позже – тяжелейшую. Операция на позвоночнике, долгие месяцы реабилитации, а затем страшный диагноз – инвалидность второй группы. С таким до конца жизни перемещаются только на костылях. Но Загуменных не сдался, он каждый день тренировался, поначалу лежа на кровати. Затем стал ходить, потом и бегать. Случилось настоящее чудо: он вернулся в большой футбол. Но в «Зените» в чудеса явно не верили. Защитнику сказали: «Ты нам не нужен», – и указали на дверь. Уже после этого Юрий перешел в «Пахтакор» и перезапустил свою карьеру, став одним из системообразующих игроков команды.

Полузащитник Владимир Макаров был самым опытным в составе «Пахтакора». Как сейчас говорят, «дядька» для команды. Он мог и подсказать, как правильно удар поставить, и команду на поле завести, чтобы молодежь не расслаблялась. Но в историю советского футбола он вошел не с ташкентской командой, а с одесским «Черноморцем». В 1974 году украинцы завоевали свою первую и единственную в истории бронзовую медаль. А главным бомбардиром команды, который и принес большинство очков «морякам», был именно Макаров, который с левого фланга забил больше мячей, чем центральные нападающие – аж 13. Его до сих пор помнят и любят как в Одессе, так и в Ташкенте. Смелый Владимир Федоров был настоящим патриотом «Пахтакора». Несмотря на то, что он считался одним из самых талантливых игроков Союза, переманить к себе его не могли ни «Спартак», ни киевское «Динамо», ни другие топ-клубы тех времен. Он играл во взрослом футболе с 17 лет, и успел за семь отведенных ему сезонов наколотить 58 мячей. Выступал Федоров и за сборную, в том числе он был одним из основных нападающих команды, которая взяла бронзовые медали Олимпиады-1976 в Монреале.

Среди других погибших в этой страшной авиакатастрофе были: Равиль Агишев – самый молодой в команде, ему только-только исполнилось 20 лет; Олим Аширов, Сирожиддин Базаров, Константин Баканов, Шухрат Ишбутаев, Александр Корченов, Николай Куликов, Сергей Покатилов, Владимир Сабиров, Идгай Тазетдинов, Мансур Талибджанов, Владимир Чумаков и Виктор Чуркин. Этих людей даже спустя 40 лет регулярно вспоминают в Ташкенте. В странах СНГ им установлено несколько памятников, а еще о трагедии написано множество стихотворений. Самое известное – у спортивного журналиста Эдуарда Аванесова.

«Летят года, но боль не утихает,
Печаль моя взлетела выше гор.
На перелете птицы погибают,
Погиб и ты в полете, «Пахтакор»

Трагедию широко переживали и в 1979 году по всему Советскому Союзу. Обычно авиакатастрофы не афишировались, о них было не принято говорить. Если сообщения и просачивались в прессу, то оставались на последних полосах незаметными строчками. Однако на столкновение двух Ту-134 в воздухе невозможно было не обратить внимание именно из-за того, что погибло такое большое количество талантливых футболистов. Об этом рассказывали не только по центральному телевидению, но и в зарубежных изданиях.

Футбольная федерация СССР не могла не помочь «Пахтакору». Команде пообещали три сезона на полноценную перестройку: в эти три года ташкентский клуб не мог вылететь из Высшей лиги по спортивным результатам. Более того, среди советских футболистов был брошен клич о помощи, и спустя всего несколько месяцев выстроилась целая очередь из желающих помочь пострадавшей команде. В клуб перешли, в частности, Андрей Якубик из московского «Динамо», Петр Василевский из «Динамо» минского – он должен был сыграть с тем составом «Пахтакора», который не долетел до Беларуси. Валерий Глушаков и Сергей Башкиров из московского «Спартака», Михаил Бондарев из ЦСКА и многие другие.

Катастрофа 11 августа 1979 года до сих пор остается одной из самых тяжелых в истории СССР и мирового спорта.