Оценить феномен психотерапевта, мага, целителя, шоумена, или даже шарлатана – называть можно как угодно – Анатолия Кашпировского невероятно тяжело. Про это вообще-то пишут длинные кандидатские и докторские по психологии или социологии. Так и хочется ограничиться дурацким «люди глупые и готовы верить во все подряд». Но с такими рассуждениями можно показать разве что свою глупость. Нет, Кашпировский – это нечто гораздо более тонкое, можно даже сказать метафизическое, что помогает охарактеризовать не столько людей, сколько целую эпоху.
Он был первой настоящей суперзвездой. Нет, известные люди были – эстрада, поэзия, популярное кино. Но никогда ранее такую всенародную любовь не завоевывал человек, который умел разве что мастерски смотреть в камеру своим железным взглядом, да декларировать странные мантры басистым голосом. Сейчас бы для такого грамотного образа пришлось нанимать команду из десятка имиджмейкеров и PR-специалистов, а тогда – в перестроечные времена – хватило одного врача-психотерапевта из Хмельницкого. И это, конечно, ни в коем случае не преуменьшение его заслуг, а скорее наоборот. 11 августа у Анатолия Кашпировского день рождения. Ему исполнилось 80 лет, а «МИР 24» решил вспомнить, за что страна так полюбила гипнотизера, и как рассталась с верой в магию.
Явление народу
Известность пришла к Кашпировскому внезапно. Долгое время он был, пусть и не рядовым, но все же лишь психотерапевтом в различных учреждениях и структурах Украинской ССР. Четверть века он занимался лечением различных психических заболеваний, зачастую применяя нестандартные методы. К концу 80-х о любопытном враче прознали в Москве, на одном из концертов к нему подошел Владислав Листьев и решил пригласить его в концертную студию Останкино, где 27 июля 1989 года состоялось первое явление новой мессии народу. И это совсем не громкие слова. Ну как еще назвать человека, который вылечил миллионы людей одним лишь взглядом? Христианскому спасителю приходилось хотя бы дотрагиваться до прокаженных, тут же технология явно усовершенствованная.
Сорвав овации, Кашпировский получил контракт на шесть передач по первому каналу ЦТ СССР. Предполагалось, что в них психотерапевт будет не только работать с залом, но и передавать свою особую энергетику телезрителям. Сказать, что это был фурор – значит сильно преуменьшить масштабы. Телепередачу посмотрели, кажется, все у кого были глаза и телевизор. В общей сумме шесть программ, в которых маг-целитель одним лишь голосом и взглядом исцелял людей, собрали аудиторию в 300 млн человек из страны с лучшим в мире образованием. Из них каждый 30-й сообщил, что недуги действительно прошли. Удивительное рядом.
«Сеансы здоровья врача-психотерапевта Анатолия Кашпировского» стали хитов не только в Советском Союзе, но и во многих других государствах соцблока. В частности, достоверно известно, что передачу с субтитрами показывали во Вьетнаме и в Польше. В последней ведущий даже получил телевизионную награду за самое популярное шоу года. Помимо всего прочего, гипнотизер несколько раз провел телемосты между городами, в рамках которых психотерапевт одним своим голосом смог успокоить нервы пациентов перед операцией, да так, что врачи якобы сумели сделать все необходимое без наркоза. Впрочем, любой из нас на месте такого хирурга ведь на всякий случай все же ввел бы пациенту необходимое вещество, не надеясь исключительно на гипноз маэстро, правда? Кашпировский говорил, что мог вылечить вообще весь Советский Союз. Но помешали коварные телевизионщики. Видимо, они так не хотели оздоровления населения, что позволили психотерапевту провести лишь шесть сеансов, когда он просил 30. Правда ли это – теперь уже не узнать. Три десятка передач Кашпировскому действительно никто так и не дал.
Всемирный масштаб
Дальнейшая карьера Кашпировского скорее напоминала голливудский байопик, чем жизнь советского психотерапевта. К его идеям действительно начали прислушиваться. Несмотря на разумные заявления психотерапевтов о том, что такое лечение невозможно, а все впадающие в транс от взгляда гипнотизера люди были либо легко внушаемыми, либо подсадными, в мире внезапно начали прислушиваться к идеям украинца. Шутка ли, в 1991 году он всерьез прибыл в штаб-квартиру ООН в Нью-Йорке и рассказывал там о том, как готов лечить лучевую болезнь и СПИД с помощью своих уникальных методик. И ведь слушали. А уж тираж монографии Кашпировского о новых лечебных практиках в 1993 году смели с полок в мгновение ока.
Также психотерапевт начал постепенно перебираться за границу. Там и аудитория поплатежеспособнее, и жить как-то поприятнее. Оказалось, что его сеансы востребованы и в Израиле, и в Германии, и в США – правда, в основном среди мигрантов из России. Сейчас на родину Кашпировский, кстати, практически не приезжает. Так, редкие концерты, если удается собрать полный зал. В основном он живет в Штатах, где у него семья. Хотя при этом остается гражданином России и очень этим гордится.
В жизни Кашпировского после серии знаменитых передач было очень много интересного. Была Госдума, куда его протолкнули от ЛДПР в обход всех законов, а затем выгоняли из нижней палаты парламента под предлогом того, что он «может всех депутатов загипнотизировать и заставить голосовать, как ему вздумается». Затем был Буденновск, где психотерапевт выступил основным переговорщиком с террористами и лично Шамилем Басаевым. Лишь в конце 90-х популярность гипнотизера стала сходить на нет. Теперь уже и не скажешь почему: то ли народ перестал верить в сказки, то ли кризис и экономически неблагоприятная десятилетка заставили забыть о таких чудодейственных методах лечения. Так или иначе, это произошло. И сейчас Кашпировский – лишь символ далекой ушедшей эпохи, вспоминают о нем только в контексте последних лет СССР или в дни рождения самого целителя.
Фото: Нетелев Роберт/ТАСС
Образ
Чем же Кашпировский смог так сильно выделиться и взлететь на верхушки телевизионных рейтингов? Конечно, благодаря отлично продуманному образу. Он появлялся на экранах с неизменно выкрашенными в антрацитово-черный волосами и в кожаной куртке. В таком виде можно было ожидать увидеть в СССР прото-рок-звезду вроде Владимира Высоцкого, но никак не медика. В общем, психотерапевт сделал все, чтобы на экране не быть похожим на психотерапевта.
Не стал он, как будущие подражатели Аллан Чумак или Юрий Лонго, выдавать себя за человека, обладающего чудодейственными свойствами. Он упирал на то, что все его действия – наука. Кашпировский говорил, что вовсе не лечит людей, а просто «активирует внутренние резервы организма, программируя их на самоисцеление». По его словам, «вся аптека, вся таблица Менделеева» уже содержится в теле человека. Достаточно было лишь подтолкнуть его мозг к тому, чтобы начать выделять необходимые вещества.
В конце концов, Кашпировский просто умел работать с аудиторией и правильно использовать любую возможность для своих трюков. Он наверняка пользовался подставными людьми, на «живых» сеансах выбирал самых внушаемых людей в качестве помощников. Психотерапевт отлично изучил суть эффекта плацебо и пользовался им для собственных целей. На центральном телевидении в то время существовало не так много передач, так что гипнотизера действительно смотрели миллионы – больше и нечего было смотреть. Наверняка среди них действительно находились люди с незначительными или психосоматическими заболеваниями, которые излечивались благодаря передачам Кашпировского. Они же присылали письма в редакцию, которые шоумены потом выдавал за «одни из миллионов». Систематическая ошибка выжившего – когда исцеленные рассказывали об этом во всеуслышание, а оставшиеся со своей болезнью предпочитали молчать – породил один из самых глобальных мифов в истории позднего СССР.
У самого Кашпировского, несмотря на солидный возраст, все хорошо. Ему 80 лет, но в интервью он постоянно упоминает, что чувствует себя отлично и до сих пор может несколько раз подтянуться. У него достаточно денег и преданных поклонников, семья и крайне интересная жизнь за спиной. Главный человек, которому сумел помочь психотерапевт – это он сам. И вряд ли многие возьмутся его судить.
Читайте также: