Д.Г.: Да, действительно. В XIV веке даже возникло монашеское движение на Афоне, которое носит название «исихазм», то есть молчание. Сторонники этого движения утверждали возможность вхождения человека в Божественный Свет путем аскетического подвига, медитации и молитвы.
Наш знаменитый русский богослов XX века протоиерей Сергий Булгаков много размышлял о Преображении, и в минуту откровенности говорил, что и он хотел бы увидеть, приобщиться к фаворскому свету, свету Преображения. Инокини, которые находились рядом в момент его кончины, свидетельствовали потом, что перед тем, как отойти в мир иной, отец Сергий действительно просиял.
Эти два примера я привел как подтверждение мысли о том, что у человека, вполне вероятно, есть возможность приобщения к фаворскому свету напрямую: либо в результате монашеского служения и строгой отрешенной молитвы, либо, как в случае с отцом Сергием Булгаковым, путем богопознания, искренней веры, что это возможно.
Конечно Преображение – это тайна. Но это тайна, которую человек может постичь в своем опыте духовной жизни.
— Почему этот день называется Яблочным Спасом? При чем тут яблоки?
Д.Г.: Христианская традиция за много-много лет уже соединилась с разными народными празднованиями. На Руси Преображение традиционно называют Яблочным Спасом. Богословского объяснения этому искать, может быть, и не следует.
Представление о милости Господней, о его щедрости тесно связалось в народе с восприятием августовских садов, полных спелых яблок. В наших широтах в это время стоит благодатная теплая погода и нельзя не поражаться обилию природы, богатству урожая, красоте яблочных садов, их аромату. Все это тесно связалось с праздником Преображения и прославлением Творца.
Действительно этот праздник несет ощущение полноты жизни, пусть даже и в природном воплощении. А народная традиция приносить яблоки нового урожая в храм для освещения вполне симпатична.
— Что самое главное в этом празднике?
Д.Г.: Преображение – это один из 12 двунадесятых праздников церковного года. Это очень большой, значимый праздник. В тропаре, песнопении, посвященном этому празднику, поется, что Господь преобразился на горе, показав свою Славу. Что Бог – есть Свет. В этот день мы празднуем торжество Господа, Его Божественной Славы.
Есть еще два праздника Света: Рождество и Богоявление – зимний цикл праздников посвященных Христу и Преображение летом.
В тропаре говорится, что Свет Божий посвящен людям, даже если они его не до конца вмещают. «Ты показал ученикам Славу Свою, насколько они могли ее вместить». И мы прославляем этот Свет вечный, по-славянски присносущный, чтобы он явлен был и нам. Ведь что человек рожден на земле для того, чтобы его жизнь не была мрачной, сумрачной, а была пронизана светом свыше. В этом смысл праздника.
Сейчас в Палестине паломникам показывают гору Фавор. Удивительно, что она стоит среди равнины. Ведь горы обычно идут грядами, а там нет никакого горного массива. Посреди равнины стоит одна, и довольно высокая гора. И если подняться на ее вершину, то с нее открывается совершенно неземной красоты вид. Тем более, что это северная часть Палестины, Галилея, где все вокруг покрыто сочной зеленью. Это очень благодатная земля, и с горы Фавор открывается невероятно живописные виды.
Некоторые гиды даже говорят, что эта гора специально была создана для того, чтобы Господь на нее взошел, и чтобы именно там произошло событие Его Преображения. Так ли это я не знаю, но во всяком случае, когда там находишься, то реальность Преображения как будто бы приближается к тебе, это правда.
— Как нужно отмечать этот праздник?
Д.Г.: Каждый христианский праздник, какой бы он ни был в богословском отношении, – это всегда праздник церковный, а стало быть, праздник духовного единства людей. В христианской традиции всегда принято, что праздник – это особое время единения, сопереживания и сочувствия, время особой радости совместного проживания праздника. И Преображение очень располагает к единству, открытости, проявлению доверия.
Фото: Егор Алеев/ТАСС
Мы, например, опираясь на наш институт, создали православное сообщество людей из разных городов – Преображенское братство. Так что для нас это своего рода именины. И мы уже 30 лет к ряду собираемся на Преображение все вместе, съезжаемся из разных городов. Тем более, что в августе в Москве обычно стоит теплая, хорошая погода. И все способствует тому, чтобы душевно и духовно общаться – с особым воспоминанием о таинственном, мистическом евангельском событии.
Кроме того, перед Преображением в Москве вот уже в пятый раз проходит фестиваль «Преображенские встречи». В этом году он пройдет 17 и 18 августа в Сокольниках. Это особый фестиваль общения, на который мы приглашаем самых разных людей: и православных, и не православных, там даже есть особая программа для людей неверующих. На этом фестивале будет очень много интересного для людей с самыми разными интересами.
Тема фестиваля в этом году – «Время мира». Ведь явление Божественного Света – это всегда явление Божественного Мира. А в наши непростые времена, когда происходят острые общественные процессы, особенно такие как сейчас в Москве, говорить о мире очень уместно. Это вполне христианская тема и христианская позиция в нынешней непростой ситуации.
— Если вернуться к теме Яблочного Спаса, собирать ведь уместно не только яблоки, но и плоды жизни, творчества, веры?
Д.Г.: Конечно! Это время плодоношения, начало сбора плодов осени, плодов человеческих трудов. Но Преображение – это еще и творческий праздник, время для воспоминания о своем предназначении свыше и для актуализации творческого начала в человеке.
Пушкин замечательно сказал: «Мы рождены для вдохновенья, для звуков сладких и молитв». Вот какой смысл жизни он видел.
Человек всегда должен помнить о том, что, как писал Николай Бердяев, в каждом человеке есть дырочка, просверленная в вечность. Стало быть, есть и какое-то творческое начало. Поэтому Преображение – это праздник принесения самых разных плодов, в том числе и плодов во славу Господа, которые каждый из нас имеет.
Такое осмысление праздника очень приветствуются, и наш фестиваль тоже предполагает «плодоношение» самых разных людей, которые хотели бы поделиться тем, что им дал Господь: о чем они думают, о чем говорят, о чем поют. Поделиться этим с другими людьми – это вполне преображенская тема.
Читайте также: