Глава Минтруда Максим Топилин утвердил перечень работ, на которых ограничивается применение труда женщин, сообщает РИА «Новости». Как следует из соответствующего документа, опубликованного на официальном интернет-портале правовой информации, эти работы связаны с тяжелыми или опасными условиями труда – в химическом производстве, металлобработке, добыче нефти и газа, черной и цветной металлургии, судостроении и судоремонте и других отраслях. В частности, женщины не могут работать горнорабочими, взрывниками, бурильщиками, сталеварами, авиационными механиками, камнетесами, слесарями-сантехниками по чистке канализационных колодцев, лесорубами, водолазами или пожарными.
Всего в перечне 100 позиций в 21 группе по видам производств. Документ вступает в силу с 1 января 2021 года. Ранее в Минтруде пояснили, что критериями при пересмотре и актуализации списка служат факторы, опасные для репродуктивного здоровья женщин, влияющие на здоровье будущего поколения и имеющие отдаленные последствия.
В то же время, новая версия «неженских профессий» значительно короче действующей, утвержденной 20 лет назад и включающей 456 позиций. Многие профессии исключили из списка запрещенных, и теперь дамы смогут работать парашютистами, машинистами электропоезда, слесарями по ремонту автомобилей, трактористами, дальнобойщиками, членами палубной команды корабля и т.д.
В марте глава Минтруда отметил, что в действующем перечне есть профессии и виды работ, которые не применяются в современном производстве из-за автоматизации процессов и применения современного оборудования на рабочих местах. Поэтому многие запреты уже неактуальны.
«В частности, снимаются ограничения на работы в хлебопекарном производстве, на воздушном, морском, речном и железнодорожном транспорте, работы в качестве водителей большегрузных автомобилей и машинистов специальной техники», – пояснил Топилин.
Вице-президент Конфедерации труда России, депутат Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации VI и VII созыва Олег Шеин оценивает нововведения позитивно, поскольку в них учтены требования и профсоюзов, и гендерных комиссий Конфедерации труда России.
«Жизнь не стоит на месте, меняются условия труда, факторы опасности, актуальные какое-то время назад. Очевидно, что слишком суровые ограничения в изменившемся мире просто превращаются в запрет на профессию по гендерному принципу. Поэтому гендерная комиссия Конфедерации труда России некоторое время назад поставила вопрос о сокращении этого реестра. Понятно, что есть биологические отличия между людьми, к тому же, на ту или иную профессию возьмут еще не всякого мужчину, существуют требования к здоровью, допуски различного характера и так далее. Но в целом сокращение списка – вещь полезная, и то, что в данном случае медицинское сообщество сочло правильным качественно сократить этот реестр, свидетельствует о том, что мы перешли в несколько иные условия жизни и труда», – заявил эксперт «МИР 24».
Что касается новых заманчивых перспектив – таких, как работа дальнобойщицей или членом палубного корабля – странными они кажутся только на первый взгляд. Женщина на корабле – не всегда к «Титанику», да и в прочих «легализованных» сферах представительницы слабого пола вполне могут чувствовать себя комфортно, говорит Шеин.
«Все запреты и ограничения должны проистекать из жизни. Повторюсь, есть медицинские факторы. Если медицина сказала «можно» – значит, можно. Там сидят ученые люди, защищают диссертации. К тому же, кем-то людям же надо работать, потому что надо зарабатывать на жизнь! Начнем с этого. Во-вторых, у людей может быть определенного рода психологическая предрасположенность к той или иной профессии. Известная проблема России: только 28% людей довольны своей работой, а остальные ее искренне ненавидят. На вкус и цвет товарища нет. У всех есть свои предпочтения. Нельзя исключать, что кто-то сочтет для себя работу дальнобойщицей вполне комфортной», – подытожил собеседник «МИР 24».