В Кыргызстане началась активная подготовка к школе. Родители спешно покупают необходимые принадлежности. Многие из них пытаются приобрести самое дорогое. Но не всегда «дорогое» синоним слова «лучшее», а иногда такой подход вредит и самому ребенку.
100 долларов на сборы
Три, четыре, пять. Маленькая Софа повторяет счет, прыгая на скакалке. Чуть меньше, чем через неделю она пойдет в школу, в первый класс.
«На уроках главное не баловаться и слушать учителя. С друзьями еще можно играть. Но после школы», – рассказывает Софья Брежнева.
А ее мама тем временем составляет список необходимого – почти 20 предметов, и это только на первое время, потом что-то придется докупать.
«Естественно, дневник, ручки, карандаши, тетради, картон, обложки – это то, что надо купить в первую очередь. Позже – предметные тетради и многое другое. Закупаться будем на базаре, там все под рукой и недорого», – рассказывает мама Софии Екатерина Брежнева.
На Ошском рынке в это время не протолкнуться. Сотни родителей ищут здесь канцелярские принадлежности. Преимущество этого базара в том, что в одном месте можно купить и тетрадки, и рюкзак, и школьную форму.
«В этом году популярны пеналы, которые называются «аквариум». Девочкам нравится, что внутри плавают разные блестки. Мальчики, как обычно, покупают машинки. Еще в моде у школьников яркие ручки, чернила которых можно стереть специальным ластиком. К тетрадкам и дневникам особых предпочтений нет», – рассказывает продавец Кайриниса Бейшебаева.
Если не шиковать, а закупать школьные принадлежности по средней цене, то 80 долларов вполне хватит на то, чтобы обеспечить ребенка канцелярией на целый год. Но стоит не забывать и о школьной форме. Без нее ученика на занятия не допустят. Министерство образования просит избегать синтетических материалов.
«Рекомендованы те ткани, которые не наносят вред здоровью детей. Например, белые рубашки из хлопчатобумажной ткани», – рассказывает заместитель министра образования и науки Кыргызской Республики Надира Джусупбекова.
Комплект школьной формы из натуральной ткани на рынке обойдется в 30 долларов. Синтетика – чуть дешевле, одежда в специализированных бутиках стоит дороже.
Некоторые учебные заведения позволяют родителям не тратиться на специальный набор, разрешая обойтись белой рубашкой и черными брюками или юбкой. Такой комплект можно приобрести и за 20 долларов.
Когда хочется большего
Выдержке и собранности второклассницы Софьи Сушковой позавидуют даже некоторые взрослые. День девочки расписан по минутам.
«Утром рано у меня теннис, потом занятия в школе, потом в 4 вечера снова теннис, потом делаю уроки и ложусь спать», – рассказывает она.
Софья – теннисистка и ученица Специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва. Ежемесячно за ее обучение родители отдают по 30 долларов в месяц. Они также вынуждены приобретать канцелярию для занятий, а к школьной форме докупать спортивную – она стоит порядка 25 долларов. Ракетку и другой инвентарь пока предоставляет государство.
«Мы советуем родителям не покупать ракетки сразу. Все-таки это недешевое удовольствие и будет обидно, если спортивный инвентарь будет просто пылиться в шкафу. Прежде чем закупать все необходимое и профессиональное, надо, чтобы ребенок понял, нравится ему этот вид спорта или нет», – рассказывает тренер Алевтина Холковская.
После, когда станет ясно, что у ребенка есть талант, надо будет приобрести ракетку – это стоит 200 долларов. Способных детей зачисляют в сборную, и тогда за тренировки им платить уже не надо.
Мнение психолога
Психолог, психотерапевт и коучер Михаил Мунькин уверен, что не стоит покупать ребенку в школу дорогие вещи. Желание «дать лучшее» порой способно навредить малышу. Ценность вещи становится пропорциональна стоимости лишь в подростковом возрасте.
«И это не связано со школьными принадлежностями, лишь со статусными вещами, такими как айфоны, айпады и так далее. И то в основном в школах, где сильно проявляется статусное различие. Как правило, это частные и так называемые «элитные» школы», – рассказывает специалист.
В случае, если мама не может покупать ребенку дорогие вещи, самое важное – объяснить ему, почему.
«Надо честно сказать: «У нас мало денег», но обязательно подчеркнуть, что их мало сейчас. Это дает ребенку возможность не фиксироваться на деньгах, но принимать причины отказа», – продолжает Михаил Мунькин.
При этом не стоит думать, что если купить ребенку «самое лучшее», то он будет тянуться к учебе. Тяга к знаниям возникает через личный интерес, через выбор правильного места обучения, где ценятся знания, а педагоги интересно ведут предметы.
«Очень часто желание родителей «дать самое лучшее» – не больше, чем попытка «откупиться» от ребенка. Вместо того чтобы дать внимание, заботу, пообщаться с ним, что-то рассказать о своей школе, помочь в подготовке к занятиям, родители покупают крутые канцелярские принадлежности, супер-рюкзаки. В этом нет желания дать лучшее, есть желание дать дорогое. А порой это – «соревнование родителей», когда ребенок вообще не причем, просто хочется показать другим родителям свое превосходство», – подчеркивает психолог.
Желание родителей определить ребенка в «особые», элитные или спортивные школы тоже зачастую говорит о попытках самоутвердиться, а не о заботе. И именно в этот момент можно нанести большой вред малышу. Ведь часто в таких вопросах на еще не окрепшую детскую психику оказывается большое давление.
«Если, к примеру, ребенок получает удовольствие от занятий теннисом, он готов едва ли не спать на корте и бежит на занятия, тогда все нормально. Значит, родитель идет по правильному пути. Если все проходит через скандалы и ссоры, то стоит задуматься», – считает Михаил Мунькин.
Очень часто дети не могут сказать родителям напрямую о своем нежелании заниматься спортом или ходить в физико-математический лицей. Порой малыши бояться не оправдать надежд.
«Важно вовремя спросить. И не просто спросить, а еще понаблюдать, дать ребенку право выбора. Сказать, что не будет санкций за отказ идти на занятие, и посмотреть, что после этого будет делать чадо. Одно дело с нажимом спросить: «Тебе нравится?», в чем ребенок видит даже элемент угрозы и воспринимает вопрос как фразу: «Только попробуй сказать, что нет», и другое дело немного отшагнуть от ситуации и посмотреть, что будет делать малыш без давления извне», – заключает специалист.
«Но нет ничего важнее, – напоминает психолог, – чем добрые и доверительные беседы с ребенком, когда он искренне может рассказать, что он хочет и каким видит свое будущее».
Подробнее в сюжете: Мировой сюжет