Около 20% населения земли до сих пор страдают аэрофобией. Даже небольшой часовой перелет в огромном лайнере, который, скорее всего, даже в зону турбулентности не попадет, вызывает страх у людей. Удивительно, что при этом прямо рядом с нами живут те, для кого воздух стал вторым домом. И чувствуют они себя там не хуже, чем на земле.
Воздушные асы – люди, которые обуздали гравитацию. Уже то, что они могут поднять в воздух такую махину, можно посчитать чудом, а уж на то, какие фигуры выписывают на огромной высоте пилоты, слабонервным лучше вообще не смотреть. «Бочка», «штопор», «кобра Пугачева» и наконец «мертвая петля». Ее еще называют «петлей Нестерова». А, кстати, почему? Чем этот Нестеров отличился, что его именем назвали сложнейший воздушный элемент?
Сейчас о Петре Николаевиче вспоминают мало. Хотя небесный первопроходец заслужил, чтобы о его подвигах знали будущие поколения россиян. Ровно 106 лет назад 9 сентября 1913 года Нестеров впервые в истории смог сделать замкнутую петлю в вертикальной плоскости на своем самолете. До этого подобный маневр считался невозможным. В день годовщины первой «петли Нестерова» мы вспоминаем о славной жизни и смерти ее автора.
Тяжело в учении
Родился Петр Нестеров 27 февраля 1887 года. Его будущее, кажется, было предопределено еще когда он только появился на свет в Нижнем Новгороде. Отец – офицер-воспитатель в Нижегородском кадетском корпусе, вся семья, так или иначе, была связана с армией. В ней же решил найти свое место Петр. Детство у него было достаточно бедным, отец умер в возрасте 27 лет и не оставил большого наследства. Матери приходилось содержать троих сыновей. В какой-то момент семья даже продала свой дом и переехала в скромную квартиру – лишь бы выжить.
Уже в 10 лет, чтобы не перетруждать мать, Нестеров по собственному желанию поступил в кадетский корпус, где когда-то преподавал его отец. Там мальчика обеспечили кровом, водой и едой. Судя по воспоминаниям товарищей, он с детства был смелым и отзывчивым человеком, однако при этом обладал обостренным чувством прекрасного. Не мог пройти мимо расцветающего дерева, не насладившись видом. Кроме того, юноша играл на мандолине и пел. Учителя даже предсказывали ему большое будущее в музыке.
Но все же двумя главными увлечениями Петра были точные науки и книги о путешествиях. Он читал о фантастических полетах и думал о том, как повторить устройства, нарисованные автором в художественной книге. Еще одна страсть – орнитология. С увлечением Нестеров часами наблюдал за полетами птиц, а вместе с тем сам мечтал о небе.
Закончив кадетский корпус, Петр по распределению направился в Михайловское артиллерийское училище. Уже там он проявил себя как великолепный мастер авиационных расчетов. Вес и скорость полета снаряда он научился определять чуть ли не на глаз. За два года он успел пройти полный курс, блестяще сдать экзамены и стать командиром девятой Восточносибирской стрелковой артиллерийской бригады. Там Нестерова считали не только самым умным, но и самым обходительным офицером. В расчете под его командованием сложилась отличная дружеская атмосфера, а сами солдаты показывали лучшие результаты среди всех бригад.
Мечта о небе
Но главной страстью Нестерова по-прежнему оставались полеты. Однажды во Владивостокской крепостной воздухоплавательной роте он заметил аэростат. И тут артиллеристу пришла в голову гениальная идея. Что, если использовать воздушный шар не только в качестве наблюдательного пункта, но и для корректировки стрельбы? Предложение Петра поддержали в командовании и назначили его главным по аэростатам. Впрочем, воздухоплавательную бригаду быстро расформировали, и Нестеров остался без своей мечты. Вторая неудача постигла его через несколько месяцев. Передислоцированный во Владикавказ офицер придумал «аппарат, движения которого меньше всего зависели от окружающих условий и почти всецело подчинялись воле пилота». Но главное инженерное управление посчитало проект бесперспективным и завернуло его.
Впрочем, Нестерова уже было не остановить. Он вступает в различные кружки воздухоплавания, знакомится с известными конструкторами, в том числе Артемием Кацаном и Петром Соколовым, пытается сам мастерить планеры. Первый летательный аппарат Петру помогла соорудить его мама. Именно она сшила обшивку для судна по конспектам сына. В августе 1911 года будущий великий авиатор привязал свой планер к лошади и впервые поднялся в воздух на три метра. Это был первый из многих полетов Нестерова.
Осенью 1911 года он поступил в офицерскую воздухоплавательную школу. За 11 месяцев выучил все, что необходимо было знать авиаконструктору, и даже больше. Он рассчитал, что теоретически возможно сделать на аэроплане «мертвую петлю» – разворот в вертикальной плоскости. Никто из товарищей не поверил. Более того, идею назвали глупой и осмеяли Нестерова. Пришлось на практике доказывать, кто прав.
Путь к «петле»
Осенью 1912 года Петр Нестеров последовательно выполнил свой первый полет на самолете, затем сдал экзамен на пилота-авиатора, а сразу после получил звание военного летчика. Его перевели в Варшаву и посадили на Nieuport – французский самолет, которым в то время пользовалась российская армия.
В первых же полетах авиатор показал сослуживцам, кто главная звезда в небе. Однажды он набрал немыслимую по тем временам высоту в 1600 метров, выключил мотор и «восьмерками» спланировал над Варшавой. Ничего подобного до Нестерова не выполняли не только в России, но и во всем мире. Вообще, больше всего времени пилот тратил на то, чтобы отточить контроль над самолетом с выключенным мотором. Он считал, что очень важно уметь вывести судно на посадку из любой ситуации. И это однажды спасло ему жизнь. Во время полета зимой 1913 года у самолета Нестерова загорелся карбюратор. Для любого другого пилота в те времена это означало бы гибель, но у Петра были другие планы. Он легко посадил машину, остался цел сам и не повредил самолет.
Летом того же года он установил еще один рекорд. Без всякой подготовки в составе малой группы из трех самолетов Нестеров пролетел почти 500 километров над территорией центральной Украины. Тогда это были немыслимые цифры. Примерно в то же время Петр уже в одиночку совершил перелет из Киева в Гатчину. Об этом тогда писали во всех мировых газетах.
Но это были еще цветочки по сравнению с той славой, которая пришла к авиатору после 9 сентября 1913 года. Ничего не говоря своим товарищам, он взмыл в воздух, поднял свой Nieuport на километровую высоту, а затем выключил мотор и начал пикировать. К таким фокусам от Нестерова уже все привыкли. Но где-то на середине пути случилось невероятное: Петр вновь включил мотор, направил самолет вертикально вверх, затем на спину и вертикально вниз. Таким образом, он описал петлю, а затем без проблем приземлился.
На следующий день пришли тысячи поздравительных телеграмм, золотые медали от обществ воздухоплавания и восторженные письма поклонников. Была и критика: военное начальство настрого запретило повторять такие фигуры в воздухе. Но вряд ли кого-то в тот момент это волновало.
Гибель героя
Конечно, после своего триумфа Нестеров не бросил карьеру пилота и не ушел на пенсию. В тот момент ему было всего 26 лет. Еще вся жизнь и сотни рекордов впереди. Например, уже спустя несколько недель после «мертвой петли» Петр совершил первую в истории атаку на самолет противника. Он уже тогда предсказал, что развитие авиации приведет к затяжным воздушным боям. В полной мере это предсказание сбылось лишь спустя несколько десятков лет, но и при жизни авиатора его приемы успели использовать некоторые военные летчики.
В 1914 году началась Первая мировая война. И, как доблестный офицер, Нестеров одним из первых попросил отправить себя на фронт. Судя по воспоминаниям друзей и родственников, Петр вообще-то хотел уволиться из армии и целиком посвятить себя конструированию. Но судьба сложилась иначе. Им двигала не только жажда защиты Родины, но и азарт – ведь впервые он смог проверить все свои теории в боевых условиях. И так преуспел в этом, что за его самолет объявили существенную награду.
Свой самый известный военный подвиг Нестеров совершил 8 сентября 1914 года. К сожалению, он же стал для него последним. Петр считал, что отсутствие на самолетах оружия (тогда истребители еще не оборудовали пулеметом) – это не повод не вести воздушный бой. Поэтому когда ему представилась возможность, он с радостью пошел в атаку на одного из самых искусных австрийских летчиков Фридриха фон Розенталя.
Бой между двумя великими авиаторами произошел в небе над Львовом на глазах у горожан. Нестеров взмыл в воздух прямо над австрийцем, обошел его со спины и протаранил своим самолетом вражеский «Альбатрос». Оба пилота погибли.
Нестеров был похоронен в Киеве, но его приемы, в том числе таран и «мертвая петля», оказались бессмертными. Уже советские летчики повторяли их в годы Великой Отечественной войны. Первого воздушного аса до сих пор приводят в пример молодым курсантам летных училищ.
Подробнее в сюжете: Биографии и жизнеописания