В небольшом городке Тулун в прошлое воскресенье переизбрали мэра. Самовыдвиженец Юрий Карих набрал чуть больше 40%, этого хватило, чтобы сохранить пост. Хотя именно его местные обвиняли в том, что он не предупредил о наводнении. Большая вода пришла в июне. Без крыши над головой осталось более 45 тысяч человек. Больше всего пострадал Тулун и Нижнеудинск. Во сколько обойдется восстановление региона – в материале корреспондента «МИР 24» Романа Никифорова.
В июле этого года в Тулуне по реке Ия плывут дома, их унесло вместе с кусками грунта, словно спичечные коробки. Где-то в мутном потоке затерялось и жилище Юрия Колесниченко. Полтора месяца спустя он с женой присматривает себе новый дом. Покупку оплачивает государство. Недавно семья получила сертификат.
«Хотелось бы, чтобы там было три жилых комнаты. У нас разнополые дети и нам комнату», – сказал житель города Тулун Юрий Колесниченко.
Стальной каркас заполнен утеплителем, внутри гипсокартон, снаружи сайдинг. В техническом помещении – гибридный котел: может работать и на электричестве, и на дровах.
«Технология используется даже в более сложных климатических условиях. По данной технологии строят и в Магадане, и за Полярным кругом, и в Архангельской области», – объяснил исполнительный директор лаборатории компании-застройщика Артем Романчуков.
Первый дом в новом микрорайоне «Березовая роща» готов.
«Это первая очередь строительства. Здесь порядка 450 участков», – отметил технический директор компании-застройщика Владимир Ярмук.
Строят такое типовое жилье быстро – всего за месяц, а торопиться надо – ведь зима приходит в Иркутскую область в ноябре. В это время, как правило, уже лежит снег и температура опускается до минус 15, а потом и вовсе может падать до минус 45. Масштабы разрушений ужасают: всего в зоне бедствия оказались 45 тысяч человек и 17 тысяч домов. Значительная часть построек восстановлению не подлежит. Первая реакция людей – шок.
«Стены все под ноль, под брус. Полы до деревяшек, до брусьев разбирать. Как делать это, не знаю» – говорит жительница города Тулун Светлана Семенова.
Пункты временного размещения поначалу были переполнены и плохо оснащены. «Спим мы на полу. Здесь и маленькие дети, и инвалиды. Питание все сухое, каши и макароны – клейстер», – жалуется жительница города Тулун Наталья Калистратова.
Очереди за водой. Гуманитарной помощи много, но распределяется плохо.
«Не возят нам. Подушки-одеяла привозят, но лично мне ничего не было. Ни одной подушки», – призналась жительница деревни Татьяна Гоморова.
С документами волокита. «Говорят, терпите, ждите. Время покажет», – сказала жительница города Тулун Валентина Шепелева.
Чтобы навести порядок, президенту России пришлось летать в регион трижды. В итоге необходимую помощь людям оказали и все спорные вопросы по жилью решили в их пользу. Остаются лишь нюансы. Например, у Анны Литвин дом уцелел, однако в квартире на первом этаже все отсырело. Дочка Наталья показывает, в чем проблема. На ремонт пока получили 60 тысяч, но этих денег не хватает.
«Мы раньше кредит брали, делали панели, у нас ушло 150 тысяч», – говорит жительница города Тулун Анна Литвин.
Помощи ждут от администрации. Во время паводка мэра города много критиковали, даже президенту Путину на него жаловались. Но 8 сентября горожане все-таки оставили мэра на своем посту. Юрий Карих набрал 44% голосов, но выводы для себя, похоже, сделал: теперь он внимательно слушает народные жалобы.
«Дома не просушить дома, они напитались водой. Мы еще раз их обследовали и признаем непригодными для проживания. Есть возможность людям получить сертификат, надо получать», – сказал мэр города Тулуна Юрий Карих.
После паводка к началу учебного года успели отремонтировать тулунскую школу №6: добавили современную мебель и новое оборудование на 100 млн рублей.
«Полностью сняли все полы, даже стяжка была вся сырая. Сделали новую стяжку, укладываем плитку», – отчитался начальник участка строительной компании Иван Столяров.
Еще одна проблемная тема – кредиты. Люди, потерявшие все свое имущество, не могут платить по счетам. Глава Сбербанка Герман Греф сообщил президенту, что его организация уже реструктуризировала более полутысячи займов для пострадавших от наводнения, рассмотрение заявлений продолжается.
Ситуацию в Иркутской области обсуждали и на последнем заседании правительства. Премьер-министр Дмитрий Медведев заявил: только на решение жилищных проблем из резервного фонда выделили 14 млрд рублей – десятую часть годового бюджета региона.
«Кроме того, мы направили деньги на поддержку сельского хозяйства, малого и среднего бизнеса, на восстановление дорог. В общей сложности более 18 млрд рублей», – сказал председатель правительства Дмитрий Медведев.
Остаются и технические вопросы. Например, в Тулуне в опасности оказались даже те дома, до которых вода не дошла. Укрепить фундаменты решили 10-метровой насыпью из диабаза – твердой скальной породы.
«Образовались трещины в земле, была вымыта часть грунта, было подмывание оползневых процессов и угроза падения многоквартирных домов», – отметил учредитель подрядной организации Вадим Лагунов.
В Нижнеудинске, где бушевала другая река не Ия, а Уда – восстанавливают трубопровод. К этому объекту особое внимание. Его надо не просто сдать до наступления холодов, но и строго выдержать все нормы. Сибирь коммунальных ошибок не прощает. Проверено на людях.
Читайте также:
Подробнее в сюжете: Программа Вместе