Боль длиной в четверть века: тайна гибели парома «Эстония»

19:51 29/09/2019

В Таллине сейчас решают, возобновить или нет расследование одной из самых загадочных трагедий ХХ века. 25 лет назад в Балтийском море затонул пассажирский паром «Эстония». Погибли 852 человека. Среди них 501 гражданин Швеции, 284 эстонца и 10 финнов. Такого на Балтике в мирное время еще не случалось. Даже спустя четверть века осталось много вопросов. Главный из них: паром отправили на дно случайно или все-таки умышленно? В этой истории разбирался корреспондент телеканала «МИР 24» Родион Мариничев. 

«Дети собирались – старший на первый курс института, младший – 12 лет – в школу собирался. Он услышал по радио «Балтика» объявление, что потерпел крушение паром «Эстония», – вспоминает Лидия Ковалева.

Это был один из самых больших и роскошных паромов эстонского флота. Его построили в 1979-м в ФРГ, и первые 14 лет он ходил по Балтике под финским флагом. В 1993-м его купил шведско-эстонский перевозчик «Эстлайн», специально для линии Таллин – Стокгольм. На этот престижный туристический маршрут подобрали один из лучших экипажей. Капитан – Арво Андерсен. Его сменщик – Аво Пихт.

«Он в 19 часов пригласил нас на мостик: вот, Геннадий Александрович, посмотрите! Вот здесь так, здесь так. Каждое помещение просматривается, то есть, стоит система, нажимаешь на кнопку и видишь, что в этом помещении делается, нажимаешь другую – в другом», – рассказывает Геннадий Веселов, глава Совета ветеранов Эстонского морского пароходства.

Геннадий Веселов поднимался на борт «Эстонии» за несколько часов до трагедии. Говорит, без сопровождающих заблудился бы.

Девять палуб, на которых могли разместиться до двух тысяч человек. На каждого был предусмотрен спасательный жилет. На борту имелось около 20 шлюпок и 30 плотов. Но при этом на пароме был как минимум один дефект. У носового визора – козырька, который закрывает нижнюю грузовую палубу, – стерлись резиновые прокладки.

«Они, к сожалению, протекали. Уже это знали, но тянули, знаете, ведь время самое-самое, когда много пассажиров. Ну как вывести судно из эксплуатации? Так сказать, не очень каждый решится на это дело», – говорит Веселов.

По неофициальным данным, неисправностей было целых полтора десятка. В том числе неработающие противопожарные двери и негерметичные люки между палубами. А на результаты технических проверок экипаж парома якобы закрывал глаза.

Из таллинского порта «Эстония» вышла вечером 27 сентября, несмотря на штормовое предупреждение, дождь и ветер до 10 метров в секунду.

От Таллина до Стокгольма 400 километров. Время в пути – 14 часов. Паром мчится почти на предельной скорости: 19 узлов, или 35 километров в час. Ближе к полуночи, когда «Эстония» выходит на середину Балтийского моря, шторм усиливается: ветер достигает 25 метров в секунду, высота волн – 8 метров.

«Mayday! Mayday!». – «Эстония, это вы кричите Mayday? Что у вас случилось? Ответьте!». – «У нас все плохо! Кажется, у нас все очень плохо!».

Сигнал бедствия слышат на нескольких кораблях. Ближе всего находится паром «Мариэлла», который идет следом по тому же маршруту. На месте крушения он оказывается примерно через час. К этому моменту «Эстония» уже лежит на глубине 70 метров.

«Мы подошли к двери, чтобы выйти на палубу, и в это время корабль вдруг накренился так, что было трудно выбраться из каюты. Снаружи был очень сильный ветер, и палубу заливала вода. Я выбрался, а где мой сосед, я так и не знаю», – вспоминает Ларс Ламка, пассажир парома «Эстония».

«Мариэлла» принимает на борт всего 26 человек. В открытом море – пустые шлюпки и плоты. Многие не успевают в них забраться. Впрочем, и шлюпка не гарантирует спасения.

«С нами была эстонская девочка, я пытался ее удержать. Но у меня онемели пальцы, ее рука выскользнула. Девочку унесло в море, когда шлюпку захлестнула вода», – вновь переживает трагедию Рольф Сорман, пассажир парома «Эстония».

Еще через час прибывают первые вертолеты.

«Мы пришли в это ночное море. Задолго, где-то минут за десять, мы увидели свечение – не от воды, а от облаков. Облачность была низкая, но видимость хорошая. Поэтому вот это отражение огней от корабля, который был на очень большой глубине, оно через облака отражалось опять, в воду», – описывает свои впечатления Вадим Базыкин, заслуженный пилот РФ, участник поисково-спасательной операции.

Базыкин и четверо спасателей из Петербурга на помощь вызвались добровольно. Работать приходилось практически вслепую. Шторм не утих даже к утру.

«Бортмеханик у меня лег на пол и диктовал мне расстояние. Открыта дверь широкая – и диктовал мне расстояние от колеса до воды. Оно должно быть не меньше, условно говоря, 10 сантиметров. И вот он постоянно: 10 сантиметров – 30, 10 – 30. В таком диапазоне он меня гонял, а мы ползали по этой воде».

Температура воды – не выше 11 градусов. Многие умирали от переохлаждения по дороге в больницу. Спаслись 137 человек, всего лишь каждый седьмой из тех, что находились на борту. Погибшими и пропавшими без вести объявили 852 человека. Крушение «Эстонии» стало крупнейшим на Балтике по количеству жертв в мирное время.

Вот официальная версия. В 01:15 из-за сильных ударов волн у парома отрывается носовой визор. В результате внутрь попадает вода и стремительно затапливает трюм. Уже в 01:30, то есть всего через 15 минут, крен достигает 90 градусов. Еще через 20 минут, в 01:50, «Эстония» полностью погружается в воду. Получается, все события укладываются примерно в полчаса. 

«У меня нет сомнений, что некоторые выводы, которые были опубликованы, не до конца раскрывают правду», – говорит Николай Долгополов, заместитель главного редактора «Российской газеты», историк спецслужб.

Вопрос, который так и остался без ответа: почему паром затонул так быстро?

Выжившие рассказывали: незадолго до крушения слышали какой-то странный механический стук. Кто-то утверждал, что это был звук, похожий на взрыв. Главная из так называемых теорий заговора: «Эстонию» могли отправить на дно за то, что она якобы перевозила контрабандное оружие, в том числе ядерные заряды, которые оставались в Эстонии еще с советских времен.

«Это очень хороший был момент, чтобы разыграть вот такую антирусскую нотку еще один раз. Давайте подумаем: кому нужны наши ядерные вещества, тем более, отходы в Швеции?», – рассуждает Долгополов.

Еще одна загадка – внезапное исчезновение второго капитана Аво Пихта. 28 сентября его опознали в пациенте «скорой помощи», но с тех пор никогда не видели. Точно так же якобы исчезли еще семь членов экипажа, которых находили среди спасенных. 

Расследование катастрофы продолжалось больше 15 лет. Его прекратили в 2009-м.

И вот на днях Таллинский суд начал рассматривать иск о возобновлении дела. Его подали родственники погибших, желая добиться правды.

«Следователи изучали документы и опрашивали выживших, да и то не всех. Но обломки судна так и не исследованы, и мы до сих пор не знаем, в каком они состоянии», – отмечает Леннарт Берглунд, истец.

К месту, где лежит паром, погружаться запрещено, чтобы не тревожить покой погибших. Так решили власти Эстонии, Швеции и Финляндии.