От Гайдна до Kraftwerk: музыканты-новаторы, опередившие свое время
Сегодня, 1 октября, во всем мире отмечается Международный день музыки. Впервые праздник отметили в 1975 году по инициативе Международного музыкального совета (IMC) при ЮНЕСКО. Одним из инициаторов учреждения Международного дня музыки стал известный пианист и композитор Дмитрий Шостакович.
«Универсальный язык человечества» – так называл ее американский поэт Генри Лонгфелло, а Ницше говорил, что «без нее жизнь была бы ошибкой». Музыка существует на планете столько же, сколько и люди. Прототипы первых музыкальных инструментов из камня, кости и дерева, появились еще в эпоху палеолита, о чем наглядно свидетельствуют наскальные рисунки, сохранившиеся с того времени.
Вместе с людьми музыка также развивалась и совершенствовалась, каждую историческую эпоху ярко характеризует то или иное музыкальное направление. Творчество музыкантов и композиторов испокон веков служило источником вдохновения для писателей, художников и других «слуг музы»; под звуки марша войска отправлялись в бой и возвращались домой с победой; под музыку люди приветствовали нового короля, сочетались браком и умирали.
Музыкальные новинки всегда становились предметом горячих обсуждений в обществе, а певцы, инструменталисты и композиторы всегда вращались среди элиты. Конечно, далеко не всегда новая музыка сразу находила отклик в сердцах слушателей. Немало талантливых композиторов, чьи имена сегодня знает наизусть каждый школьник, в свое время оказались невостребованными. Современники не поняли и не приняли их творения, и лишь потомки смогли оценить их по достоинству и объявили гениальными. Кому-то повезло чуть больше, и их неординарное звучание пришлось аудитории по вкусу, ознаменовав собой появление нового жанра.
Новаторы, опередившие свое время и подарившие нам музыкальные шедевры – тема нашей сегодняшней статьи.
Йозеф Гайдн
Говоря о новаторах в музыке, нельзя обойти вниманием представителей венской классической школы. Одна из самых весомых и значимых фигур в музыке эпохи классицизма – Франц Йозеф Гайдн. История запомнила его как новатора и изобретателя необычных форм. Гайдн был основоположником таких музыкальных жанров, как симфония и струнный квартет, его даже прозвали «отцом симфонии». Также Гайдн оказал значительное влияние на такой жанр, как сонаты для клавира.
В своем творчестве Гайдн одним из первых перешел от полифонической фактуры к гомофонно-гармонической. При этом в крупные инструментальные произведения он зачастую включал полифонические эпизоды, придававшие музыке динамику. Широко известны оратории Гайдна, относящиеся к позднему периоду его творчества: «Сотворение мира» (1798) и «Времена года» (1801). В них прослеживаются новая для этого жанра сочная бытовая характерность, красочные воплощения явлений природы – здесь композитор раскрыл свое мастерство колориста.
О том, что музыка Гайдна опередила свое время, говорит и тот факт, что одна из созданных им мелодий впоследствии легла в основу гимнов Германии и Австро-Венгрии.
Вольфганг Амадей Моцарт
Еще один не менее известный представитель венской школы и близкий друг Гайдна, о котором также непременно следует упомянуть. Моцарт сыграл огромную роль в истории музыки, и с этим вряд ли кто-то поспорит. То, что этот композитор станет новатором для своего времени, стало ясно уже после выхода его первой оперы «Похищение из сераля»: артисты впервые запели не на итальянском (традиционный язык оперных либретто), а на немецком языке. Моцарт долго вынашивал идею создать немецкую национальную оперу – зингшпиль. И ему это удалось: в день премьеры в зале не было свободных мест, и после каждой арии звучали несмолкаемые аплодисменты.
И все же лучшим клипом группы был признан клип на легендарную композицию «Bohemian Rhapsody», которая стала визитной карточкой Queen. В этой песне Меркьюри, не боявшийся экспериментов, решил смешать несколько разных стилей и жанров: хард-рок, поп, оперу и балладу. У этого произведения очень необычная музыкальная структура: «рапсодию» можно разбить на шесть разных по стилю частей, которые не делятся на куплеты и припевы. Более того, в отличие от привычных трех-четырех минут, в которые обычно укладывается стандартная композиция, эта песня длится целых шесть минут.
Вопреки прогнозам продюсеров, широкая публика высоко оценила новое творение Queen/ «Богемная рапсодия» вошла в альбом «A Night at the Opera» (1975), а также была издана на сингле вместе с песней «I’m in Love with My Car» на стороне «Б». Также на нее был снят клип, который произвел революцию в мире музыкальных видео. В 1981 году песня вошла в сборник Greatest Hits как композиция, открывающая альбом. Через четверть века британцы назвали «Богемную рапсодию» песней тысячелетия.
Black Sabbath
Фото: ТАСС
Если Хендрикс и Queen были новаторами в роке, то британцы Black Sabbath во главе с эпатажным Оззи Осборном подарили миру совершенно новый брутальный жанр – хеви-метал. Дебютный альбом коллектива (он также называется «Black Sabbath») считается одним из первых альбомов в этом жанре.
Своей мрачной, зловещей музыкой Black Sabbath буквально похоронили эру хиппи под тяжелыми массивами гитарных риффов и сотрясающими землю бластбитами. Это была новая, пугающая, ни на что не похожая музыка, навевающая ассоциации с фильмами ужасов. А образ фронтмена, откусывающего на концертах головы голубям, навсегда останется неповторимой визитной карточкой Оззи Осборна.
В поисках собственного уникального звучания Black Sabbath опирались на утяжеленный блюз-рок конца 1960-х. Они вдохновлялись такими группами, как Cream, Blue Cheer, Vanilla Fudge. При этом музыканты значительно переработали их стиль: снизили темп, сгустили звучание бас-гитары и построили композиции на пересечении тяжелых риффов. Что же касается текстов, то и здесь музыканты «ушли во мрак»: группа отказалась от любовной лирики и характерных для блюз-рока штампов, отдав предпочтение тяжелым, депрессивным образам и мотивам.
Творчество коллектива оказало ключевое влияние на формирование таких музыкальных стилей, как стоунер-рок, дум-метал и сладж-метал. На сайте Зала славы рок-н-ролла о музыкантах сказано так: «Удивительно, но Black Sabbath выпустили четыре определяющих музыкальные жанры альбома за двухлетний период, при этом, гастролируя в непрерывном ритме»
Kraftwerk
Фото: Imago/TASS
Электронная музыка как самостоятельное направление появилась на рубеже 1960-1970-х годов. У ее истоков стояли такие исполнители и группы, как Can, Popol Vuh, Клаус Шульце, Tangerine Dream, Organisation, Cluster и Neu!. Но особое внимание хочется обратить на группу Kraftwerk.
Этот немецкий квартет из Дюссельдорфа оказал огромное влияние на развитие электронной музыки. Переломным моментов в творчестве Kraftwerk считается альбом «Autobahn», записанный в 1974 году. В нем музыканты в полной мере продемонстрировали возможности синтезаторов и электроники того времени. Примечательно, что композиция «Autobahn», давшая название альбому, длится более 22 минут: она занимала целую сторону виниловой пластинки!
Начиная с 1974 года в музыке Kraftwerk более четко выделились электронные ритм-структуры. Последующие три альбома – «Radio-Activity» (1975), «Trans-Europe Express» (1977) и «The Man Machine» (1978) – существенно повлияли на развитие электронной музыки и современной музыки в целом.
Черпая вдохновение из спейс-рока и психоделического рока, эти музыканты создавали настоящие экспериментальные звуковые коллажи. Основная идея этой новой музыки заключалась в использовании электроники как нового выразительного средства, способного вызывать в воображении сюрреалистические образы.