«Берут паспортные данные и делают электронный ключ»: как квартиры россиян крадут через интернет

17:45 07/10/2019
Ключи,ключ, ключи, замок, ключи от квартиры, ,ключ, ключи, замок, ключи от квартиры,
ФОТО : Mir24.tv / Николай Костюшин

Большая доля операций с недвижимостью сегодня проводится в интернете. Главное условие для совершения сделки – наличие у владельца электронной цифровой подписи (ЭЦП). К сожалению, мошенники часто используют это как лазейку для махинаций. Так, весной этого года жертвой преступников стал москвич Роман Салтовский. В один прекрасный день мужчина достал из ящика платежку и обнаружил, что собственником его квартиры теперь является совсем другой человек.

За ответами Роман отправился в МФЦ. Там выяснилось, что он якобы подарил собственное жилье некоему жителю Уфы, с которым никогда не был знаком. «Подарок» мошенники оформили онлайн на портале Росреестра. Владельца квартиры (по документам – уже бывшего) это известие шокировало. Роман уверяет: никакую электронную подпись он никогда не получал и уж тем более не планировал никому дарить свою единственную жилплощадь, где к тому же проживает его престарелый отец.

Лишь на прошлой неделе это дело наконец разрешилось: 4 октября Бабушкинский районный суд Москвы отменил спорную сделку. Интересно, что уфимец Илья Машков, который оказался новым владельцем заветных квадратных метров, на суд не приехал и продолжает настаивать, что квартиру не присваивал и никакой электронной подписи в глаза не видел. Организаторов сделки по-прежнему ищут, а бдительные граждане после этой истории кинулись в МФЦ писать заявления о том, что запрещают совершать какие-либо действия со своей недвижимостью без их личного присутствия. 

К счастью, в правительстве тоже обратили внимание на опасный прецедент: Госдума приняла изменения в закон «О государственной регистрации недвижимости». Отныне для того, чтобы провести какую-либо сделку с недвижимостью, владелец сначала должен будет уведомить об этом Росреестр. В случае, если в Росреестр поступает заявление с электронной подписью об отчуждении недвижимости, регистрирующий орган должен в тот же день уведомить об этом собственника.

Но обезопасил ли этот закон россиян от кражи недвижимости? И каким образом злоумышленникам удается подделывать электронную подпись? Эти вопросы корреспондент «МИР 24» задал юристу, управляющему ООО Консультационно-представительского центра «Верус» Денису Хмелевскому.

Он пояснил, что для работы с онлайн-документами требуется особая, так называемая квалифицированная подпись. Ее изготовлением занимаются удостоверяющие центры. Для получения электронной подписи заявителю нужно лично явиться в такой центр с паспортом и СНИЛС.

«Удостоверяющий центр – это юридическое лицо, которое изготавливает электронную цифровую подпись, делает все необходимые сертификаты и в дальнейшем техническим образом подтверждает тот или иной сертификат ЭЦП. То есть когда человек совершает сделку, он вставляет флешку в свой компьютер и нажимает кнопку «подписать документ». Сигнал идет в удостоверяющий центр, который, сопоставив информацию со своими сертификатами ключа проверки, формирует ответный сигнал и отправляет электронное подтверждение. И после этого сделка считается подписанной», – рассказал Хмелевской.

Однако и здесь у мошенников есть все шансы присвоить чужую жилплощадь без ведома хозяина. Главной проблемой здесь является недостаток контроля за учреждениями, которые выдают цифровые подписи, уверен Хмелевской.

«В электронном обороте удостоверяющий центр – это, грубо говоря, нотариус. Он определяет электронную личность. И контроль за этими юрлицами на сегодняшний день слишком мал. Чтобы стать нотариусом, нужно быть семи пядей во лбу и пройти целую полосу препятствий. А к такого рода удостоверяющим центрам требования невысоки. Соответственно, именно в них и происходит подмена сертификатов ключей», – отмечает юрист.

Жертвами таких афер часто становятся одинокие, иногда пожилые люди, за которых некому вступиться и у которых нет сил обращаться в суд и бороться с мошенниками, подчеркнул собеседник «МИР 24».

«Его вычисляют, берут его паспортные данные, делают поддельные документы, приходят в удостоверяющий центр и делают от его имени электронный ключ», – объяснил он. 

Что же касается изменений, принятых Госдумой, то и здесь есть свои бреши, считает эксперт. По мнению Хмелевского, даже если Росреестр обязан уведомлять собственника жилья о сделках, проводимых без его участия, форма этого уведомления по-прежнему «несовершенна для такого уровня риска».

«Все сделки как с недвижимостью, так и вообще любые сделки – к примеру, с тем же самым Единым государственным реестром юридических лиц – должны быть возможными только после личного обращения в орган с просьбой дать разрешение на совершение этого действия. И только после этого разрешения заявитель должен иметь возможность совершать сделки в электронной форме, и тогда они должны стать юридически значимыми. Причем у этого разрешения должен быть срок действия – не больше полугода. И должностные лица, которые находятся под уголовной ответственностью, должны установить, что это – именно Петя Иванов. И нужно, чтобы они понимали, что если завтра выяснится, что это был не Петя Иванов, они сядут. Вот тогда это будет работать», – полагает Хмелевской.

В заключении юрист отметил, что использовать электронную подпись в сделках с недвижимостью – в целом рискованная затея.

«По моему твердому убеждению, электронную цифровую подпись в такие категории сделок вводить рано. Я практикой сопровождения сделок занимаюсь много лет, так вот я бы не решился свою квартиру продать посредством  использования электронной цифровой подписи. Это как раз тот случай, где спешка точно не нужна», – подытожил эксперт.