Легенда советского футбола: тернистый путь Льва Яшина

19:39 27/10/2019

На этой неделе Льву Яшину исполнилось бы 90. ФИФА признала его лучшим вратарем XX века и даже учредила специальный приз имени Льва Ивановича. В декабре его вручат лучшему голкиперу года. Но Яшин до сих пор – недосягаемая высота. Он остается единственным вратарем в мире, который получил «Золотой мяч», отмечает корреспондент телеканала «МИР 24» Роман Никифоров.

Песню «Вратарь» Владимир Высоцкий посвятил вот этому событию: 27 мая 1971 года Лев Яшин играет свой прощальный матч. Сборная общества «Динамо» против сборной мира. На поле – звезды первой величины: Эйсебио, Бобби Чарльтон, Герд Мюллер, на трибунах – 103 тысячи зрителей. Заполнены даже проходы.

«Это в воздухе носилось, надежда на Яшина, восхищение Яшиным, и что бы ни было, Яшин устоит, и вытащит, и спасет», – поделился актер, сын Владимира Высоцкого Никита.

По-настоящему знаменитым он стал в 56-м, после Олимпиады в Мельбурне. Здесь советские атлеты завоевали 37 золотых медалей и заняли первое место в общекомандном зачете. Среди чемпионов – гимнастка Лидия Иванова.

«Я должна напомнить, что Олимпиада 56 года – это всего десяток лет после страшной войны. Вам это невозможно, сегодняшнему поколению, представить. Из ничего поднималась страна», – поделилась заслуженный мастер спорта СССР, олимпийская чемпионка по спортивной гимнастике 1956-го и 1960 гг. Лидия Иванова.

В самом популярном виде – футболе – Советский Союз представляла совсем молодая и неопытная команда. Задачу перед ней ставил сам Хрущев – побеждать, иначе засадит все футбольные поля кукурузой. И сборная сотворила чудо: выиграла турнир, пропустив всего два мяча. Причем финальную игру Яшин отыграл на «ноль». Обратно олимпийцы прилетели во Владивосток, оттуда ехали на поезде через всю страну.

«Приходили люди толпами. И я помню полустанок, остановка две минуты. Дед, ну, может, он не очень дед, весь в сосульках, обросший, подходит и говорит: «Где Яшина увидеть?» Он за 500 верст пришел, чтобы увидеть только Яшина», – рассказала Лидия Иванова.

Шесть лет спустя любовь сменилась разочарованием и даже ненавистью. На чемпионате мира в Чили сборная СССР вылетела в четвертьфинале, уступив хозяевам. Яшин в начале игры получил сотрясение мозга и не сумел отбить два удара с дальней дистанции.

«На Яшина все свалили, что Яшин все пропустил. Хотя показывали хронику мячей, и я не могу сказать, что там грубые ошибки, но даже если это и так, то сваливать нельзя, потому что выигрывает и проигрывает не один человек, но из него сделали козла отпущения», – рассказал вратарь, игрок сборной СССР, мастер спорта СССР международного класса Владимир Пильгуй.

Болельщики в ярости: расслабился, зазнался! Появляются язвительные частушки: «Научили Леву в Чили, как стоять, разинув рот». Свист на трибунах, оскорбительные письма, проколотые шины и разбитые окна в квартире. Яшин даже хотел бросить спорт, но передумал. Олимпийский чемпион и обладатель Кубка Европы начал с нуля: игры за дублирующий состав при пустых трибунах.

«У него очень серьезные были треволнения. И ему в этом отношении не позавидуешь. Ему страшно было тяжело, но он никогда, я в жизни не слышал и я уверен – никто не слышал, что ему тяжело и трудно», – рассказал футболист, нападающий сборной СССР, заслуженный мастер спорта СССР Эдуард Малофеев.

Через год Яшин вернулся окончательно и выдал феерический сезон: всего шесть пропущенных мячей в 27 матчах чемпионата СССР. В октябре голкипера пригласили в сборную мира на матч в Лондоне в честь столетия британского футбола. Там Яшин отыграл свой тайм на «ноль», спасая ворота в, казалось, безнадежных ситуациях. А в конце года стал первым и последним голкипером в истории, кто получил «Золотой мяч» – награду лучшему игроку Европы.

Вдруг выяснилось: Яшин открыл в футболе новую эру. Именно он начал выходить за пределы штрафной и сделал саму игру более зрелищной. Сегодня это уже классика, которой обучает своих подопечных внук Льва Ивановича – тоже вратарь и тренер.

«Защитники себя чувствовали уверенно. Они не боялись длинных передач им за спину, они знали, что там есть Лев Иванович и он всегда выйдет, подстрахует. Поэтому команда всегда играла выше, что позволяло спокойно атаковать», – рассказал внук Льва Яшина Василий Фролов.

«Он, во-первых, начал рукой вбрасывать хорошо, играл на выходах прекрасно, вот этот кулачок его, подсказ», – рассказал футболист, нападающий сборной СССР, заслуженный мастер спорта СССР Эдуард Малофеев.

На Западе Яшиным восхищались, называли его «черной пантерой» – за невероятные прыжки и неизменную черную форму. Советские чиновники тоже начали лепить из голкипера живую легенду. Тем более что на роль кумира он подходил идеально. Во-первых, скромный. Никакого высокомерия, не забывает друзей и наставников. Во-вторых, преданный – вся карьера в одном клубе, «Динамо». Образцовый семьянин – со своей женой, красавицей Валентиной 35 лет в браке. Такой уж у него характер, который проявлялся даже в мелочах.

«Лев Иванович Яшин практически всегда ходил в кепке. Его первая кепка была счастливой, и перед каждым матчем он клал ее в ворота и верил, что именно она приносит ему удачу», – рассказала специалист музейно-образовательной деятельности, экскурсовод Ксения Коколи.

Ну и, конечно, талантливый. Три сотни матчей без пропущенных голов, полторы сотни отраженных пенальти. А прощальный матч в Лужниках стал 813-м в карьере.

«Какая любовь была к этой фигуре. К этому Левочке, к этому очаровательному парню, который не скурвился, не стал каким-то противным на этом сумасшедшем витке славы. И вот этот круг, когда он проезжает мимо трибуны и всем машет, не видно близко, но я понимаю, какая это у него была грусть в глазах. И ворота пустые, и вообще весь мир опустел после Льва», – рассказала заслуженный мастер спорта СССР, олимпийская чемпионка по спортивной гимнастике 1956-го и 1960 гг. Лидия Иванова.

Почти через 20 лет после завершения спортивной карьеры Лев Яшин получил звание Героя Социалистического труда, это случилось 18 марта 1990 года. А через два дня прославленного спортсмена не стало. Прошло еще неполных два года, и исчезла страна, за которую он выступал. А легенда о Яшине осталась.