«Сочинская формула» для Сирии: мир лучше войны

18:57 27/10/2019

Шесть с половиной часов тет-а-тет. Это стоило того, чтобы положить конец войне в Сирии, которая длится почти 9 лет. Соглашения, которые приняли Путин и Эрдоган, кардинально меняют логику политических процессов, как минимум, в Евразии. Ведь стороны пришли к соглашению, минуя Вашингтон, отмечает корреспондент телеканала «МИР 24» Родион Мариничев.

«Не могу не выразить удовлетворение тем, что нам в результате достаточно длительной и напряженной работы удалось выйти на решения, которые, на мой взгляд, являются очень важными, если не судьбоносными, и позволят разрешить достаточно острую ситуацию, которая сложилась сегодня на сирийско-турецкой границе», – заявил Владимир Путин.

Новость восприняли с таким воодушевлением, что кто-то из журналистов не заметил, как у него под ногами оказался главный итоговый документ сочинской встречи.

«Вы, кстати, зря топчитесь по меморандуму», – отметил глава Минобороны России Сергей Шойгу.

Меморандум о взаимопонимании между Россией и Турцией будет определять судьбу Сирии на ближайшие годы. В нем 10 пунктов. Самое главное: Сирия остается единым государством – и территориально, и политически. То есть власть президента Асада признается на всей территории. Порядок и безопасность на северо-востоке страны Россия и Турция будут обеспечивать совместно. Борьба с террористами продолжится.

«Мы не позаримся на чужие земли, мы очень аккуратно планируем все свои шаги. Четыре тысячи квадратных километров уже очищены от террористов. Благодаря нашим совместным усилиям спустя годы здесь вновь сможет воцариться мир», – сказал президент Турции.

Вдоль восточного участка сирийско-турецкой границы, на территории, населенной курдами, создается буферная зона длиной 450 километров, шириной до 32 километров. Эту территорию зачищают от потенциальных террористов. Часть зоны, в которой турки проводили операцию «Источник мира», будут по-прежнему контролировать турецкие военные. В остальной части приграничная полоса шириной до 10 километров отводится для совместного патрулирования Россией и Турцией.

Основу российского контингента в буферной зоне составит военная полиция – особое подразделение Вооруженных сил, которое зарекомендовало себя в Сирии.

«Батальон уже в командировке пятый раз. Свою задачу знает. Перед убытием в командировку полностью прошли подготовку», – доложил командир батальона военной полиции Дмитрий Кочетков.

Военная полиция в России существует с 2011 года. Туда особый отбор. Помимо физических данных, важную роль играет религия и национальность.

«В основном там люди с Северного Кавказа, из регионов, в которых исповедуют ислам. Эти люди не вызывают «аллергии» у местного населения, не вызывают мысли, что иноверцы устанавливают здесь какие-то порядки», – отметил профессор ИСАА МГУ, востоковед Владимир Исаев.

Жители Сирии приветствуют российских военных автомобильными гудками. Американских военных провожали иначе – люди кидали камни в американскую технику. О выводе тысячи своих солдат с севера Сирии Вашингтон объявил в середине октября – через несколько дней после того, как Турция начала в том районе военную операцию «Источник мира».

Операция была направлена против так называемых «Демократических сил Сирии». Они включают в себя курдские «Отряды народной самообороны». Те противостоят официальному правительству Сирии и борются за создание автономии. Анкара считает их террористами и видит в них угрозу своей безопасности.

«Мы только отвечаем», – говорят они, и в этом есть некоторая доля лукавства. Террористические акты, которые происходили на территории Турции, когда ответственность на себя брали именно эти отряды, что это было?» – говорит политолог, востоковед Карине Геворгян.

Военную операцию Турции против курдов на Западе и, прежде всего, в Вашингтоне, сначала осудили. Американский президент Трамп прислал своему турецкому коллеге Эрдогану гневное письмо. Посоветовал «не строить из себя крутого парня» и даже ввел санкции. Все изменила сочинская встреча Эрдогана с Путиным. В тот же день Трамп пошел на попятную и дал понять, что курды ему больше не интересны.

«У нас хорошие отношения с курдами. Мы защищали их примерно четыре года. Но мы никогда не говорили о том, что будем защищать их всю оставшуюся жизнь», – заявил президент США.

«Видно, что Трамп очень нервничает. Это заметно и по заявлениям, которые он сделал в немножко истерическом тоне. Он нервничает, что он проиграл, что его переиграли», – отметила проректор по научной работе, заведующая кафедрой внешней политики РГГУ Ольга Павленко.

Турецкая операция в Сирии больше не беспокоит Вашингтон, и санкций против Турции как не бывало.

«США сделали выбор в пользу своего союзника по НАТО, что было понятно с самого начала. Курды расценили это как предательство», – поясняет профессор ИСАА МГУ, востоковед Владимир Исаев.

В этой ситуации «Отряды народной самообороны» предпочли иметь дело с Россией.

«В первый же день турецкой операции командиры сирийских курдов обратились именно к российской стороне, не к Дамаску, а именно к российской стороне, с просьбой быть гарантами на переговорах с Дамаском. Эти переговоры на базе Хмеймим состоялись. Эти гарантии российская сторона взяла на себя», – подчеркнула политолог, востоковед Карине Геворгян.

Бегство из Сирии подрывает авторитет США во всем мире и, по сути, ставит крест на ближневосточной политике Вашингтона. Таков лейтмотив и американских, и европейских медиа.

«Соединенные Штаты уже несколько десятилетий используют санкции, когда хотят создать видимость действия, вместо того чтобы действовать по-настоящему. Россия таких ошибок не совершает. Она вмешивается незаметно, но бьет сильно», – написала Washington Post.

«Победитель – российский президент Владимир Путин. Его вассал Асад теперь вернул себе власть почти над всей страной. Вместе с тем Путину удалось вовлечь Эрдогана в свои послевоенные планы по Сирии. США больше не играют важной роли в регионе», – констатировал Spiegel.

«По сути, все признают, что в результате сочинских договоренностей, всего переговорного процесса и очень продуманных действий – как военных, так и дипломатических на сирийском треке, – Россия фактически превращается в главного регулятора переговорного процесса на Ближнем Востоке», – отметила проректор по научной работе, заведующая кафедрой внешней политики РГГУ Ольга Павленко.

«Турция на юге теперь граничит с Россией», – отвечает российская пресса. Газета «Ведомости» вспоминает анекдот про Чапаева. Запись в дневнике Чапаева: «Был бой, мы выбили белых из леса. На следующий день был очень сильный бой, белые выбили нас из леса. На третий день пришел лесник и выгнал всех нас из леса».

«Сочинская формула» – такой термин, возможно, появится в мировой дипломатии. Тактика Москвы в решении сирийского конфликта может стать универсальной для любых горячих точек.

«Стремление к тому, чтобы вырабатывать конечные решения с учетом интересов всех без исключения сторон, не навязывать кому-то свою собственную волю и интересы, но искать решение, которое будет устойчивым в длительной перспективе. Это то, что произошло в Сочи», – отметил председатель комитета Совета Федерации РФ по международным делам Константин Косачев.

Лично сказать «спасибо» Владимиру Путину собирается сириец Аднан Аззам.

«Вы и представить себе не можете, как люди в Сирии устали от войны!» – говорит мужчина.

Российскому президенту он хочет преподнести самый ценный на Востоке подарок – чистокровного арабского скакуна. На этом коне Аззам отправился в путь из Сирии еще весной. Прошел через Иорданию, Ирак, Иран и Азербайджан. Теперь добрался до России.