Сексизм и расизм на студии «Дисней»: за что ненавидят Уолта Диснея

13:52 28/10/2019
Сексизм и расизм: за что еще ненавидят студию Уолта Диснея
ФОТО : DPA/TASS / Bert Reisfeld

28 октября отмечается Международный день анимации. Какую студию знают все жители Земли, от Европы до Канады? Конечно, это «Дисней», одна из старейших мультипликационных студий, чей путь начался еще в 1923 году благодаря братьям Уолту и Рою Диснеям. Микки Маус и Дональд Дак, рафинированные принцессы и поющие гномики – изнанка волшебного мира «Диснея» на самом деле довольно неприглядна. «МИР 24» вспоминает неудобные моменты из истории студии «Дисней» – империи в мире мультипликации, которой сегодня принадлежат Marvel Studios, Pixar, Lucasfilm и телеканал ABC.

Суровые порядки Уолта

За годы работы студии Дисней оставил массу не очень хороших впечатлений у своих сотрудников. Деньги он платил только за время, проведенное непосредственно за работой. Время, которое тратилось на туалет, чашку кофе и даже заточку карандашей, вычиталось. Говорят, что Дисней мог стоять над художниками с секундомером. Его авторитарная длань простиралась даже на личную жизнь сотрудников. Близкие отношения между ними не допускались. Мужчины должны были ходить в костюмах и галстуках, а женщины – в длинных неброских юбках и блузках с длинным рукавом.

В середине 1930-х Диснею пришла в голову свежая мысль снять полнометражный мультфильм. Многие восприняли ее скептически, думая, что зрителя не удержишь полуторачасовым мультиком. Создание «Белоснежки и семи гномов» продолжалось три года. Требовательность Диснея достигла апогея, художникам приходилось раз за разом переделывать один и тот же рисунок. Ситуация осложнялась тем, что сам Дисней персонажей не рисовал, а те, что предлагались сотрудниками, казались ему неудачными. Фазовщики и контуровщики работали сутками напролет, получая за это все те же 12 долларов в неделю и обещания премии, если фильм окажется успешным. «Белоснежка» имела огромный успех, однако премий сотрудники так и не увидели. Зато Дисней построил большую студию, в которой начал применять свои новые идеи в области организации труда.

Так, под угрозой увольнения он запретил общаться мужчинам с женщинами, аниматорам – с контуровщиками и фазовщиками. Сотрудникам было запрещено вступать в профсоюзы, в том числе Гильдию мультипликаторов, что привело к забастовке в 1941 году.

Художники хотели признания студией «Дисней» гильдии и соблюдения ее положений. Забастовка длилась пять недель. За это время Уолт Дисней вышел к сотрудникам лишь однажды, чтобы сказать, чтобы те «лучше навели порядок у себя дома и перестали ворчать». В это время как раз шла работа над созданием «Дамбо», и дирекция, чтобы спасти проект, уговорила Диснея отправиться в отпуск, чтобы подписать договор с профсоюзом за его спиной.

Нельзя не упомянуть, что авторами многих легендарных персонажей «Диснея» были рядовые художники студии, чьи имена даже не упоминаются в титрах. Так, знаменитого Микки-Мауса создал главный аниматор студии Аб Айверкс.

Дисней против матерей (и вообще женщин)

Об отношении Диснея к женщинам осталось множество слухов. Якобы на своей жене Лилиан Боундс его вынудил жениться брат, и первое время после свадьбы он спал на раскладушке в своем кабинете. Якобы бил жену и не был рад известию о ее беременности. Якобы изменял ей всю жизнь направо и налево, однако достоверно все это не известно. Официальная информация говорит о том, что Дисней был примерным семьянином, что ребенка пара пыталась завести целых восемь лет (первые попытки закончились выкидышами), а после рождения родной дочери Диснеи удочерили приемную. Тем не менее некие странности в отношении к женщинам все-таки прослеживаются.

Дисней старался не брать на работу женщин, так как они могли забеременеть и уволиться в любой момент, к тому же, считал он, у них нет чувства юмора. До Второй мировой войны женщин принимали на работу только в техотдел, который занимался перенесением рисунков на пленку. В результате мобилизации количество мужчин-сотрудников резко уменьшилось, и ряды художников (ассистентов) пополнились замужними женщинами с детьми.

Исследователи заметили, что в мультфильмах студии «Дисней» часто отсутствует образ матери. Матери нет у Ариэль, Белль, Жасмин, Алладина, Золушки, Белоснежки и Бэмби. Конечно, сюжет про падчерицу, которую травит мачеха, очень распространен и в народных, и в авторских сказках (родные матери Белоснежки и Золушки действительно умерли, как и мать Бэмби в романе Феликса Зальтена). Однако сегодня «Диснея» обвиняют в эксплуатации этой темы в угоду удобству сюжета и слезовыжимательному эффекту.

В тех мультфильмах, где матери все-таки присутствуют, они крайне незаметны и неважны, как в «Спящей красавице» или «Короле Льве». Кроме того, исследователи обнаружили, что женские персонажи в мультиках «Диснея» редко получают поддержку от других женских персонажей.

Сексизм и расизм на студии «Дисней»: за что ненавидят Уолта Диснея
ФОТО: DPA/TASS

Симпатии фюрера и расистский скандал

Диснея обвиняют в расизме и, в частности, антисемитизме и ставят в один ряд с Генри Фордом. Якобы глава студии анимации не брал на работу евреев и избегал общения с ними. Якобы до вступления США во Вторую мировую войну Дисней открыто симпатизировал нацистам, общался с Лени Рифеншталь (автором знаменитого «Триумфа воли») и помог организовать в Америке просмотры ее «Олимпии». А на Рождество 1937 года Геббельс подарил Гитлеру коллекцию мультфильмов о Микки Маусе. Однако утверждать точно, что Дисней был расистом, все-таки сложно, хоть в «Трех поросятах» действительно была сцена, в которой переодетый в еврея волк стучится в домик. Как бы то ни было, в 1943 году «Дисней» выпустил короткометражный антинацистский мультфильм «Лицо фюрера» из серии про Дональда Дака, который удостоился «Оскара». 

Есть мнение, что компания Уолта Диснея, испытывавшая финансовые сложности из-за дорогостоящих и не всегда окупавшихся в прокате проектов, вообще хорошо заработала на войне. Дело в том, что в то время правительству США потребовались пропагандистские и учебные фильмы, и в эту работу активно включилась студия «Дисней». В честь мультфильма «Победа через мощь в воздухе» ВВС США даже назвали новую авиационную бомбу с ракетным ускорителем «бомбой Диснея». Одним из главных пропагандистов стал Дональд Дак, лично уничтожавший врага и напоминавший согражданам о необходимости вовремя платить налоги, чтобы у государства были деньги на борьбу с фашизмом.

Однако в 1946 году студию настиг скандал на расовой почве. Не всем понравились «Песни Юга» – фильм с анимационными вставками, основанный на сборнике афроамериканского фольклора «Сказки дядюшки Римуса». Чернокожие американцы возмутились стереотипным изображением бывшего раба – дядушки Римуса. Не помогло даже то, что ради грамотной проработки всех острых углов Дисней нанял двух сценаристов с разных сторон баррикад, южанина Далтона Реймонда и левака Мориса Рапфа. В итоге Диснея обвинили в идеализации рабовладельческого строя и поддержании расовых стереотипов.

Поскольку стать другом афроамериканцев у Уолта Диснея не получилось, он перенес премьеру в Атланту, где на тот момент еще действовали  сегрегационные законы. Исполнителю роли дядюшки Римуса, правда, не удалось даже снять там номер в отеле, не то что появиться на премьере фильма о распевающем песни на фоне идиллических плантаций негре и его друзьях – белых детях и рисованном Братце Кролике. Критики обвинили картину в обилии клише, однако она хорошо окупилась в прокате и даже получила «Оскара» за лучшую песню.