От следователя Тихонова до Глеба Жеглова: кто был прототипами легендарных героев братьев Вайнеров

15:53 31/10/2019
От следователя Тихонова до Глеба Жеглова: кто был прототипами легендарных героев братьев Вайнеров
ФОТО : ТАСС / Машков Юрий

Следователь Станислав Тихонов – один из самых известных персонажей братьев Вайнеров, наряду с легендарными Глебом Жегловым и Владимиром Шараповым из романа «Эра милосердия». Тихонов появился в восьми книгах писательского дуэта: «Часы для мистера Келли», «Ощупью в полдень», «Визит к минотавру», «Я, следователь…», «Гонки по вертикали», «Лекарство против страха», «Город принял» и «Телеграмма с того света». На самом деле прототипом следователя стал Аркадий Вайнер, отличник-юрист, 10 лет прослуживший в органах внутренних дел.

Смотрите сериал «Следователь Тихонов» c понедельника по четверг в 21.20 на телеканале «Мир».

Братья появились на свет в простой московской семье. Отец работал механиком и водителем, мама – учительницей. В годы войны дети с матерью оказались в Самарканде – в эвакуации. Чтобы прокормить мальчиков, мать обменивала последнюю одежду на хлеб. После войны жили в полуподвальной коммуналке на Сухаревке, в которой ютились девять семей, всего 34 человека.

«Аркаша его (Георгия) бил, заставлял его читать. Заставлял его хоть что-то уразуметь в математике, – вспоминала вдова Аркадия Вайнера Софья Дарьялова. – Аркадий был круглый отличник и очень любил школу. А для Жоры ходить в школу было просто трагедией». Будущее Георгия вызывало в семье беспокойство, поэтому 7 мая 1956 года 18-летний Георгий Вайнер выдал матери расписку в том, что обязуется в десятилетний срок стать великим человеком. «В случае невыполнения обязательства обещаю смириться и принести свои извинения», – писал учащийся политехникума связи. Георгий все-таки окончил заочно юридический факультет, сначала работал техником и механиком, затем журналистом, однако его судьбу предопределила страсть к литературе.

Аркадий же думал о высоких целях, мечтал о борьбе с преступностью, новом мире. Школу он закончил с золотой медалью, поступил в Московский авиационный институт, но, не проучившись и года, перешел на юрфак МГУ. В институте был командиром народной дружины, после окончания учебы пошел служить в милицию, где прошел путь от оперуполномоченного до старшего следователя. Его десятилетний опыт работы в милиции (со 2 сентября 1958 года по 1 февраля 1968-го) стал источником для творчества обоих братьев.

«У меня был один подследственный, который сильно грозил последующим наказанием, а на суде даже набрался наглости в последнем слове сказать: «Ну, а следователю своему я кишки на голову намотаю, когда выйду». Но, когда мы встретились пять лет спустя на улице, он торопливо перешел на другую сторону, оставив мои кишки в покое», – рассказывал писатель.

Однажды братья были в гостях у легендарного советского разведчика Нормана Бородина – прототипа Штирлица в сериале «Семнадцать мгновений весны». Бородин, после войны работавший в СМИ, в том числе Литературной газете, расспрашивал Аркадия о преступлениях, которые ему приходилось распутывать, и подал Вайнерам идею написать рассказ на тему милицейских будней. Вскоре братья представили свой первый роман, который растянулся более чем на 600 страниц. Это были «Часы для мистера Келли», опубликованные в 1967 году. Именно в этой книге впервые появляется следователь Станислав Тихонов, старший инспектор МУРа. Вдвое сократив, роман одновременно опубликовали журналы «Наш современник» и «Советская милиция». Сами писатели всегда называли жанр, в котором работали, не детективом, а психологической прозой с криминальным сюжетом.

Всенародная слава пришла к братьям Вайнерам после экранизации романа «Эра милосердия» в 1979 году. Фильм назывался «Место встречи изменить нельзя». Режиссер Станислав Говорухин прочел книгу сразу после публикации и расхвалил ее Высоцкому. Не откладывая в долгий ящик, Высоцкий с Говорухиным отправились к Вайнерам. «Я приехал, чтобы застолбить роль Жеглова», – заявил Владимир Семенович, появившись в квартире писателей. На резонный вопрос, почему именно он должен играть Жеглова, тот ответил: «Так, как я вам сыграю Жеглова, вам все равно никто не сыграет».

В одном из своих поздних интервью Георгий Вайнер рассказывал, кто стал прототипами Шарапова и Жеглова:

«Жеглов был наш товарищ, очень смешной человек, начальник ОБХСС Дзержинского района Москвы. Он был весельчак, гуляка, замечательный оперативник и… взяточник. В конце концов, его посадили – и он один из всех, кто шел по этому делу, а там был очень крупный процесс, около 20 человек были арестованы – ни в чем никогда не признавался, и в течение трех лет добивался и добился, чтобы его дело пересмотрели. Его освободили за недоказанностью. Потом он потратил еще два года на то, чтобы восстановиться – не просто в МВД, а на свое место начальника ОБХСС Дзержинского района Москвы. Он вышел на работу, а на другой день подал заявление об отставке. На «гражданке» он занялся более прибыльным делом – плодоовощной торговлей в Москве. Там у него были очень большие доходы, он любил жить на широкую ногу... но, в конце концов, что-то там у него случилось, и он повесился».

Прототипом Шарапова стал приятель Вайнеров, начальник отдела уголовного розыска, полковник Володя Арапов, который прославился тем, что в 1946 году «взял» в Москве банду Митина, занимавшуюся жестокими убийствами и грабежом: «Вот к ним туда в логово пошел тогда еще молодой лейтенант Арапов, сумел войти в доверие к бандитам и сдал их».

От следователя Тихонова до Глеба Жеглова: кто был прототипами легендарных героев братьев Вайнеров
Фото: ТАСС / Зотин Игорь (Россия. Москва. 4 ноября 1997 г. Участники мероприятия (слева направо): писатель Георгий Вайнер, декан факультета журналистики МГУ Ясен Засурский и главный редактор еженедельника «Эхо планеты» Валентин Василец во время праздничного вечера.)

Сценарий братья писали специально под Высоцкого. Правда, финал, где возлюбленную Шарапова Варю убивают бандиты, по требованию заказчика, Гостелерадио СССР, пришлось изменить. Премьера фильма состоялась в День милиции. На следующее утро Вайнеры проснулись знаменитыми. Во время показа сериала по телевидению жизнь в СССР замирала, не происходило даже преступлений – вся страна следила за приключениями Шарапова и Жеглова. Очарованный своим героем, Высоцкий требовал от братьев продолжения. «Он нас доставал долго и упорно, чтобы мы сделали продолжение, – вспоминал Георгий. – Поскольку мы особенно не шевелились, он даже сюжет принес, идею продолжения». Однако судьба распорядилась по-другому, через восемь месяцев Владимир Высоцкий умер.

В 1968 году, когда знаменитый скрипач Давид Ойстрах уехал на гастроли, его квартиру ограбили. Преступники взяли лишь деньги и украшения, не тронув скрипки Гварнери и Страдивари, видимо, не подозревая об их ценности. Это дело натолкнуло Вайнеров на написание «Визита к минотавру», сюжет романа разворачивался как раз вокруг кражи драгоценной скрипки. Книгу экранизировали через 15 лет после публикации, в 1987 году. На роль Тихонова пригласили Сергея Шакурова, который, чтобы вжиться в роль, начал наблюдать за Аркадием Вайнером: «Он мог и врезать спокойно, мог и простить, умел любить и, естественно, ненавидеть. Поначалу мне было не очень удобно с ним, меня какие-то вещи не очень устраивали в следователе Тихонове. Но потом как-то мы притерлись и начали понимать друг друга, он начал мне помогать, потому что очень хорошо знал эту тему».

Однако Режиссер Эльдор Уразбаев хотел видеть в Тихонове обоих Вайнеров, тогда Аркадий придумал «раздвоить» героя. Шакуров играл и детектива, который разыскивал скрипку, и мастера, который ее делал. Впоследствии этот же прием использовался в сериале «Вход в лабиринт». Удачные экранизации приносили братьям успех, после выхода «Лабиринта минотавра» общий тираж их книг превысил миллион. Впоследствии братья иронично отзывались о своих первых книгах с идеализированными образами следователей, особенно это касалось как раз «Эры милосердия».

Во многом своей карьерой братья были обязаны жене Аркадия Вайнера, с которой он прожил всю жизнь, Софье Дарьяловой. После первых удач в литературе братья решили посвятить себя писательскому делу. Аркадий уволился из милиции, а Георгий из редакции ТАСС. Денег не хватало, поэтому некоторое время Вайнеры жили на зарплату Софьи Львовны, онколога, на тот момент кандидата наук.

«Ее благодарные пациенты откуда-то из Ивановской области, из деревни, привезли ей на дом взятку, – рассказывал Георгий. – Полсвиньи, два мешка картошки и бочонок меда. Выяснилось, что, покупая только хлеб, можно на этом рационе жить и все время работать. Вилли Патов тогда пошутил, сказав, что это история о том, как один кандидат наук двух писателей прокормил».

Аркадий Вайнер с женой были неразлучны. Когда писатель стал хорошо зарабатывать, он потребовал от жены оставить профессию и посвятить себя дому. Софья Львовна мирилась с жестким и деспотичным характером мужа, подстраивалась, создавала домашний уют, но не соглашалась бросить работу, она стала профессором Московского научно-исследовательского онкологического института им. П.А. Герцена. Долгое время дуэт на самом деле был трио. Георгий прожил с семьей брата 11 лет, его личная жизнь сложилась не так быстро. Сначала был неудачный, короткий брак, после – долгое затишье, однако зимой 1970 года (писателю тогда было 32 года) он встретил женщину, с которой провел всю оставшуюся жизнь. Это была студентка химического факультета МГУ Александра. 

Смена эпох в стране совпала со сменой эпохи в творчестве Вайнеров. К 90-м писатели почти перестали работать тандемом, Георгий переехал жить в США. Самыми значимыми их книгами постсоветского периода считаются «Евангелие от палача» и «Петля и камень в зеленой траве» – романы о судьбе политзаключенных в период репрессий. Аркадий умер в Москве в 2005 году в возрасте 74 лет от сердечной недостаточности. Георгий – в Нью-Йорке в 2009 году от рака, ему был 71 год.