Россия – это в первую очередь страна юмора. Мало где еще можно встретить столь длительную и обширную традицию комедии. Начиная от скоморохов, которые были центральными фигурами на любых праздничных ярмарках, да и при дворе всегда являлись желанными гостями, заканчивая нашими днями, когда сайты с анекдотами удерживают лидерство по количеству посещений в рунете.
Юмор у нас был всегда, а вот настоящим толчком для реализации комедийных талантов стало развитие массового телевидения. Именно коробка «КВН-49», собиравшая у экранов целые семьи, стала тем великим проводником шуток более высокого уровня в массы. Читать – даже Михаила Зощенко – любили не все, попасть на выступление Аркадия Райкина было довольно сложно, а вот телеигру КВН, которую назвали в честь телевизора, а затем придумали расшифровку «Клуб веселых и находчивых», можно было посмотреть с минимальными затратами прямо у себя дома.
С тех пор КВН пережил множество ведущих и комиков, выпустил в свет целую плеяду звезд, и фактически создал новый жанр юмора. 8 ноября телеигре исполнилось 58 лет. «МИР 24» вспомнил историю «Клуба» и оценил его значимость для отечественной комедии.
От чехов советскому народу
После такого вступления хотелось бы написать, что в СССР первыми придумали формат развлекательной телевизионной игры. Но это не совсем так, советские граждане даже в соцблоке не были первыми. Сначала на чешском телевидении появилась передача «Гадай, гадай, гадальщик». Основная «фишка» была в интерактиве. Главными действующими лицами становились вовсе не ведущие на сцене, а зрители. Им задавали вопросы, а они по мере своих сил старались отвечать.
Журналист Сергей Муратов, увидев эту передачу в одной из командировок, загорелся желанием воплотить ее и на советском ТВ. В результате на Центральном телевидении появилась программа «Вечер веселых вопросов». Благодаря нашему особому отношению к юмору, формат быстро сменился на «веселые вопросы, на которые дают веселые ответы». А ведущие Никита Богословский и Маргарита Лифанова приучили зрителя к тому, что и они сами могут быть частью большой телевизионной комедии.
Передача моментально стала хитом, который собирал у экранов аудиторию в несколько миллионов. Правда, после трех выпусков пришлось закрываться из-за совсем уж странного инцидента, который навсегда вошел в историю отечественного телевидения. Богословский предложил приз всем, кто приедет в студию в зимней одежде. Правда, по сценарию он должен был добавить, что подарок получат лишь те, кто привезет с собой еще и газету за 31 декабря, но в прямом эфире он об этом забыл. Конечно, пальто и ушанка нашлись у половины Москвы, люди с боем прорвались в студию, да так, что прервали вещание ЦТ на половину дня. Разгневанное министерство постановило передачу закрыть.
Но свято место пусто не бывает. Советское телевидение прожило четыре года без развлекательных программ и страдало от этого. Ни одна новая передача не могла побить рейтинги «Вечера веселых вопросов». Тогда Муратова попросили придумать еще одну, похожую программу, но с большим упором на молодежь. Тогда журналист и два его друга и разработали концепцию КВН. Идея простая: две команды соревнуются друг с другом в юморе. Они поочередно выходят на сцену и показывают заготовленные номера. Кто показался жюри наиболее смешным, тот и победил. Новую передачу запустили 8 ноября 1961 года, это и стало датой рождения «Клуба».
Сквозь цензуру и запреты
Вставший в сетке на место «Вечера веселых вопросов» КВН также моментально завоевал зрительскую любовь. Ну как не восхититься юными и действительно веселыми и находчивыми студентами, которые шутят смешно и – по меркам советского телевидения – довольно остро. Сначала постоянного ведущего у программы не было. Она сменила несколько приглашенных звезд, каждая из которых не особо устраивала создателей. Наталья Фатеева, Александр Белявский, Олег Даль, Олег Борисов, Наталья Защипина – на некоторых из них вообще приходился всего один выпуск. Чуть подольше задержался Альберт Аксельрод – один из авторов передачи. Однако в 1964 году первоначальная творческая группа покинула производство телеверсии игры.
На место соведущего в пару к обворожительной Светлане Жильцовой объявили целый конкурс среди КВН-щиков. Выбор пал на Павла Контора из сборной МИИТ, но тот карьеру на ТВ не видел, поэтому буквально отдал право выходить на экраны для десятков миллионов зрителей Александру Маслякову, который программу уже больше никому не отдаст.
Тем временем авторы передачи в 1965 году выпустили книгу, которая так и называлась: «Клуб веселых и находчивых». В ней подробно описывались правила КВН, а участникам давали прикладные советы, как лучше готовиться к выступлениям и писать шутки. По сути, это был первый в отечественной истории учебник юмора. Он проник во все уголки СССР, и всего через несколько лет буквально в каждом поселке была своя команда. КВН стал национальным советским спортом, причем с очень подробным устройством и системой лиг: по сути, даже из дальнего рабочего поселка на Алтае команда могла добраться до телевизионной версии. Если шутят хорошо.
Но вскоре КВН заинтересовались спецслужбы. Программу еще с середины 60-х тихо ненавидели в кабинетах ЦТ и в партии, а градус и не думал спадать. Студенты почувствовали, что им можно многое, поэтому вообще перестали ограничивать себя самоцензурой. Шутили про ужасный советский автопром, про смешные кукурузные кампании, даже про Владимира Ильича Ленина! Такого в ЦК допустить не могли. В 1968 году программа ушла из прямого эфира, ее выпускали в записи, сильно порезав все спорные, по мнению цензоров, куски. А к 70-м годам градус абсурда повысился до невыносимого: всех КВН-щиков заставили сбрить бороды. В партии посчитали, что волосы на лице – это карикатура на Карла Маркса.
В 1972 году вышел последний выпуск передачи. КВН официально был закрыт без права на реабилитацию.
Возрождение и международный успех
Но, как и многие другие важные культурные вехи, КВН решили вернуть во времена Перестройки. В 1986 году на ЦТ пришли с идеей вновь попробовать запустить столь полюбившуюся зрителям игру. Назад позвали даже Маслякова, которого за минувшие 15 лет успели даже выгнать с телевидения за валютные махинации, но затем все же вернули. Все-таки либерализация. Светлана Жильцова возвращаться в передачу отказалась.
КВН не только вновь вернул былую популярность, но и стал настоящим символом того времени. Конкурентами Маслякова на ТВ были Регина Дубовицкая, Владимир Винокур и Евгений Петросян. Понятно, что молодежь легко отказывалась от эстрадного чтения шуток в микрофон в пользу веселой борьбы студентов, которые легко высмеивали действительность и находили новые грани юмора.
Первые 20 лет обновленного КВН – это золотое время для игры. Тогда это было в точку и остро, игроки не боялись шутить над первыми лицами государства, да и вообще шутить откровенно. Практически каждый выпуск «Клуба веселых и находчивых» уже на следующее утро пересказывался на работе в качестве собственных анекдотов, а старых эстрадных комиков стали обвинять в воровстве у более популярных молодых коллег. Фразы из КВН в считанные секунды разлетались на мемы, при этом они остаются в устном народном творчестве до сих пор.
В 1990 году КВН полностью перешел в безраздельное властвование Маслякова. Он организовал компанию «АМиК» («Александр Масляков и компания»), которое и по сей день занимается производством игры. Вот уже 30 лет с тех пор многолетний ведущий полностью управляет всей структурой «Клуба».
При этом Масляков не слукавит, если скажет, что весь современный российский телевизионный юмор вырос из КВН. Просто следите за фамилиями: Валдис Пельш, Алексей Кортнев, Татьяна Лазарева, Андрей Бочаров, Александр Пушной, Гарик Мартиросян, Сергей Светлаков, Михаил Галустян, Вадим Галыгин, Дмитрий Хрусталев, Семен Слепаков, Александр Гудков и даже Владимир Зеленский. Все они появлялись в телеэфирах «Клуба». И если даже комик не появлялся на сцене «большого» КВН, то он наверняка пробовал свои силы в школьных или студенческих лигах.
Несмотря на все скандалы, появление в последние годы строго политизированного и одностороннего юмора, «Клуб веселых и находчивых» до сих пор остается уникальной страницей в истории отечественной комедии. У нас любят смеяться и на самом деле еще больше любят шутить. Система, выстроенная Муратовым и Масляковым, до сих пор позволяет юным артистам проверить свои силы, опробовать материал и получить мощный толчок в шоу-бизнес. Можно много за что критиковать КВН, но это все еще главная кузница российского юмора.
Подробнее в сюжете: История