Ежегодно, 13 ноября, во всем мире отмечается дата, которая призывает привлечь внимание людей к тем, кто потерял зрение. В Международный день слепых «МИР 24» также решил не оставаться в стороне.
Прямо в центре Москвы, на Тверской, 14, расположилось довольно интересное здание – Государственный музей –культурный центр «Интеграция» им. Н.А. Островского. Он создан на базе музея-квартиры Николая Островского, который, собственно, и располагается на втором этаже. Но если подняться чуть-чуть выше, то вы можете попасть на один из проектов, которые реализуются в рамках музея – бизнес-тренинги «Диалог в темноте», социальные тренинги проекта «Люди IN», спектакль и концерт в темноте. Все эти проекты связывает темнота. Но в каждом проекте темнота используется по-разному, например, в бизнес-тренингах темнота – это инструмент обучения, на концертах в темноте – это возможность взглянуть по-новому на искусство. Мы попросили заместителя руководителя проекта «Диалог в темноте» Евгения Арнапольского и ответственного менеджера за организацию темной части в проекте «Концерты в темноте» Анну Жукову рассказать о своей работе и, конечно же, не удержались от неудобных вопросов.
Бизнес-тренинги «Диалог в темноте»
Немного истории
«Диалог в темноте» – это международный проект, который стартовал в Германии. Компанию возглавляет Андреас Хайнеке, который имеет степень доктора философии, а также занимает должность профессора Европейской школы социального бизнеса. Проект открылся в 1988 году. На создание этой истории Андреаса Хайнеке натолкнуло сотрудничество с одним слепым журналистом, после которого он пришел к выводу, что слабовидящие и незрячие ведут точно такой же образ жизни, как и все общество. Его цель – разрушить барьеры и стереотипы и позволить людям перестать сторониться слепых. Тогда он открыл выставки в темноте с несколькими локациями, например, имитацией парка или города, где можно пощупать траву и деревья или попробовать перейти дорогу по светофору. В 2006 году к нему в штат пришла работать гидом поздно ослепшая актриса, которая предложила использовать темноту не только как развлечение, куда люди приходят получить новый опыт, но и как инструмент обучения. Поэтому в 2007 году были запущены бизнес-тренинги в абсолютной темноте.
В России старт тренингов для корпоративных клиентов случился в 2012 году: франшизу на бизнес-тренинги проекта «Диалог в темноте» в России приобрёл бывший топ-менеджер Siemens Тобиас Райзнер и запустил его в марте 2012 года в Москве. А в 2017 году это перешло в структуру музея «Интеграция».
«В «Диалоге в темноте» больше уклон на бизнес-тренинги. Получается, что «Концерт в темноте» – это культура, возможность взглянуть на искусство под другим углом, а «Диалог в темноте» – это бизнес. Но в нем в любом случае есть социальная составляющая, потому что проектом занимаются слепые», – рассказывает Евгений Арнапольский.
Кто является клиентом и зачем они приходят
«К нам приходят «Мегафон», «Сбербанк», «Северсталь». В 2017 мы проводили бизнес-тренинг в рамках стратегической сессии для верхушки ЦБ, это крупный клиент, которым мы гордимся. Часто обращается «Nike», в последний раз они приходили к нам на социальный тренинг на взаимодействие с инвалидами. Сначала мы удивились их выбору, но потом выяснили, что тренинг заказали для студентов – будущих дизайнеров, которые будут разрабатывать спортивную одежду для инвалидов», – комментирует Евгений Арнапольский.
В основном «Диалог в темноте» занимается развитием soft skills (мягких навыков), в то время как в современном мире больше уклон идет на hard skills. По мнению тренеров и создателей проекта, люди стали меньше обращать внимание на то, как правильно доносить друг до друга информацию, общаться.
По словам Евгения Арнапольского, основный инструмент этого проекта, темнота, очень ярко показывает проблемы, которые есть в коммуникациях. Когда люди погружаются в темноту, они теряют свой привычный анализатор, при помощи которого воспринимают окружающий мир. Здесь им приходится общаться только при помощи голоса, нужно друг друга обязательно слышать, договариваться.
Тренинги ориентированы на эффективную коммуникацию, командообразование, сплочение коллектива. В темноте очень быстро сокращается социальная дистанция между людьми. Основное направление, которое чаще всего проводится и о котором чаще всего просит клиент – это эффективная коммуникация.
Есть и VIP-тренинги – авторская программа Ивана Кириллова о том, как использовать стресс в удовольствие. Тренинг состоит из двух частей – первый темный модуль длится 2 часа, люди попадают в темноту и получают определенный опыт взаимодействия, потом этот опыт анализируется на свету.
Как говорит Евгений Арнапольский, даже если участники и не выполнят все необходимые задания, то все равно получат возможность взглянуть на себя и своих коллег с другой стороны, получить встряску:
«Количество клиентов зависит от сезона: в летний сезон работники уходят в отпуск, поэтому и обращений меньше, но в любом случае каждый месяц мы проводим тренинги. Чаще всего к нам обращаются самостоятельно, работает сарафанное радио. Сейчас мы серьезно занялись продвижением наших тренингов, у нас есть сайт, где расположена вся информация о проекте. На прошлой неделе мы зарегистрировали профиль в инстаграме и сейчас думаем на контент-планом. Это для нас немножко сложно, потому что инстаграм – это визуальная сеть».
На тренинге человек выходит из зоны комфорта, ведь полная темнота это стресс для мозга – сразу теряется контроль над ситуацией. Как оказалось, есть люди, которые физически не могут находиться в темноте, хотя раньше никогда не испытывали такой фобии. Чаще всего этот стресс случается с мужчинами и даже с МЧС-никами. Это объясняется тем, что когда человек попадает в ситуацию, которую он не может контролировать, у него начинается сильная паника.
Существует и интересная опция – руководитель может понаблюдать за тем, как его подчиненные работают, послушать, как они взаимодействуют. Это дает возможность взглянуть на своих сотрудников по-другому, на кого-то обратить внимание, дать себя проявить.
«Это часы со шрифтом Брайля, они называются Dot и произведены в Южной Корее. Часы удобны тем, что в отличие от многих других приспособлений для слабовидящих людей, они не озвучивают время, а показывают его на экране при помощи шрифта Брайля. Этими часами я стал пользоваться на тренингах – и тихо, и никакого света», – говорит Арнапольский.
Концерты в темноте
Концерты в темноте
«Концерты в темноте» начали проводиться еще с 2015 года, однако это было нерегулярное явление. Самостоятельным проектом это стало с 2017 года. С тех пор от желающих посетить это мероприятие – нет отбоя.
«Мы принимаем участие в организации спецпроектов, в которых задействована темнота. В проводимых спектаклях и концертах в нашем музее за это явление отвечаем мы. Можно сказать, что темнота без нас не может существовать», – рассказывает Анна Жукова.
Все дело в том, что в темноте у человека отключается главный источник информации, поэтому приходится подключать другие анализаторы. На этом и построен проект «Концерты в темноте».
«Мы стараемся сделать так, чтобы человек не только послушал музыку, но и полностью ее прочувствовал. Для этого мы включаем в выступления либретто, добавляем иммерсивные элементы. Например, если в либретто идет речь о море, у нас может дополнительно звучать шум моря и чаек, если речь идет о Новом годе, включаем запах мандарина», – говорит Анна Жукова.
В темноту люди погружаются с помощью незрячих гидов. Очень важным условием является сдать все светоизлучающие предметы – не только телефоны, но и часы. Бывали случаи, когда на одежде или обуви присутствовал мигающий или светящийся предмет – приходится разуваться или наоборот, закутываться. Все это относится и к артистам. Все музыканты проекта играют в полной темноте.
В репертуаре «Концертов в темноте» широкий спектр инструментов – от синтезатора до дудука, ханги, диджериду, калимбы. Контент выступлений составляет «Московский Продюсерский центр», а гиды всегда присутствуют рядом со слушателями. Бывает, что людям становится некомфортно долго находиться в темноте и им нужно помочь выйти. Гиды также рассказывают о правилах, которые необходимо соблюдать и что делать, если внезапно почувствовал себя плохо.
«Спектакль в темноте»
Как рассказывает Анна Жукова, спектакль опирается в основном на иммерсивные детали. Также артисты двигаются по всему периметру зала вокруг зрителя:
«Все действия происходят не только на сцене. Если речь идет о восточном базаре, то мы добавляем запахи айвы и клубники, звук хруста огурца».
В репертуаре присутствуют два вида спектакля – тот, который проходит в абсолютной темноте, и тот, который ставится в светлом зале, но зрители просто надевают повязки на глаза.
12 неудобных вопросов
Мы не удержались и из любопытства решили задать 12 неудобных вопросов о жизни незрячего человека. Евгений Арнапольский с радостью на них ответил:
Вы не видите с самого рождения или потеряли зрение в процессе жизни?
В 4 года я потерял зрение, но на протяжении 11 лет у меня присутствовало светоощущение. В 15 лет появилась возможность видеть около 20% временными интервалами, потом опять начались проблемы. Но на сегодняшний день проблем со зрением нет – я просто ничего не вижу.
Как объяснить, как выглядит предмет или цвет человеку, который никогда не видел?
Это можно объяснить единственным способом – дать ему потрогать. Когда слепорожденный ребенок начинает обучение, у него все происходит так же, как и у зрячего. Только дополнительно даются коррекционные занятия, на которых упор делается на осязание предметов. Для того, чтобы более или менее создать правильное восприятие, например, слона, его можно сравнить с каким-то огромным предметом. У таких людей все образы возникают при помощи тактильного восприятия.
Снятся ли слепым сны?
Тем, кто поздно ослеп, снятся такие же сны, как и зрячим. У меня, например, мозг зафиксировал зрение на таком уровне, на котором оно у меня было в последнее время. На нем я и воспринимаю все образы. А слепорожденные, как я себе представляю, видят сны теми образами, которые у него формируются с помощью тактильного восприятия.
Как объяснить цвет незрячему человеку?
Понимание цвета строится на ассоциациях: красное – это что-то горячее, белое – это что-то пушистое или холодное и так далее.
Как Вы бреетесь?
На самом деле это никакого труда не составляет. Просто человек привык, что когда он бреется, то это нужно визуально контролировать. Я бреюсь на ощупь, одежду выбираю так же. Я четко себе представляю сочетание цветов, а рубашки можно определить по ткани. Есть еще приложение на смартфон, при помощи которого можно разобрать по цветам одежду.
Как относитесь к помощи?
Иногда ты можешь задуматься и случайно наткнуться на колонну или стенку. Это видят другие и начинают оттаскивать тебя в сторону за рукав или чуть ли не за шкирку – это неприятно. Если вы хотите помочь, то нужно обозначить себя и предложить свою помощь. Иногда, когда ты в ней не нуждаешься и отказываешь людям, они начинают обижаться, и делают это в довольно грубой форме. А бывает даже игнорирует отказ и все равно насильно пытается помочь. Но сейчас люди становятся более информированными и понятливыми.
Часто обращаетесь за помощью?
Я езжу на электричке из Зеленограда, и часто по утрам мне предлагают помощь. Чаще я не соглашаюсь, потому что люблю идти один, да и не хочется отвечать на расспросы посторонних людей о том, что с тобой случилось.
Вы смирились с тем, что не можете видеть?
Наверное я до сих пор не смирился. Я часто об этом думаю. Сейчас у меня есть возможность заняться восстановлением зрения, но почему я этого не делаю? Потому что последние попытки, которые я предпринимал, больше расстраивают, и это сильно влияет на психику. В последний раз мне восстановили около 30% зрения, я приехал домой, в выходные погулял с сыном, а потом в понедельник проснулся и понял, что опять ничего не вижу. Тогда моя жена была в роддоме, и получилось так, что с сыном я погулял, но дочь не успел увидеть. Вроде возможность есть, но она настолько нестабильная, что непонятно – может ли зрение восстановиться и на какой период времени.
Как незрячие готовят и убираются?
Степень готовности еды можно распознать по запаху или на вкус. В крайнем случае, в нее можно потыкать. Да и пыль тоже можно ощутить руками, некоторые убираются каждый день, чтобы наверняка.
Правда ли, что когда теряется зрение, усиливается восприятие других органов чувств?
Нет, неправда. Просто ты больше внимания начинаешь на них обращать. Человек использует зрение, потому что с его помощью он гораздо быстрее получает информацию. У слепых зрение отсутствует, следовательно, они обращаются к другим органам чувств.
Как вы читаете?
Есть книги для слепых, которые напечатаны рельефно-точечным шрифтом, но я их не читаю. Среди слепых есть, конечно, фанаты брайлевских книг. Но есть и другие способы – аудиоформат, электронный формат (читаешь при помощи синтезатора речи). У нас есть приложение для телефона с библиотекой для слепых, там есть почти все книжки, которые мне нужны.
Как общается слепой с глухим?
Это целый квест. Когда мы проводим социальные тренинги, мы часто с ними взаимодействуем. У глухих все равно остается минимальный остаточный слух, но главный способ нашего с ними общения – это мессенджеры. Мы разговариваем и вживую, они на нас смотрят и считывают с губ.
Почему чаще всего зрячему трудно преодолеть барьер, чтобы общаться со слепым?
У человека присутствует страх, он не понимает, как общаться со слепым, не понимает, как незрячий воспринимает окружающий мир. Но на самом деле со слепым более или менее просто: подошел, обозначил себя и контакт уже налажен. А у глухих своя культура со своими правилами и устоями, свой язык.