Столп латиноамериканского социализма: как Моралес изменил Боливию

18:58 17/11/2019

В Боливии произошел военный переворот. Президент Эво Моралес ушел в отставку и бежал в Мексику. Он первый в истории страны этнический индеец, который занял высший пост государства. Его называли одним из столпов современного латиноамериканского социализма. Всю неделю за событиями в Боливии следил корреспондент «МИР 24» Родион Мариничев.

«Братья и сестры, я посоветовался с моими друзьями из профсоюзов и представителями католической церкви. Я ухожу с поста президента», – заявил Эво Моралес.

Он ушел, но мир в стране так и не наступил. Пока одни выходят на улицы, чтобы заявить о радости победы, другие на соседних улицах громят тех, кто объявил себя новой властью.

«Сегодня ликует вся Боливия! Мы наконец-то свергли диктатора и покончили с эпохой террора», – сказал местный житель.

«Они выгнали человека, который заботился о нас, о самых бедных. О тех, которые гнут спину день изо дня», – считает жительница Ла-Паса Татьяна Флоренс.

Настоящий индеец из народа аймара, сын бедных крестьян, мясо видел только по праздникам. В истории Боливии – первый представитель коренного населения, который смог стать президентом. Тогда, в 2005-м, победил безоговорочно в первом туре. Это было сродни революции. Моралес с самого начала объявил: он ведет страну к социализму и строит государство, в котором все будут равны.

«Именно на волне отстаивания прав индейцев и своего идентифицирования с этой большей, на самом деле, частью населения Боливии он и вошел во власть. Социализм был уже в этом плане вторичен», – объяснил врио директора Института Латинской Америки РАН Дмитрий Разумовский.

За 200-летнюю историю независимости Боливии индейцы были бесправными почти полтора века: голосовать им разрешили только в 1952-м. Но и после этого расизм не был побежден. Как и во многих странах Америки, индейцев унижали, не давали работы, а порой просто убивали. Относительно безопасно они чувствовали себя в горах. Все, что им оставалось делать, – обрабатывать землю. Недра им тоже были недоступны. Газ, олово, литий и другие полезные ископаемые добывали иностранные корпорации. Моралес негодовал.

«Если они вначале забирали до 80% себе, а 20% оставляли Боливии, то Моралес эту пирамиду перевернул и наоборот установил», – уточнил руководитель Центра политических исследований Института Латинской Америки РАН Збигнев Ивановский.

Но главным национальным достоянием Моралес считал коку. В молодости он и сам трудился на плантациях, собирая листья, и даже возглавлял профсоюз производителей коки, а потому видел в этом растении прежде всего не источник кокаина, а часть традиционной индейской культуры.

«Они ее жевали тысячелетиями. Это такой тонизирующий напиток. В Боливии вы приходите в гости в любой дом и даже в посольство, а вам говорят: вы что будете пить - чай, кофе, коку?» – добавил Збигнев Ивановский.

Моралес легализовал производство коки и призывал мир брать пример. Для большей убедительности жевал коку прямо на трибуне ООН.

Харизматичный Эво оказался эффективным менеджером. Экономика росла примерно на 5% в год. Число бедных за 14 лет его правления сократилось вдвое, ВВП на душу населения вырос в 3,5 раза. Почти полностью была ликвидирована неграмотность.

Он обвинял США в империализме и дружил с единомышленниками - лидерами Кубы, Венесуэлы, Эквадора. Боливия вступила в Боливарианский альянс, но находила союзников и на других континентах. Моралес очень дорожил связями с Россией. Часто бывал в Москве, последний раз – в июле. Открыл в Боливию дорогу российскому бизнесу.

На волне успехов Моралес меняет Конституцию. Избираться президентом можно только два срока подряд, но первый срок Моралесу не засчитывают. Он идет на второй и третий, а затем собирается на четвертый. Для нового изменения Конституции проводит референдум. Народ инициативу не поддерживает. Тогда Моралес обращается в Конституционный суд и получает разрешение баллотироваться.

«Безусловно, это не может быть никак оценено, кроме как жесткое нарушение конституционных норм со стороны политика. И никто в этом плане Моралеса не оправдывает», – говорит Дмитрий Разумовский.

Выборы 20 октября проходят под гул демонстраций. Моралес лидирует, но голосов недостаточно для победы в первом туре. Тогда подсчет останавливают на сутки. В результате Моралес – президент. Улица отвечает погромами. Желая остаться честным, Моралес обращается в Организацию американских государств, просит о независимой проверке, но вердикт снова выносится не в его пользу.

«Голосование сопровождалось многочисленными фальсификациями, которые повлияли на результат. Это подтвердили проверки, которые мы провели», – заявил представитель Канады в ОАГ Хью Эдсетт.

Президент соглашается на новые выборы, но точка невозврата уже пройдена. Страна на пороге гражданской войны. Ухода Моралеса требуют не только оппозиционеры, но и армия.

«Мы проанализировали то, что происходит в стране, и призываем президента отказаться от своего мандата», – отметил главнокомандующий вооруженными силами Боливии Уильямс Каллиман.

В тот же день, не дожидаясь окончания нынешнего срока, Моралес объявляет об отставке. Поначалу он скрывается у производителей коки. Первую ночь спит на полу под навесом, а вскоре улетает в Мексику, где ему предоставили политическое убежище.

«Пока я жив, я не уйду из политики. Так что борьба будет продолжена!» – подчеркнул Моралес.

«То, что без Вашингтона здесь не обошлось, это, как говорится, к бабке не ходи. Тем более что тут же Трамп заявил, что пусть готовится Венесуэла, пусть готовится Никарагуа, пусть готовится Куба», – сказал главный редактор журнала «Латинская Америка» Владимир Травкин.

Американский президент Трамп назвал отставку Моралеса «важным событием» и переворот в Боливии признал одним из первых. Вслед за Моралесом уходят вице-президент, спикеры Сената и Палаты депутатов. Власть переходит ко второму вице-спикеру Сената - ярой противнице Моралеса Жанин Аньес.

«Единственное, чего я хочу, – урегулировать этот жуткий кризис. Всем должно быть ясно: я здесь только на переходный период, и моя задача – обеспечить проведение честных выборов, как того хочет боливийский народ», – высказалась врио президента Боливии Жанин Аньес.

Впрочем, и ее, пусть и временное президентство, началось с нарушений. «Да, она может быть, но ее парламент должен утвердить, а ее никто не утверждал», – заметил политолог Николай Платошкин.

Большинство в парламенте – у партии Моралеса (МАС). Но в день голосования по кандидатуре Аньес депутаты на заседание не явились. Это не помешало 52-летней юристке из богатого департамента утвердить себя в роли главы государства.

Уже на следующий день она назначила нового командующего армией, пообещала провести честные выборы, но при этом не пустить на них лидеров партии МАС, тем более самого Моралеса.

«Попробуй вернись, называется. Мы тебе тут устроим, мы тебя тут посадим, а потом будем долго расследовать. Это нормальная военная диктатура там», – добавил Николай Платошкин.

В народе уже раздаются призывы бороться с хунтой. За последние несколько дней по всей стране задержаны десятки сторонников прежней власти. Полиция проводит рейды в кварталах бедняков и разгоняет митинги. Жертвами столкновений стали уже как минимум пять человек.

Боливия движется новым курсом: она покинула Боливарианский альянс и решила выслать венесуэльских дипломатов. Разрывая эти связи, новые правители дают понять: возврата к прежнему строю не будет.