«Показалось – малость седых, но я их вырвал». Душераздирающие письма с фронта

18:25 22/11/2019
«Показалось – малость седых, но я их вырвал». Душераздирающие письма с фронта
ФОТО : ТАСС / Грибовский Александр

В этом году исполняется 80 лет со дня начала Великой Отечественной войны. Это одна из самых печальных и трагических дат в истории нашей страны. Насколько боялись в годы войны получить похоронку, настолько же сильно ждали и молились о них – маленьких конвертиках, пропахших махоркой и порохом. Фронтовые письма были единственной связующей нитью между ушедшими воевать и теми, кто ждал их дома. Иногда в них была лишь пара строк, но и эти строки были невероятно дороги сердцу адресата. Во многих семьях такие весточки с полей и сейчас бережно хранят, как реликвии. Наряду с книгами и архивными документами они тоже рассказывают историю Великой Отечественной войны. История эта – из первых рук, пропитанная кровью, скорбью, невероятной человечностью и, конечно, любовью.

Мимо фронтовых писем сложно пройти без слез, ведь за каждым из них – реальная человеческая история. Особенно трогают письма о любви, будь то послания жене, невесте или возлюбленной, присланные из далекого и опасного края. Отрывки некоторых из них мы публикуем сегодня.

Фрагменты писем с фронта стрелка-радиста Георгия Горелова
«Показалось – малость седых, но я их вырвал». Душераздирающие письма с фронта

«Добрый день, мои Родные Мама, Люся, Игорь и Леночка!!!

Милые, простите, что я вам так долго не писал. Письма ваши все получал, за которые большое спасибо. Их, мои родные, очень мало. Как хочется почитать в свободную минутку ваше письмецо, да еще такое, как вы пишите. После такого письма еще становишься злей, еще больше желания сделать больше, бить сильней эту гадину. Спасибо, милые, за такие письма. Я очень доволен, даже не знаю, как передать мою радость, что хотя через письма, но вы вместе со мной.
Как хорошо, что вы все, матери, сестры, братья, родные и близкие, вместе с нами куете победу – это еще один их трех залогов нашей победы. Конечно, жаль умереть, но и в то же время хочется умереть, если твоя смерть приблизит час победы; вы, мои родные, будете жить замечательно, будете о нас петь замечательные песни и будете с гордо поднятой головой говорить, что ваш родной сын, брат, дядя погиб честно в борьбе за родину, за освобождение...».

«Живу я, милые, по-старому, т. е. на моем фронте существенного ничего не произошло.
Милая Мамочка, ты спрашиваешь, какие у меня волосы. Сначала показалось – малость седых, но я их вырвал, так что теперь нет много, только морщины на лбу, и что делать, не знаю. Получаю письма от … Она пишет, что у нее все в порядке. Посылаю вам свою фотокарточку...

...Милая мамочка, как твое здоровье? Ты обо мне меньше всего думай. Это будет лучше для тебя...

...Снег почти везде растаял и очень много валяется в живых фрицев. Зимой их в снегу видно было меньше. Может, приедешь посмотреть, что здесь творится? Только я не советую это смотреть всю жизнь.

Уже темно, ничего не вижу, пишу на удачу, по привычке.
Пока. Всего хорошего. Крепко целую всех. Пишите. Ваш Жора».

Георгий Горелов погиб в июле 1943 года под Курском.

Фрагменты писем с фронта Михаила Ивченко

«Показалось – малость седых, но я их вырвал». Душераздирающие письма с фронта

«Здравствуйте, мои дорогие мама и Раечка!

Примите от меня пламенный, горячий привет и разрешите поздравить Вас с Великой Победой под фашистской Германией.
Сейчас все мы празднуем окончание войны и победу советского народа и народа свободолюбивого над немецко-фашистскими захватчиками. Горит сердце и кипит радость, те времена 1941-1942-1943 года больше не вернутся, и те слезы, горе и переживания. Да, велик русский народ и терпелив, он победил и разгромил людоедские гитлеровские банды, несущие смерть для народа...

...Я уже устал, у меня сейчас полные руки цветов, старики и старухи от радости плачут и целуют русских солдат. В селе кругом праздник, красные флаги, портреты наших вождей, лозунги. Чехословацкие партизаны выходят с лесов и также встречают нас, и благодарят за освобождение их от гитлеровского ига...

...Да, только одни немцы идут, и исходя посматривают на эти картины, они не довольные нашей победой, правда, пожилые фрицы рады были, что кончилась война, ибо они не хотели воевать и ненавидели фашизм...

...Наши танки, моторизированные части давно соединились с союзниками, но нам еще не скоро, но Прага близко.
Вот все, дорогая моя мама. Кончаю, потому что нужно ехать дальше, на запад, маршрут большой, на день – 80 км.
Передайте привет тете Ане, Алочке, Шурику, бабушке, дедушке и всем остальным и поздравьте их с Победой.
С тем до свидания. Ваш сын».

Михаил Ивченко погиб 23 мая 1945 года.

Письмо Виктора Павленко

«Показалось – малость седых, но я их вырвал». Душераздирающие письма с фронта

«Здравствуй, дорогая мамочка, шлю тебе свой горячий красноармейский привет и сообщаю, что я жив, здоров, чего и вам желаю.

Чувствую себя еще лучше, чем до ранения. Ранило меня, как я тебе уже писал, в поясницу. В прорыве между Оршей и Витебском. В госпитале лежал в г. Ярцево Смоленской области. Мама, деньги, которые ты мне выслала, я еще не получил. Сфотографироваться, конечно, есть возможность, но нет денег. Мама, напиши подробней, что с Николаем Борисовичем. Ну а пока писать кончаю, остаюсь ваш сын Виктор. Привет всем родным и знакомым. Виктор».

Виктор Павленко погиб 25 января 1945 года под Кенигсбергом.

Письмо с фронта Василия Гондарева

«Показалось – малость седых, но я их вырвал». Душераздирающие письма с фронта

«Здравствуйте, мои родненькие дочь Панюся и жена Мусинька!

Панюся, поздравляю тебя с днем рождения, который будет 22 апреля, так как наша почта медленно идет, но я надеюсь, что к этому дню оно дойдет. Панюся, желаю тебе быть здоровой, расти и дождаться своего папки. Он вернется только к вам с мамой. Я пока чувствую себя хорошо, но как вы – я не знаю, давно получал от вас письма. Прошу вас с мамой не обижаться на меня за мои письма. Я вам стал реже писать ввиду того, у меня нет бумаги. Вот пока все. Привет всем нашим. Я всех прошу, чтобы не обижались на меня. А пока до свидания. Крепко, несчетно вас целую с мамочкой.

Ваш папа Вася».

Василий Гондарев погиб 28 апреля 1944 года под Севастополем.

Письмо Эдуарда Жмайлова

«Показалось – малость седых, но я их вырвал». Душераздирающие письма с фронта

«Здравствуй, мой дорогой папочка. Сообщаю тебе, что я жив, здоров, чего и тебе желаю. Папочка, недавно получил от тебя письмо и очень обрадовался, так как от тебя уже давно не получал писем. Папочка, ты пишешь, чтобы я ехал учиться в Суворовскую школу и был офицером, но меня туда, папочка, не примут, потому что уже перерос. Но я, папочка, твою просьбу исполню, так как поеду в военную школу музыкантских воспитанников на 3 года, а на 4 год буду капельмейстером. Школа эта в Москве, так что часто буду видеться с тобой. Теперь, папочка, напишу о себе. Живу хорошо, все по-старому, часто бываю у Тамары. Живет она тоже хорошо, ездила домой. Пока. До свидания. Целую тебя крепко-крепко. Передай всем привет. Твой сын».

В 1942 году Эдик Жмайлов оставил матери записку о том, что «поехал на фронт». В письме он призывал не беспокоиться за него и обещал вернуться с победой.

Эдик Жмайлов погиб в феврале 1945 года в Восточной Пруссии. Вместе с однополчанами он спас знамя дивизии от просочившихся в тыл немцев. Был награжден орденом Отечественной войны 2-й степени (посмертно). На момент смерти ему было 14 лет.

«Показалось – малость седых, но я их вырвал». Душераздирающие письма с фронта

Все материалы предоставлены Государственным архивом Ростовской области.