3 декабря выдающейся актрисе, Народной артистке России Нине Дорошиной исполнилось бы 85 лет. Ее называли легендой «Современника», и действительно: актриса отдала этому театру всю свою сознательную жизнь. Даже в 75-летнем возрасте она не просто играла, а без преувеличения блистала на сцене! В день рождения выдающейся актрисы «МИР 24» вспоминает о ее жизни и творчестве.
Ее детство прошло в Иране
Нина Дорошина родилась в 1934 году в городе Лосиноостровске, тогда еще пригороде Москвы. Сейчас это Бабушкинский район столицы. А в те времена из Лосиноостровска можно было доехать в центр Москвы только на электричке.
Ее отец Михаил Дорошин работал оценщиком на Ростокинском меховом комбинате. В начале 1941 года по служебным делам он, прихватив жену и шестилетнюю дочь, отправился в командировку в Иран – отбирать и закупать овчину и кожу для зимнего обмундирования бойцов и офицеров РККА. Однако с началом войны обмундирования потребовалось больше, и командировка затянулась. Вплоть до 1946 года Дорошины жили в Иране. Поэтому детство Нины было благополучным, обеспеченным и вполне счастливым.
В Иране девочка очень увлеклась восточной культурой, быстро выучила два языка – фарси и тюрки (тюркский литературный язык). Она много читала, была необыкновенно образованной для своего возраста. Позже она признавалась в интервью, что Восток с его внешней пышностью и скрытой поэзией так и остался ее слабостью, ее волшебной сказкой родом из детства.
Когда семья в 1946 году вернулась домой в Лосиноостровск, это было для 12-летней девочки потрясением: послевоенная разруха и 18-метровая комната в коммуналке, в которую вернулась семья, сильно контрастировали с тем, что она видела и как жила в Иране. К тому же в этой комнате они жили уже вчетвером: в семье родился второй ребенок, маленький братик Женя.
Только театр!
Нина училась в гимназии и посещала драмкружок, где ей часто доставались роли мальчиков. Ведь гимназия была женской, поэтому и мужские роли тоже играли девочки, а Нина была признанным мастером перевоплощения. В соседней школе для мальчиков вскоре тоже появился театральный кружок, которым руководил бывший фронтовик, актер МХАТа Петр Кудлай. Он приглашал Нину и других девочек из драмкружка на совместные репетиции со своими учениками. Именно с его легкой руки в старших классах Нина стала играть в театре Клуба железнодорожников. Поэтому вопрос о будущей профессии для нее был решен: Нина видела себя только актрисой! Тем более, что ее романтичная натура так и стремилась скрыться от прозы жизни, спрятаться от нее в яркий, фантазийный мир, который разыгрывался на театральных подмостках.Фото: ТАСС / Куров Александр (Нина Дорошина (Она) в сцене из спектакля по пьесе Николая Коляды «Заяц. Love story» в постановке Галины Волчек, пресс-показ которого прошел в театре «Современник».)
Еще учась в 9 классе, она пошла на прослушивание сразу в два театральных вуза. И по результатам творческого конкурса прошла в оба! Только когда пора было принести аттестат, выяснилось, что она еще школьница, а вовсе не выпускница. Пришлось ей через год поступать заново.
В следующем 1951 году история повторилась. В результате Дорошина отнесла документы в Театральный институт имени Бориса Щукина. Как она признавалась потом, его она выбрала, «так как там было много зеркал и очень уж красивыми выглядели мальчики». Она училась на курсе знаменитых «вахтанговцев» – Владимира Москвина и Веры Львовой.
Первые роли и первое признание
Свою первую роль в кино она сыграла еще учась в институте. Это была роль второго плана в картине Михаила Калатозова «Первый эшелон», которая вышла на экраны в 1955 году. Дорошина так вжилась в роль подруги бандита Нэли, что это повлияло и на творческую, и на частную жизнь молодой актрисы.
Нина по-прежнему жила в Лосиноостровске, возвращалась домой иногда почти ночью, и скоро в электричке ее заприметила местная шпана. А опознав в девушке экранную воровскую «маруху», это полукриминальное сообщество взяло ее под свою негласную охрану. С этого момента они отслеживали, чтобы ее никто не обидел, и никогда никого к ней не подпускали.
После первой роли в кино Нину Дорошину приглашали сниматься довольно часто. И хотя юной актрисе практически никогда не доставалось главных ролей, ей удавалось наполнить своих эпизодических персонажей жизнью, страстностью и мощной незабываемой энергетикой.
Три года после института она работала в Театре-студии киноактера при «Мосфильме». А в 1959 году была приглашена в труппу театра «Современник», который стал главным театром в ее судьбе.
Любовь всей жизни
В «Современник» Нину Дорошину пригласил работать создатель этого театра, великолепный актер и режиссер Олег Ефремов. «Современник» был его детищем, театром новой эпохи, театром без театральности. Ефремов был уверен: со зрителями надо говорить только на равных и только о том, что их действительно волнует.
В «Современнике» Нина Дорошина играла роли искренне влюбленных, простых девушек. А потом – страстных, темпераментных, роковых женщин. Публика валом шла на нее в театр: актриса завораживала своей игрой, околдовывала, заставляла смеяться и плакать.
Ее героини всегда были необыкновенно «объемными», не одноплановыми: она умудрялась показать трагическую сторону комедийного персонажа и пропустить тонкую комическую искру посреди драматического монолога. Актриса не ушла из «Современника» вслед за Ефремовым, когда он ушел из театра, как сделала часть труппы, а осталась и всю жизнь продолжала работать в любимом театре.
Фото: ТАСС / Куров Александр (Валентин Гафт (Он) и Нина Дорошина (Она) в сцене из спектакля по пьесе Николая Коляды "Заяц. Love story" в постановке Галины Волчек, пресс-показ которого прошел в театре «Современник».)
Не только театр стал любовью всей ее жизни. Нина Дорошина никогда этого не афишировала и ни с кем публично не обсуждала, но все в театральном мире знали, что она много лет любила Олега Ефремова, с которым познакомилась еще юной студенткой, на съемках самого первого своего фильма. Тогда между ними вспыхнул роман, но Ефремов был женат, к тому же он славился своим непостоянством и всякий раз страстно увлекался новой красавицей. Нина Дорошина очень страдала и даже в 1963 году от отчаяния вышла замуж за великолепного актера Олега Даля, который был в нее влюблен. Но Ефремов возник на свадьбе и увел невесту прямо из под венца. Оскорбленный и обманутый Даль был вынужден скоро согласиться на развод.
Так у них с Ефремовым и продолжалось: короткие встречи и расставания надолго, пока спустя много лет Нина Дорошина решительно не прервала эти тяжелые для нее отношения. В середине 80-х она вышла замуж за достойного человека – Владимира Тышкова, который работал в театре «Современник» художником по свету. Они прожили вместе почти 20 лет, до самой его смерти в 2004 году.
«Людк, а Людк!»
Большая занятость в театре «Современник» привела к тому, что Нина Дорошина в какой-то момент практически перестала сниматься в кино. Она блистала в театре и была знаменитой театральной актрисой, но широким массам она была практически неизвестна. К середине 80-х о ней, как о киноактрисе, почти забыли.
Все изменил кинорежиссер Владимир Меньшов, который к тому времени уже получил «Оскар» за фильм «Москва слезам не верит». Он увидел Дорошину в спектакле «Любовь и голуби» и был буквально потрясен ее игрой. А также тем, как актриса владеет публикой, заставляя ее хохотать и плакать, сопереживая ее простоватой и искренней героине.
Кинорежиссер очень захотел снять фильм по тому же произведению и пригласил Нину Дорошину на роль трогательной и подлинно народной деревенской Надюхи. Ее дуэт с Людмилой Гурченко, игравшей в этом фильме эксцентричную разлучницу, запомнился многим зрителям. Как и знаменитое фирменное «Людк, а Людк!» ее героини.
Способность актрисы мгновенно переходить от трагедии к комедии, безудержность и страстность ее натуры сделала экранную Надюху любимицей зрителей. После съемок в этом фильме Нина Дорошина мгновенно стала всенародной любимицей. А сам фильм «Любовь и голуби», вышедший в 1983 году, по праву считается настоящим кинохитом той эпохи.
Нина Дорошина играла в театре до самого преклонного возраста. Даже после 75-летнего юбилея она еще выходила на сцену родного «Современника», которому отдала без малого 60 лет. Помимо этого целых 35 лет она преподавала в Щукинском театральном училище, где воспитала не одно поколение молодых актеров.