«Мученики Сулеймани»: третье десятилетие XXI века едва не стало началом Третьей мировой войны
18:55 12/01/2020Из-за противостояния США и Ирана начало нового десятилетия XXI века чуть не обернулось Третьей мировой войной. В ответ на убийство американской армией генерала Касема Сулеймани Тегеран объявил акцию возмездия. Корпус стражей иранской революции нанес по двум американским базам в Ираке ракетные удары. Операцию назвали «Мученик Сулеймани». Подробности – в сюжете корреспондента «МИР 24» Романа Никифорова.
О миролюбии президент США говорит в тот самый день, когда американские военные убивают в аэропорту Багдада 12 человек. Среди жертв есть иракцы. Например, один из лидеров шиитского ополчения Абу Махди аль-Мухандис. Но главная цель – генерал из соседнего Ирана Касем Сулеймани.
Боевой дрон обстреливает кортеж высокоточными ракетами. Одна из них попадает в машину генерала. По данным арабских СМИ, американцы используют так называемую «ракету-ниндзя» – шесть длинных лезвий не оставляют пассажирам лимузина никаких шансов на выживание. В некоторых модификациях подобных снарядов даже боевую часть не используют, хватает одной лишь адской мясорубки. В Багдаде, судя по взрывам, добавлены еще и фугасы. В итоге тело Сулеймани собирают по частям, а опознать его удается лишь по перстню на пальце оторванной руки.
«Прошлой ночью под моим руководством военные США нанесли безупречный удар по главарю террористов», – сказал президент США Дональд Трамп.
Террористом Трамп называет одного из лидеров иностранного государства, с которым США пока не воюют. В иранских вооруженных силах есть элита – Корпус стражей исламской революции. А внутри корпуса есть своя элита – подразделение «Аль-Кудс», что значит в переводе с персидского «Иерусалим». Разведка, контрразведка, операции за рубежом, 20-30 тысяч штыков, подчинение напрямую высшему руководителю страны. Этим спецназом и командовал Сулеймани.
«Было нарушено негласное правило – не убивать первых лиц. Первые лица более уязвимы. Нанести удар, убить американского чиновника – это проще, чем нанести удар по американским ВВС. Поэтому этого правила долго придерживались», – отметил востоковед Саид Гафуров.
Для миллионов иранцев Сулеймани был национальным героем. Начал работать на стройке в 13 лет, чтобы помочь отцу расплатиться с кредитом. Окончил только пять классов школы, что не помешало ему пройти весь путь от рядового до генерала. Известность получил еще в 80-х, во время войны с Ираком отметился смелыми рейдами в тыл врага. А четверть века спустя в том же Ираке и Сирии активно противостоял запрещенной в России группировке ИГИЛ.
«Многие называли его по влиянию чуть ли не вторым лицом после аятоллы Хаменеи», – уточнил руководитель Центра Ближнего и Среднего Востока Российского института стратегических исследований Владимир Фитин.
По данным иранских СМИ, именно Сулеймани организовал в 2015 году наземную операцию по спасению российского штурмана Константина Мурахтина. Тогда штурмовик Су-24 сбили турки на турецко-сирийской границе. Командира Олега Пешкова расстреляли боевики, когда он спускался на парашюте, а вот Мурахтина под прикрытием российских ВКС удалось эвакуировать и вернуть на родину. Эксперты называют Сулеймани нетипичным генералом за склонность к дипломатии, в том числе, тайной, из-за чего он получил прозвище «Тень».
«Харизматичная личность, современный стратег, который учитывал не только военную, но и политическую и, видимо, даже экономическую ситуацию. Он понимал, что военный путь – это исключительный путь. Он был сторонником переговоров, да жестких, но переговоров», – сказала политолог, востоковед-иранист Каринэ Геворгян.
Благодаря своей способности договариваться, Сулеймани создавал альянсы по всему Ближнему Востоку. И не только. Бывший американский посол Райян Крокер утверждал, что для борьбы с наркотрафиком и движением «Талибан», генерал в 90-х пошел на сотрудничество с США, несмотря на разрыв дипломатических отношений.
Вот и в Ираке Сулеймани тоже, вроде, воевал с Америкой на одной стороне, против ИГИЛ. Здесь под его руководством создали Силы народной мобилизации сто тысяч бойцов-шиитов. Но в этом и проблема: Иран – мировой центр шиитов, а главные исламские союзники США в регионе – сунниты: Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты. Хотя рост влияния иранцев сама же Америка и спровоцировала, убив в Ираке суннита Саддама Хусейна.
США находятся в Ираке с 2003 года. В Брауновском университете подсчитали: за 17 лет Америка потратила на военные операции на Ближнем Востоке 880 миллиардов долларов. А вот на какое-то обустройство подконтрольных территорий денег не хватило.
«Ирак сейчас получает только 20% необходимой воды для сельского хозяйства. Это означает: а как кормить страну?» – отметила Каринэ Геворгян.
«Очень много бедных, высокий уровень безработицы, особенно среди молодежи, беспредельная коррупция», – добавил Владимир Фитин.
В конце декабря в Ираке обстреляли военную базу Киркук. Один американец погиб и четверо получили ранения. В ответ США ударило по базам Сил народной мобилизации, убив 25 человек. Разъяренная толпа вышла на улицы иракской столицы и атаковала американское посольство. В организации беспорядков тут же заподозрили Сулеймани. Добавили обвинения в убийстве тысяч людей по всему региону, правда, без какой-то конкретики, а потом поделились секретными разведданными.
«Это очевидно, что Сулеймани готовил серию атак. Мы не знаем точно, когда. Мы не знаем точно, где. Но это было реально», – подчеркнул государственный секретарь США Майк Помпео.
И вот такой доказательной базы оказалось достаточно для вынесения приговора. При этом, как сообщает издание The Washington Post, вместе с Сулеймани американцы попытались устранить еще одного высокопоставленного иранского военачальника уже в Йемене, но не получилось.
«Американцы считают, что они могут делать все что угодно, являясь, как они полагают, мировым гегемоном. И вот решили, что этот человек их не устраивает, надо показать Ирану его место», – отметил Владимир Фитин.
На этот раз Трампа не поняли даже ближайшие союзники. Он остался без поддержки Европы.
«Ситуация серьезная, очень серьезная, есть последовательная эскалация, которая становится очень тревожной. Если она продолжится, может привести к конфликту, да, это правда. И именно поэтому нам необходимо мобилизовать все наши усилия, чтобы остановить этот очень тревожный процесс, который может привести нас к катастрофе», – заявил министр иностранных дел и международного сотрудничества Франции Жан-Ив Ле Дриан.
«Критически важными для наших партнеров на Ближнем Востоке является важность снижения напряженности и поиска дипломатического выхода из этого кризиса», – считает министр иностранных дел Великобритании Доминик Рааб.
Иракский парламент, до сих пор лояльный к Соединенным Штатам, после атаки проголосовал за вывод всех иностранных войск из страны. Партнеры США по НАТО это решение тут же поддержали – оставаться в Ираке сейчас небезопасно. Наконец, в самой Америке оппоненты Трампа и вовсе подвергли его действия жесткой критике.
«Президент Трамп пообещал прекратить участие Соединенных Штатов в бесконечных войнах на Ближнем Востоке. Однако действия президента, похоже, увеличили риск того, что нас снова могут втянуть в такую войну. Кажется, что его политика характеризуется хаотичным, импульсивным и часто эгоистичным поведением», – считает лидер меньшинства в сенате Чак Шуммер.
В четверг палата представителей США даже ограничила полномочия Трампа на ведение боевых действий с Ираном. Однако о кончине Сулеймани здесь никто не сожалеет и законность убийства иностранных чиновников не обсуждает. Вот типичное для так называемых «американских ястребов» мнение.
«Никто не может иметь конкретную стратегию на Ближнем Востоке, потому что там главенствует ислам. Он превалирует над современной моделью жизни. Эти страны ничего не производят, ничего не делают. Они просто сидят, нефть качается, они ее продают. Они абсолютно ни на что не способны. Если забрать у них нефть, они станут нищими. Самая лучшая политика – держаться от них подальше и позволить им убивать друг друга, что они так любят делать», – сказал политический консультант Государственного департамента и Министерства обороны США, старший советник Центра стратегических и международных исследований Эдвард Люттвак.
Что касается убийства Сулеймани, то нормы международного права не имеют значения, когда на носу выборы.
война
«Трудно назвать хотя бы одного президента, который бы не начал свою маленькую победоносную войну. Когда страна в опасности, нужно объединяться вокруг своего президента», – считает политолог, бывший сотрудник Гудзонского института США Дмитрий Михеев.
Но одной победоносной войны мало – нужна еще и сакральная жертва. При Буше-младшем это был Саддам Хусейн, при Обаме – Муаммар Каддафи, теперь – Касем Сулеймани, который на родине объявлен мучеником.
По всему Ирану прошли траурные шествия, в которых участвовали несколько миллионов человек. Сотни тысяч приехали в родной город генерала Керман на церемонию прощания. Здесь возникла давка, в которой погибли 40 человек, еще две сотни получили ранения. Такие вот «небоевые потери». Но иранцы обещают мстить.
«Семьи американских солдат в Западной Азии, которые стали участниками жестоких войн Америки в Сирии, Ираке, Ливане, Афганистане, Йемене и Палестине, будут проводить дни в ожидании известия о смерти своих детей», – сказала дочка Касема Сулеймани Зейнаб Сулеймани.
Иранские власти подготовили 13 вариантов ответного удара. Для начала выпустили 35 ракет по двум американским военным базам в Ираке. Правда, заранее предупредили об обстреле иракское правительство, понимая, что те передадут все американцам. И действительно, США успели подготовиться. По заявлению американских военных, жертв в результате обстрела нет. Но зато уничтожена инфраструктура той самой базы, с которой и управляли убийством Сулеймани. Так что иранцы посчитали свою миссию выполненной.
«Мы не стремились добиться жертв во время этой операции. Но если мы столкнулись с их следующей операцией, то мы не несем ответственности за спасение жизни американцев. На втором и третьем этапах мы думаем, что за 48 часов бы убили не менее 500 американцев», – заявил военачальник, командующий ВВС и Военно-космическими войсками КСИР Амир-Али Хаджизаде.
Дональд Трамп же объявил о новых санкциях и готовности к переговорам.
«Мы все должны работать вместе для заключения новой сделки с Ираном, которая сделает мир более безопасным и мирным», – сказал президент США.
В общем, Трамп не изменяет своему стилю: сначала жестокое давление и нарушение всех договоренностей, а потом призыв к справедливой сделке. Справедливой – значит, выгодной для США. В итоге эффектный жест Трампа обернулся смертями сотен людей. Лес рубят – щепки летят.
Читайте также:
Подробнее в сюжете: Программа Вместе