Свиной, верблюжий, птичий: кому грипп помогает разбогатеть?

17:56 25/02/2020

Человечество давным-давно поняло, что инфекции ничуть не хуже мечей и пушек решают боевые задачи. Как ни странно, биологическое оружие называют одним из самых старых видов массового поражения. Первый подтвержденный факт его применения относится еще к XIV веку. Хан Золотой Орды Джанибек хотел завладеть богатым генуэзским городом Каффа (современная Феодосия в Крыму). Однако толстые крепостные стены оказались не по зубам татарским воинам. Поэтому город было решено брать измором. Внезапно в армии самого Джанибека началась чума. В ответ на это Хан приказал одевать зараженные тела умерших в богатые одежды, набивать карманы монетами, и по ночам катапультами забрасывать трупы за крепостную стену.

«Никакого результата он не добился: там не началось мгновенное вымирание, потому что есть инкубационный период. Сам Джанибек из Кафы ушел, но люди, жившие там, перепугались и стали массово сбегать в Европу. Таким образом в эти края и прибыла чума. Уровень потерь западной части материка Евразии составил 2/3 жителей. Средиземное море представляло из себя ужас – постоянно ходили корабли с покойниками», – рассказывает писатель Александр Мясников.

Вирусы и бактерии не только помогали штурмовать крепости и города. После боев необходимо было решать вопрос с большим количеством пленных. Во время Гражданской войны в США в середине XIX века инфекции помогли разобраться с проблемой «лишних» людей.

«Еще один малоизвестный факт – первые концлагеря появились в 1863 году в Америке во время войны. На самом деле, биологическое оружие было использовано еще в предыдущем веке, когда англичане осваивали Австралию. В концлагеря сгонялись местные туземцы и применялись эпидемиологические меры – эпидемия всех «косила», потому что защиту от европейских болезней они не имели», – подтверждает Александр Мясников.

Человечество смекнуло, что вирусы можно использовать и в экономических целях. Во время колонизации Америки в XVI веке испанцы действовали не только силой. Конкистадоры решили якобы подружиться с местным населением. Завоеватели преподносили ацтекам подарки – одеяла, которыми до этого накрывали больных оспой. Заразные презенты за несколько лет уничтожили древнюю цивилизацию и зачистили территорию для жителей Старого света.

«Рукотворная игра началась тогда, когда мы перешли в глобальную экономику. Когда мир стал действительно глобальный, и когда все стало единым: информационное пространство, товарооборот – ведь все, что производится в Китае, идет по всему миру. В Африку пытаются войти все, кто только может туда долететь и доплыть. Африканская чума может отразиться на свиньях и в Европе, и в Австралии, и в России. Поэтому когда экономика стала глобальной, то и меры, используемые в рамках информационной кампании той или иной эпидемии, стали глобальными», – замечает директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников.

Говорят, Фридрих Паулюс, командующий 6-ой немецкой армией, очень не любил грызунов. Уже после войны историки в шутку напишут, что русским победить гитлеровцев помогли Генерал Мороз, Ее Величество Грязь и майор Мышь. Летом 1942 года войска противника были вынуждены приостановить наступление в районе Сталинграда. Солдаты и офицеры Вермахта начали болеть туляремией – мышиной лихорадкой. Высокая температура, боль в мышцах, рвота, кровотечения – таковы симптомы этой инфекции. Основные разносчики – грызуны. Через какое-то время болезнь перекинулась и на бойцов Красной армии. Командованию пришлось развернуть в районе военных действий десять передвижных госпиталей. Позже выяснилось, что мыши вывели из строя не только солдат противника, но и его технику: грызуны испортили проводку немецких танков.

В Германии работать над биологическим оружием начали в 1936 году. Во время Второй мировой войны разведка союзников доложила, что немцы собираются начинить боеголовки ракет ФАУ-1 ботулотоксином – одним из самых ядовитых веществ. Канадское правительство прислало в Лондон более двухсот тысяч доз антидота. Во время Нормандской операции личный состав имел при себе специальные шприцы и противоядие. Но и англичане тоже готовились ударить по гитлеровцам бактериальной заразой.

«Известен факт, что в 1944 году Черчилль приказал закидать Германию сибирской язвой. Были готовы самолеты, но так как советские войска уже вошли на территорию Европы и двигались в сторону Германии – он испугался. Англичане якобы сожгли все баллоны с сибирской язвой, которые они хотели разбрасывать на Германию. К тому же, они хотели сделать очень хитрую вещь – раскидывать заразу не на города, а на поля сельской местности. Сибирской язвой заражаются коровы, а от их мяса – люди», – говорит Александр Мясников.

Как только в лабораториях разных стран забурлила работа по приручению и дрессировке инфекций, международные организации стали выпускать правовые документы о запрете биологического оружия. Только, похоже, эти законы мало, кто соблюдал. Ведь то и дело в разных странах появлялась информация о вспышках редких заболеваний. Так было в 1962 году в Англии: там, в центре биологических исследований «Портон-Даун», в небезызвестном нынче городе Солсбери, скончался сотрудник от неведомого заболевания. Потом выяснили, что это легочная чума, про которую Великобритании уже все забыли.

«Искусственно созданные возбудители неустойчивы во внешней среде. Кроме того, если кто-либо хочет создать биологическое оружие, он должен, в первую очередь, защитить себя и создать вакцину против этого возбудителя», – акцентирует внимание заведующий научно-организационным отделом НИИ гриппа Минздрава России Игорь Никаноров.

В СССР бактерии тоже вырывались на свободу. В 1979 году в Свердловские больницы начали поступать пациенты с высокой температурой, а через несколько дней у них появлялась кровавая рвота, тело покрывалось трупными пятнами. Оказалось, что это сибирская язва. От инфекции тогда умерли около ста человек. На территории секретного городка Свердловск-19 находилась биологическая лаборатория. Утверждали, что небольшой выброс произошел из-за неисправности защитных фильтров.

«Да, существует разработка биологического оружия, болезнетворные бактерии, вирусы. Они разрабатываются с целью использования в военном деле. Но я могу сказать сразу, что биологическое оружие все-таки до сих пор практически  не разработано и малоэффективно. Мы до конца еще не знаем тех закономерностей, которые осуществляются на молекулярном уровне в живых системах. В настоящее время проводятся работы для того, чтобы сделать биологическое оружие специфичным для определенных этнических групп, чтобы в основном оно поражало или славян, или семитов, или англосаксов. Но, насколько мне известно, к большим успехам эти работы не привели», – комментирует доктор биологических наук Валентин Сапунов.

И, тем не менее, во время эпидемии коронавируса в Китае в 2020 году опять заговорили про биологическое оружие направленного действия. Мол, поражает инфекция только жителей этой страны. С уверенностью можно сказать одно: многие эпидемии, действительно, начинаются именно в Китае. Оттуда пошли гулять по миру Азиатский, Гонконгский, птичий гриппы и атипичная пневмония.

«Это связано с тем, что в Китае большое биологическое разнообразие животного и растительного мира, высокая плотность населения. Климатические условия, влажность высокая. Хорошие условия для мутации возбудителей», – посвящает в тему Игорь Никаноров.

Не так давно ученые назвали приблизительное число вирусов, которые соседствуют с нами на Земле – десять в 39 степени. Их больше, чем звезд в изученной части Вселенной. Человечество до сих пор продолжает получать загадки в виде новых микроорганизмов. Существует даже теория, что таким образом регулируется численность жителей нашей планеты. С помощью пандемий свиных, птичьих гриппов и прочих загадочных инфекционных болезней природа борется с перенаселением Земли.

«Есть внутренняя саморегуляции: ни один биологический вид не превышает какое-то заданное число. И то, что сейчас во всем мире снижается рождаемость людей – это естественная саморегуляция биологического вида. В ближайшие 20-30 лет мы выйдем на уровень примерно 9,5-10 млрд человек. И ресурсов на Земле для 10 млрд более, чем достаточно. В биосфере все сбалансировано: одни виды сокращают численность других, есть паразиты, есть хищники – это естественный механизм существования биосферы как единого целого», – подтверждает Валентин Сапунов.

«Не так страшен черт, как его малюют» – эта поговорка как нельзя лучше подходит к эпидемии коронавируса в Китае. Те, кто не поддался панике, приводят доводы: от обычного гриппа в мире ежегодно умирают до полумиллиона человек. Но эти смерти такую истерию не вызывают. Значит, надо искать того, кто хочет нагреть руки на новой инфекции.

«В данной ситуации сначала имеет место быть экономическое давление – сократить импорт китайских товаров в разные страны, влияние Китая, остановить проект «Один поезд, один путь». Психологически сделать невозможным сотрудничество с Китаем. В этом заинтересовано огромное количество игроков, среди них Штаты, Великобритания. В меньшей степени Евросоюз. Понятно, что не Россия, не Индия. Но все равно основные информационные ресурсы находятся именно с этой стороны. Поэтому раздувать истерию вокруг вируса выгодно США. Сейчас под это дело запретить вообще импорт китайских товаров, сделать перечень импорта товаров, который запрещен, вполне возможно. Это будет принято на «ура» в США, вроде как форс-мажор, ничего личного. Пожалуйста, справитесь с вирусом, разрешим обратно. Конечно, не разрешат, но все равно. И не нужно никаких переговоров, никаких споров в ВТО – карантинные меры. И этих карантинных мер мы видели на самом деле огромное количество в России, когда нужно находят плодовую мушку в чьих – то мандаринах. И все, экспорт останавливают. Никакого нонсенса нет, никто не придумывает», – рассказывает Дмитрий Солонников.

В 2005 году эпидемия птичьего гриппа ослабила экономики стран Юго-Восточной Азии. От поставок куриного мяса из Китая отказались многие государства. Из-за этого Китай потерял тогда более 60 млрд долларов. Зато американские производители курятины не упустили момента. Они на четверть увеличили поставки продукции в Европу и Азию. Компании из США еще пару лет после эпидемии были «на коне», их доходы выросли почти на 50 %. В 2020-ом снова игра идет по-крупному. Коронавирусная паника коснулась большинства отраслей производства. Кто-то из аналитиков предположил, что китайская инфекция – это тот самый «черный лебедь», который приведет к очередному глобальному экономическому кризису. Прозвучали даже мнения, что вирус – дело рук человеческих.

«Будет проблема с поставкой китайской продукции на те рынки, которые от нее зависят. Это огромное количество азиатских стран, это и Россия, прежде всего Дальний Восток. На самом деле, если будет длительная остановка поставки товаров, очень многие российские и западные предприятия могут остановиться, все кто держались на китайских комплектующих. А это огромный спектр – это и электроника, и машиностроение, и судостроение, и авиастроение. В этой ситуации удар может быть очень серьезный. Политика импортозамещения привела к тому, что мы покупали в Китае, а не в Европе», – прогнозирует Дмитрий Солонников.

Свиной, верблюжий, птичий гриппы, атипичная пневмония, лихорадка Эбола – все эти инфекции пугали население Земли в начале XXI века. Болезни внезапно начинались, бушевали несколько месяцев и внезапно прекращались. Кто-то уверен, что авторы этих эпидемий – фармкомпании. Но  аналитики говорят, что производители лекарств лишь пользуются моментом. И, судя по цифрам, очень удачно. Продажи одних только медицинских масок увеличиваются в десять раз. Цены на них тоже возрастают десятикратно. В 2003 году, когда бушевала атипичная пневмония, маски даже стали модным аксессуаром с рисунками. Запуганные неведомой заразой люди сметают в аптеках витамины и противовирусные лекарства с недоказанной эффективностью – в народе их еще называют «фуфломицины». К тому же крупные фармацевтические гиганты получают от государств огромные средства на разработку и производство вакцин от новых болезней.

«Сейчас производится гигантское количество лекарств, даже те, под которые болезни еще не придумали. И ведущее положение тех фирм, которые занимаются разработкой новых веществ, в значительной степени определяет и мировую политику. Поэтому сейчас мы так много об этом слышим. Но это, разумеется, не отрицает того факта, что необходимо соблюдать меры предосторожности, помнить о гигиене, классической медицине», – заключил Валентин Сапунов.

Смотрите программу «Секретные материалы» на телеканале «МИР» каждую субботу в 7:20.