Во все праздники его песни разносились из радиоприемников, его голос приводил летчиков на базу после выполнения боевых задач, под его пение ждал своего взлета Юрий Гагарин. Сегодня страна отмечает 125-летие со дня рождения гения русской эстрады Леонида Утесова. О том, как мальчик из Одессы с неполным образованием стал играть в театре, зачем выбрал себе такой псевдоним и почему именно Утесов считается прародителем русского рока – читайте в материале «МИР 24».
Музыкальный непоседа
«Я был сорванцом и буйной головой, усидчивые игры были не для меня», – вспоминал Леонид Утесов. Настоящее имя Утесова Лазарь Вайсбейн. Он родился 21 марта 1895 года в Одессе в еврейской семье. Родители мальчика хотели, чтобы сын получил практическую профессию: стал инженером, врачом или юристом. Однако Ледя, как его ласково называли в семье, с детства проявлял артистические навыки, тяготел к выступлениям на публике и интересовался музыкой. Рассказывают, что в свои 15 лет Лазарь играл на нескольких музыкальных инструментах, пел в синагоге и исполнял еврейские песни на свадьбах.
Отец Лазаря, торговец Осип Клементьевич, хотел дать сыну лучшее образование, поэтому мальчик поступил в коммерческое училище. Сам юноша изначально не хотел связывать свою жизнь с музыкой – она была для него лишь хобби, его мечтой было стать пожарным или моряком. Однако в училище судьба свела Лазаря с талантливым музыковедом Александром Федоровым, он-то и помог мальчику определиться с делом всей жизни. Прилежный за освоением музыкальных инструментов, но буйный за пределами класса, мальчик так и не смог закончить учебу из-за постоянных выходок. Вспоминают, что ученика исключили за фокус с учителем Закона Божьего. Сорванец отловил батюшку в темном классе и измазал его чернилами с мелом. Так Лазарь получил «волчий билет» и не смог больше продолжать учебу.
После этого случая молодой одессит решил искать вдохновение на улицах родного города. Тогда он твердо решил, что будет заниматься исключительно творчеством.
«Я стану настоящим артистом, и вы будете мною гордиться», – заявил Лазарь родителям. Но поначалу ему никак не везло. Приходилось зарабатывать на жизнь то торговлей, то рыбалкой. Рассказывают, что однажды Вайсбейн отправился с рыбаками на лов и пересекся с музыкантом Скавронским. Тот сказал парню: «Ты, бесспорно, артист, однако, как, скажи на милость, играть с твоей фамилией?». Тогда артист впервые задумался о псевдониме. Согласно легенде, музыкант взглянул на прибрежные скалы с рыбацкими хижинами, и ему на ум пришло прозвище «Утесов».
Боевое крещение народного артиста в театре и на фронте
С тех пор, как вспоминал сам музыкант, дело пошло в гору. Новая фамилия понравилась не только ему, но и народу. Дебют в одесском театре был успешным, постепенно теперь уже Леониду Утесову стали предлагать все более заметные роли. На сцене он самовыражался одновременно как артист, танцор и певец. Слава пришла к нему достаточно быстро, от этого Леонид Осипович все больше погружался в работу. Говорят, с приходом первого успеха Утесов сформулировал свой главный профессиональный принцип: «каждое последующее выступление должно быть либо новым, либо обновленным», ведь зрителям быстро приедаются образы. Он боялся наскучить людям, поэтому, как рассказывают, репетировал новые роли буквально на улицах города – отводил в сторону прохожего и рассказывал свою новую шутку. Если никто не смеялся, актер переделывал материал и подачу.
До 1914 года Утесов жил довольно беззаботно: женился на артистке Елене Ленской и переехал с ней в Феодосию, где они вместе выступали, у них родилась дочь Эдит. Затем Леонида Осиповича призвали на фронт, служил он в тыловой части под Одессой, а после его пригласили выступать в Москве. Рассказывают, что в столице артисту не понравилось, слишком уж бездушной была публика. Артист вернулся в Одессу в 1917 году, как раз к началу Гражданской войны. Тогда творчество Утесова, как артиста легкого жанра, стало выполнять другие функции. Он стал давать выступления для Добровольческой армии, позднее – для красноармейцев. Выступая днем и ночью, в различных уголках родины, Утесов увидел подлинную силу искусства – во время выступлений «уставшие в сражениях люди на глазах распрямляли плечи, обретали бодрость духа и разражались оживляющим смехом». Леонид Осипович писал: «Никогда раньше я не получал таких аплодисментов, никогда раньше не испытывал такого наслаждения от представлений».
После войны карьера артиста вышла на новый уровень. Утесов снова решился переехать в Москву – на этот раз удачно. Для специфичной столичной публики пришлось поработать над репертуаром. Самым ярким выступлением того периода стал авторский шестичасовой спектакль Утесова, где он продемонстрировал публике все, нас что способен: песни, танцы, сатирические зарисовки и даже цирк. Артист стал популярен и за рубежом – он побывал на гастролях во многих европейских странах и вот тогда по-настоящему увлекся джазом. Конечно, Леонид Осипович стал размышлять, как бы адаптировать это уникальное музыкальное явление к партийным реалиям. Слово «джаз», очевидно, вызвало неприязнь, тогда Утесов придумал термин «театрализованный оркестр». Пришлось выкручиваться самому: нанимать артистов, изобретать возможность звукозаписи, искать площадку для выступления. Так у Утесова родилась команда, аналогичная западной – состояла из 10 человек, где каждый имел свой музыкальный характер. Несмотря на все трудности, выступление оркестра состоялось 8 марта 1929 года. Успех был ошеломительный.
Утесов писал: «Когда номер подошел к концу, плотная ткань тишины с треском разорвалась, и сила звуковой волны из зала была так велика, что меня отшвырнуло назад. Ничего не понимая, я несколько секунд растерянно смотрел в зал. И вдруг понял, что это победа. Я знал успех, однако именно в тот вечер понял, что схватил «Бога за бороду». Понял, что выбрал верную дорогу, и что никогда не сойду с нее. Это был день нашего триумфа».
Сцена – наспех сбитая площадка, а зрительный зал – голая земля
Следующие 10 лет коллектив покорял все новые вершины и расширял свой репертуар. Весть о начале Великой Отечественной войны 22 июня 1941 года настигла их перед концертом. Музыканты понимали, что жизнь их теперь изменится – они исполнили патриотические песни, затем каждый написал заявление на вступление в РККА. Им отказали: коллектив должен был поднимать боевой дух на линии фронта.
Утесов писал: «Под проливным дождем выступали мы в парадной одежде. В каких бы условиях ни проходило представление, оно должно быть праздником, а тем более на фронте».
Не раз оркестранты оказывались в передрягах, не раз попадали под обстрел. Однако это не сказывалось на их настрое и качестве выступлений. 9 мая 1945 утесовцы выступали на площади Свердлова. Этот день Леонид Осипович называл своим самым счастливым, а тот концерт – самым лучшим. В День Победы Утесова наградили орденом Трудового Красного Знамени, это был почетный знак признания его вклада в Победу.
После войны коллектив Утесова продолжал свой творческий путь. Оркестр записывал новые пластинки, выступал на радио и телевидении, даже стал кузницей эстрадных кадров. На некоторое время к группе присоединилась дочь мастера Эдит. Современные критики считают, что она была уникальной самобытной артисткой, но во времена партии отцу пришлось ее уволить – народ не воспринял необычный голос и стиль исполнения девушки. С тех пор к Леониду Осиповичу подступила черная полоса: в 1962 году умерла его жена Елена, а в 1966 году у него начались проблемы со здоровьем. Так он решил покинуть сцену. Продолжал руководить оркестром, но сам не выступал. Артист написал автобиографическую книгу «Спасибо, сердце!», а 24 марта 1981 в последний раз вышел на сцену. Рассказывают, что в последние годы жизни Леонид Осипович чувствовал себя забытым и одиноким. Его мечта о внуках так и не сбылась. В 1982 году от лейкемии умерла его дочь Эдит, после этого артист продержался всего полтора месяца. Утесова не стало 9 марта 1982 года. Последними словами артиста были: «Ну, всё…».
Подробнее в сюжете: Биографии и жизнеописания