Как Казахстан в годы войны стал надежным тылом для всего СССР

19:41 03/05/2020

Все для фронта, все для Победы. Для жителей Казахской ССР в годы войны это были не просто слова. Республика стала надежным тылом для всего Союза. Подробности в материале «МИР 24».

«Никакого детства не видел и не знал, что это такое. Я знал, что нужно вставать утром, для того, чтобы добраться до завода. 12 часов отработал и домой», – поделился труженик тыла Григорий Шепталов.

Когда началась война, Григорию Шепталову только исполнилось 14. Взрослые ушли на фронт, за станки встали дети.

«Подставки у каждого станка должны быть, чтобы ноги не порезать, когда стружки летят. А нам делали дополнительные подставки, чтобы мы достали до станков», – добавил Григорий Шепталов.

В годы Великой Отечественной войны Казахстан – арсенал фронта. По официальным данным, девять из 10 пуль отливались здесь. На оборону работало 460 заводов. Половину пришлось разворачивать практически в голой степи.10 сентября 1941 года в Уральск из Ленинграда прибыл эшелон – 35 вагонов с людьми и оборудованием завода «Зенит». Среди тех, кто налаживал производство, были и родители Владимира Вейса.

«Года два работали под открытым небом. И зимой, в невероятных условиях. Все по талонам было, очень тяжело. Жены в речке, чтобы детей прокормить, снимали ночные рубашки и ловили мальков», – поделился воспоминанием ветеран завода «Зенит» Владимир Вейс.

Жители республики отдавали фронту последнее. Даже обручальные кольца. В Фонд обороны собрали около пяти миллионов рублей. А еще отсюда шли эшелоны с продовольствием. Колхозы отправили на передовую около шести миллионов тонн зерна, более миллиона тонн мяса, овощей и фруктов.

«Привезли из Казахстана яблоки апорт. Такие вкусные, большие, и мы получили их. Это все на нас подействовало очень сильно. Конечно, детям было вкусно есть яблоки. Было письмо-сопровождение к этим яблокам от Жамбыла. Он писал «Ленинградцы – дети мои, ленинградцы – гордость моя», – сказала жительница блокадного Ленинграда Зоя Корнильева.

На этом фото Маншук Маметовой 20 лет. Она выросла в Уральске в приемной семье. Близкие называли ее «бусинка». Закончила школу, поступила в институт. Впереди вся жизнь, но, когда началась война, Маншук не раздумывая пошла в военкомат.

«Маншук подала рапорт и попала в 100-ю стрелковую бригаду. Поскольку у нее два курса мединститута, она медработник, в этом качестве была зачислена», – рассказал историк Кайдар Алдажуманов.

Уже на фронте она закончила стрелковые курсы. В 1943-м в бою за город Невель из всего пулеметного расчета Маншук осталась в живых одна. Не отступила.

«Дорогая мама! Нахожусь на передовой с пулеметом. Зорко слежу за фашистами. Ночью почти не приходится спать. Отдыхаем днем. Сейчас жизнь пошла веселая, ведем расплату с фашистами огнем своих орудий. Я всегда буду жива, здорова и меня никакая немецкая пуля не возьмет», – писала она в письмах.

«Вокруг все погибли, и напарник ее погиб. Была сильно ранена осколком снаряда в голову, так она отстреливалась до конца. Когда подошли другие бойцы, схватившись за пулемет, она и погибла», – добавил Кайдар Алдажуманов.

Маншук Маметова первая казахская женщина, получившая на войне звание Героя Советского Союза. Высшую советскую награду во время Великой Отечественной получили 500 уроженцев Казахстана. Почти каждый пятый житель республики ушел на фронт. Погиб каждый третий.

О том, как создавалась 316-я, а впоследствии 8-я гвардейская стрелковая дивизия, рассказывает внучка Ивана Панфилова – Алуа Байкадамова. Уже много лет она директор военно-исторического музея в Алматы: «Панфиловская дивизия формировалась на базе двух республик – Казахская ССР и Киргизская ССР. Почему выбрали Алматы? Скорее всего, потому, что он был более развит, чем Фрунзе, по населению крупнее. Дивизию нужно было где-то разместить – это административные здания».

Но прежде, чем отправить солдат в бой, их надо было обучить. Технику со своими подопечными Иван Панфилов отрабатывал на учебном полигоне под Алматы. В ход шли колхозные тракторы.

«Там были люди из дальних аулов, которые, может, видели один раз в месяц грузовик и больше ничего. Поэтому он говорил: «Чего ты боишься, это тот же танк, только с пушкой». И начиналась обкатка. И до автоматизма доводилось, как биться с танками», – сказала Алуа Байкадамова.

Уже осенью 1941-го солдаты-панфиловцы сражались на подступах к Москве, у железнодорожного разъезда Дубосеково. Панфилов настоял, чтобы его солдатам выдали валенки и полушубки. Поэтому легендарный «Генерал Мороз» был за панфиловцев. В ходе боя, который длился несколько дней, они уничтожили около 40 немецких танков. Наступление на Москву было остановлено.

«Конечно, их было не совсем 28. Там 130 человек – специальная рота, для которой определили танкоопасное направление – район Дубосекова. Создали такую группу бронебойщиков. Она фактически держала оборону, причем, несколько дней и там оставалось человек 30», – отметил Кайдар Алдажуманов.

В решающем бою погиб и «батя». Так солдаты называли Ивана Васильевича. Через пять дней 8-я гвардейская дивизия получила имя «панфиловской». Звезду Героя генерал-майор армии получил в 1942 году. Посмертно.

Рахымжан Кошкарбаев дошел до Берлина. В звании лейтенанта. Командовал разведвзводом. За участие в штурме Рейхстага получил Орден Красного Знамени.

«Меня комбат вызвал и говорит: «Вот на Рейхстаг, товарищ лейтенант, вас рекомендуют». Командир батальона, правда, меня предупредил, что это не в приказном порядке: желаете, идите, не желаете – других можем послать. Это было связано с тем, что гарантия остаться в живых практически исключалась», – рассказал ветеран Великой Отечественной войны Рахымжан Кошкарбаев.

Звание Народный Герой Казахстана Рахымжан Кошкарбаев получил через 11 лет после смерти в 1999-м.

«Он был жизнерадостным человеком. И уже после войны его гражданская жизнь была полна приключений, и про него говорили, что он был человек-праздник», – отметил внук Рахымжана Кошкарбаева Даурен Кошкарбаев.

Здесь был свой фронт. В 1941-м на территорию республики эвакуировали «Мосфильм» и «Ленфильм». Казахстан превратился в главную съемочную площадку Советского Союза.

«В большом шатре, который использовался как павильон съемочный, прямо на полу устанавливали маленькие модели танков и так далее, и потом их за веревочку тянули. И нужно было делать такие маленькие микроскопические взрывчики, и все это взрывалось, крупно снималось и выглядело это, как будто все натуральное», – сказала режиссер документальных фильмов Инна Рудакова.

Эти фильмы на фронте ждали также, как письма из дома. Иван Пырьев и Сергей Эйзенштейн, Сергей Герасимов и Михаил Калотозов. В Алматы сняли военную драму «Парень из нашего города» по пьесе Константина Симонова. В киноленте впервые прозвучали стихи «Жди меня». Для эвакуированных Казахстан стал вторым домом. Многие остались здесь навсегда. И уже после войны помогали восстанавливать республику.