Французский актер Луи де Фюнес был выдающимся комиком XX века. Фильмы с его участием до сих пор способны рассмешить даже самых угрюмых людей, а о его живой и неповторимой мимике современники слагают легенды. Это был талантливый актер с необычной судьбой. В жизни он был совсем не таким как в кадре: мудрым, работящим, немного мрачным. В материале «МИР 24» мы собрали 10 уроков от Луи де Фюнеса.
Смотрите музыкальную кинокомедию с Луи де Фюнесом в главной роли «Человек-оркестр» в пятницу, 9 июля, в 23.40 и в воскресенье, 11 июля, в 7.05 на телеканале «МИР».
1. Не снимай с себя корону, если она тебе положена
Луи де Фюнес – сын представителей двух древних родов – испанского (по отцу) и португальского (по матери). Родители Луи сбежали во Францию, чтобы пожениться, и жили на новом месте не очень богато. Но дать сыну хорошее образование, присущее дворянам, родителям все-таки хотелось, и они устроили Луи в престижный колледж. В этом же учебном заведении в свое время получили образование такие выдающиеся деятели как, Поль Верлен, Тулуз-Лотрек, Марсель Пруст и Жан Кокто.
Отец Фюнеса никогда не забывал о своем дворянском происхождении и, несмотря на то что ему приходилось много трудиться не на престижной работе, вел себя соответственно – немного надменно и по-снобистски. Вот и персонажи Луи были такими, во многом он просто пародировал отца. А так как он хорошо знал высокомерных героев изнутри, соответствующие роли ему давались довольно легко. После того, как к французскому актеру пришла слава и признание, он поселился в настоящем барочном замке времен Людовика XIV – мог себе позволить, да и внутреннее мироощущение вполне соответствовало. Несмотря на все трудности, с которыми сталкивался актер по жизни, он никогда не забывал о своем происхождении и не предавал аристократические привычки. Однако, как рассказывали сыновья Фюнеса после его смерти, Луи все-таки приходилось порой искать компромиссы между своими образами в кино и жизни. Например, Фюнес не дочитывал книги до конца. Он говорил: «Я не хочу стать излишне образованным человеком, зритель это почувствует».
2. Удача и случай приходят только после усердного труда
Луи не смог продержаться в своем престижном колледже, молодой человек вылетел оттуда и вынужден был искать хоть какую-то оплачиваемую работу. Он был очень творческим человеком и смолоду тяготел к кино. Но ему никак не везло туда попасть. Мальчику из аристократичной семьи было сложно смириться с необходимостью выполнять неквалифицированную работу, но выбора не было, так что до 32 лет Фюнес кем только не работал: чистильщиком обуви, скорняком, декоратором, счетоводом, тапером. Эти годы стали для аристократа тяжелым испытанием, но будущий актер не сдавался. Он упорно пробовался на роли в кино и вот наконец его стали брать в маленькие эпизоды. Так, первую роль Фюнес получил только в 1945 году. Но и тут удача долгое время была не на его стороне – почти 13 лет Луи играл лишь второстепенных персонажей, пока наконец в 1958 году ему не доверили главную роль в фильме «Не пойман – не вор». Сам Луи отмечал, что добиться своей цели ему помогла далеко не удача, а лишь собственная феноменальная упертость.
3. Чувствовать себя неудачниками могут даже самые успешные люди
Это может показаться странным, но большую часть своей жизни Луи де Фюнес считал себя полным неудачником. Сначала он долго не мог пробиться в кино, потом его часто одолевал страх мимолетности своего карьерного успеха. Актер часто испытывал такое чувство, что почти все, что он делал в жизни, приводило к отказам, краху, нищете и просто плохому настроению. Из-за этого, как рассказывают очевидцы, за кадром актер часто выглядел мрачно и угрюмо. Более того, коллеги по съемочной площадке часто замечали за Фюнесом прижимистость – по жизни он экономил на всем, даже когда стал хозяином собственного замка.
4. Где песня льется, там легче живется
Фюнес шел с музыкой по жизни. Его самой долгой работой до ролей в кино стала должность тапера, пианиста в кабаре. Луи обожал джаз: слушал его, играл и отлично разбирался. Он был большим меломаном. И вот тут он никогда не скупился: пластинки он покупал всегда и везде, независимо от того, сколько в кармане осталось денег. Он гонялся за эксклюзивными и новомодными пластинками и его материальное положение в этих случаях его волновало в последнюю очередь – за ценные находки он готов был отдать последние деньги. В общем, музыка была для актера и хобби, и отдушиной, и спасательным кругом на случай краха кинокарьеры. Помимо этого, джаз помог Фюнесу сойтись с его женой Жанной де Мопассан. Однажды она призналась, что вышла замуж, как она выразилась, за этого плешивого карлика только из-за того, что он был виртуозным исполнителем джаза. Возможно, именно музыка помогала их браку не ржаветь – супруги прожили вместе сорок лет душа в душу, до самого конца жизни.
5. Серьезный человек – хороший комик
Помимо музыки, скрыться от страданий и осознания собственной никчемности в самые тяжелые году Фюнесу помогал еще и смех. Он шутил и гримасничал, как бы отводя в сторону мрачные мысли. Это помогало ему с легкостью выполнять любую, даже самую неприятную работу. Свое мастерство комика Луи оттачивал во время работы пианистом в кабаре и ресторанах. Работа завела его в район Пигаль, французский квартал красных фонарей. При всей своей обычной мрачности Луи был компанейским и приятным человек – так он завел нужные знакомства в районе борделей, которые помогли ему попасть в киноиндустрию.
Пока Фюнес работал пианистом, он время зря не терял. Поначалу для себя, а затем и для развлечения публики, он корчил такие рожи, что весь зал неустанно заливался смехом. Умение работать мимикой, выдавать массу эмоций без жестов помогло актеру в его кинокарьере. Зрители считали его прекрасным талантливым комиком, восхищались его экспрессией и даже называли «человеком сорок лиц в минуту» – никто и не подозревал, что мрачный по своей природе Фюнес использовал смех в качестве лекарства от сумасшествия. В одном из интервью на вопрос журналиста о том, как актеру удается смешить людей, Фюнес ответил, что «работает комиком только с 9 утра до 7 вечера». В остальное время жизнь известного актера была мало похожа на комедии, в которых он играл.
6. Тише едешь – дальше будешь. Поздний карьерный старт может стать плюсом
Уже в глубокой старости Луи де Фюнес признался, что без многих лет страданий за своими плечами он, может быть, и не добился бы успеха в кино. Дело в том, что конкуренцию ему всегда составляли такие же неудачники, как и он сам. С той лишь разницей, что Луи был более мотивирован зацепиться в кино и не тратил время зря – даже до своей актерской деятельности он оттачивал свои навыки и нарабатывал багаж знаний. Его медленный карьерный рост помог ему стать таким, каким его в итоге запомнили – талантливым энергичным комиком. К тому моменту, когда Фюнеса наконец заметили, он был зрелым самобытным актером (хотя коллеги по цеху в шутку называли его «молодым подающим надежды актером» – в его-то 43 года): в каждую роль он буквально вцеплялся зубами, невероятно смешной и мотивированный, он оказался еще и настоящим бойцом. После смерти Фюнеса его сыновья рассказывали, что он представлял карьеру как дом – чтобы в него попасть, нужно долго подниматься по лестнице с небольшими перерывами на отдых.
7. С приходом успеха работать нужно больше, еще больше
Годы страданий и неудач сказались на всех сферах жизни Фюнеса. Что стало особенно важным, они помогли ему выработать безупречную трудовую дисциплину и этику. Луи был неутомимым трудоголиком – он считал, что чем известнее и успешнее ты становишься, тем больше времени и сил должно уходить на работу. Невероятным образом Фюнес успевал все: он снялся в общей сложности в 130 фильмах – и это при том, что сама по себе работа на съемочной площадке занимала у актера лишь треть рабочего времени.
День Фюнеса был расписан по минутам. Утром он озвучивал зарубежные фильмы, днем снимался в кино, а вечером выступал в театре. Примечательно, что в театре в большей степени обращали внимание на мрачную, лиричную сторону актера. Фюнесу предлагали играть серьезных персонажей и даже героев-любовников. Но тот отказывался – мол, с его внешностью играть серьезные роли слишком абсурдно. При этом Фюнес отмечал, что играет в театре не столько из-за денег, сколько из-за живого общения со зрителями. Только там он мог понять, удаются ли его шутки и хорошо ли он играет. Он как бы подпитывался энергией зала и затем выдавал ее на экране. Актер был занят работой даже тогда, когда здоровье начало подводить его – после двух инфарктов, которые он пережил в 1975 году, врачи запретили ему напрягать сердце и сниматься в кино. Но даже после болезни актер не смог упустить несколько интересных предложений от французских режиссеров.
8. Нужно уметь разделять работу и личную жизнь
Луи де Фюнес был заядлым садоводом, он любил выращивать цветы и вообще подолгу проводить время наедине с растениями. Позже в честь него даже назвали сорт розы. Актер провел свои лучшие годы в поместье XVII века Клермон, принадлежавшем его жене. Там он отдыхал от городской суеты и занимался более земными, чем кинокарьера, делами – вел хозяйство, общался с близкими и природой. Ему пришлась по нраву тихая провинциальная жизнь, за городом он набирался сил. Конечно, немаловажным фактором было то, что жил он не просто в доме, а в огромном собственном замке с винным погребом и миллионами долларов. При всей своей любви к загородной жизни Фюнес предпочитал зарабатывать деньги в столице. В Париже жизнь была очень шумная и суетливая, там в нем видели известного актера и комика, а дома за городом Луи мог быть тем, кто он есть – мрачным садоводом и деспотичным отцом. Последние годы жизни Фюнес провел в родовом поместье, ухаживая за своими розами и редко выходя в свет.
9. Дети лучше знают, чего они хотят
Под конец жизни Фюнес обрел мудрость, что неправильно заставлять детей идти по стопам родителей. Но до этого он все-таки долгое время настаивал, чтобы его сыновья пробивались в кино. Луи возлагал большие надежды на младшего сына Оливье – он был красивым талантливым молодым человеком и даже несколько раз снялся с отцом в фильмах. Но актером наследник рода Фюнесов становиться не хотел, его тянуло в небо. Оливье бросил кино ради карьеры летчика. Средний сын Фюнеса, Патрик, решил стать врачом. Несомненно, дети Фюнеса унаследовали актерский талант, но, по мнению Луи, зря зарыли его в землю. Даниэль, старший сын Фюнеса от первого брака, однако, не скрывал, что творческие наклонности в нем от отца. Он увлекался живописью и музыкой, но это не стало его работой. Луи мечтал об актерской династии и очень сильно переживал, когда получил отказ сыновей. Рассказывают, что в семейной жизни Луи имел склонность к тирании – это давали о себе знать его дворянские корни – но к концу жизни стал более мягким.
10. Семья дороже богатства
Личная трагедия Фюнеса заключалась в том, что его жена запрещала ему видеться с сыном от первого брака Даниэлем. Но Луи, втайне от Жанны, покупал своему первенцу игрушки и старался видеться с ним как можно чаще. Когда его сын вырос и у него самого появились дети, Фюнес украдкой ездил в гости к внукам. Ему хотелось быть внимательным отцом и дедом, но расстраивать свою нынешнюю семью он не мог. Рассказывают, что сыновья актера Патрик и Оливье по примеру своей матери тоже не очень любили младшего брата и доставали его фотографии из семейных альбомов.
Комедийный актер Луи де Фюнес умер в семейном поместье Клермон 27 января 1983 года в кругу семьи. Его последними словами были: «Я скучаю один в своей комнате». Луи похоронили на территории его замка. После смерти Фюнеса его семья решила продать замок, сейчас он переоборудован в психиатрическую лечебницу. Незадолго до своей смерти он сказал: «Я знаю, какой будет моя самая удачная шутка – мои похороны. Я должен сыграть это так, чтобы они обхохотались».