Правление Михаила Горбачева до сих пор называют одним из самых сложных и противоречивых периодов в истории СССР, которому сложно дать однозначную оценку. Уже первая крупная реформа новоизбранного генсека вызвала массу споров. 16 мая 1985 года вышел указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении борьбы с пьянством», который вошел в историю как «сухой закон». В результате антиалкогольной кампании Горбачева цены на спиртные напитки выросли на 45%, были вырублены сотни виноградников, а из магазинов практически исчез сахар. Вместе с этим увеличилась продолжительность жизни населения, снизилась преступность. И все же сам Горбачев много лет спустя признал антиалкогольную кампанию в том виде, в каком она проводилась, ошибкой. Почему сухой закон Горбачева, как и предыдущие антиалкогольные кампании в нашей стране, не оправдал тех надежд, которые на него возлагали? Мы попытались разобраться в нашем материале.
Борьба царей
С пьянством в России боролись всегда. Первую антиалкогольную кампанию провел еще царь Алексей Михайлович. В 1649 году он издал указ, запрещающий держать «хмельное питье» в монастырях, а в 1652 году была проведена так называемая кабацкая реформа, целью которой было снизить уровень пьянства среди простого народа. Однако благие начинания Алексея Михайловича прервала война с Польшей, вспыхнувшая в 1654 году, и продолжить борьбу за трезвость царю не удалось.
Пожалуй, самой масштабной антиалкогольной кампанией в Российской империи была реформа Николая II. Провести ее он решил в самом начале Первой мировой войны. Сперва запрет на продажу спиртных напитков был введен как обычная мера при мобилизации населения. Затем, 22 августа 1914 года, власти объявили, что запрет сохранится до конца войны. Сначала он распространялся только на водку, затем под него также попали вино и пиво. Николай II был убежден в том, что пьянство – это порок, разъединяющий русское крестьянство, и считал своим долгом бороться с ним. Но в Совете Министров немногие разделяли его рвение, поскольку доход от продажи спиртных напитков составлял одну пятую государственных доходов. Однако император был непоколебим: чтобы провести реформу, он уволил главного ее противника – министра финансов Коковцева, а в январе 1915 года по его приказу был утвержден бюджет, не предусматривающий доход от продажи спиртного.
В Советской России борьба с алкоголизмом продолжилась. Переняв традиции царского режима, в декабре 1917 года советские власти продлили запрет на торговлю водкой. 19 декабря 1919 года СНК РСФСР принял постановление за подписью Ленина «О воспрещении на территории страны изготовления и продажи спирта, крепких напитков и не относящихся к напиткам спиртосодержащих веществ». За нарушение запрета грозило суровое наказание: не менее пяти лет тюремного заключения с конфискацией имущества.
Однако уже через год начались первые послабления в отношении алкоголя. Так, в начале января 1920 года было разрешено производить и продавать вино крепостью до 12 градусов. Уже к 1921 допустимая крепость была увеличена до 20 градусов, 3 февраля 1922 года была разрешена продажа пива, а 28 августа 1925 года было издано постановление о возобновлении производства и торговли спиртными напитками на всей территории Советского Союза.
Еще три крупные антиалкогольные кампании были проведены в 1929, 1958 и 1972 годах. Во всех случаях к сознательности трудящихся взывали при помощи агитационных плакатов, пивные лавочки и прочие места, где люди привыкли распивать алкоголь, в массовом порядке закрывались, на их месте появлялись трезвеннические столовые и чайные. Появился даже специальный журнал «Трезвость и культура», который бичевал пьянство и пропагандировал здоровый образ жизни. Кроме того, в 70-х годах начали создаваться лечебно-трудовые профилактории (ЛТП), куда людей отправляли принудительно, а из фильмов вырезали сцены с употреблением алкоголя.
«Минеральный секретарь»
11 марта 1985 года пост Генерального секретаря ЦК КПСС занял Михаил Горбачев – амбициозный и энергичный политик, готовый вывести страну из застоя. Через два месяца после своего назначения Горбачев взялся за борьбу с пьянством, уровень которого в стране продолжал неуклонно расти, невзирая на предыдущие антиалкогольные меры.
Ситуация и вправду выглядела удручающей: к концу 1970-х годов потребление спиртных напитков в СССР достигло рекордного уровня за всю историю страны. Тогда как в Российской империи и в сталинской России потребление алкоголя не превышало 5 литров на человека в год, к 1984 году этот показатель достиг отметки в 10,5 литра. И это только зарегистрированные случаи, а если учесть подпольное самогоноварение, то цифра может оказаться куда более пугающей – свыше 14 литров на человека в год. Это значит, что в год почти каждый взрослый советский мужчина, за исключением небольшого числа трезвенников, выпивал примерно 90-110 бутылок водки. Остальной алкоголь употреблялся в форме самогона, вина или пива.
Инициаторами кампании выступили члены Политбюро ЦК КПСС Михаил Соломенцев и Егор Лигачев. Так же, как Юрий Андропов, они полагали, что одной из причин стагнации советской экономики стал общий упадок морально-нравственных ценностей советских людей, их халатное отношение к труду. Причиной этого, по их мнению, был повальный алкоголизм.
7 мая 1985 года началась подготовка масштабной реформы, которая предусматривала значительное сокращение производства спиртных напитков, числа мест их продажи и времени продажи. 16 мая 1985 года был издан указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении борьбы с пьянством и алкоголизмом, искоренении самогоноварения». Соответствующие указы были приняты во всех союзных республиках. За нарушение предписаний вводились как административные, так и уголовные наказания.
Новые меры были приняты к исполнению немедленно. В стране было закрыто огромное количество магазинов, торговавших ликеро-водочной продукцией (правда, на этом во многих регионах комплекс антиалкогольных мер и заканчивался). Цены на водку заметно выросли: если до начала кампании бутылка популярной «Андроповки» стоила 4 рубля 70 копеек, то с августа 1986 года самая дешевая водка обходилась уже в 9 рублей 10 копеек, а «Андроповка» и вовсе исчезла с прилавков.
Магазины по-прежнему могли торговать спиртным, но в строго установленных рамках – с 14:00 до 19:00. Распивать алкоголь в парках, скверах и поездах было категорически запрещено. Тех, кого ловили пьяным на улице и в других общественных местах, ждали серьезные неприятности на работе. За распитие алкоголя на рабочем месте человека тут же увольняли и исключали из партии, что практически ставило крест на его жизни. По всей стране были созданы многочисленные трезвеннические движения и общества трезвости, куда в обязательном порядке должны были вступать все члены партии. Вообще, к партийным предъявлялись особенно жесткие требования отказа от алкоголя.
Исчез и такой вид досуга, как банкеты: ни защита диссертации, ни назначение на новую должность больше не были достойным поводом для празднования с участием спиртного. Стали проводиться безалкогольные комсомольские свадьбы. Советский народ, как и было ожидаемо, откликнулся на жесткие меры шквалом частушек и прибауток. Появились такие афоризмы, как «безалкогольная свадьба – первый шаг к непорочному зачатию», а Горбачева стали называть «минеральным секретарем» и «сокиным сыном», поскольку из винограда теперь делали не вино, а сок.
К пропаганде трезвого образа жизни были подключены профсоюзы, вся система образования и здравоохранения, все общественные организации и даже союзы писателей, композиторов и других деятелей культуры. Повсюду распространялись статьи о вреде алкоголя и о том, что пьянство не свойственно русскому народу. Партийная цензура безжалостно вымарывала сцены с алкоголем из текстов литературных произведений и песен, вырезались целые эпизоды из фильмов и театральных постановок.
«Хорошее дело закончилось бесславно»
Как всякая реформа, антиалкогольная кампания Горбачева имела как свои плюсы, так и минусы. Одним из очевидных ее преимуществ стало увеличение продолжительности жизни населения. Так, ожидаемая продолжительность жизни мужчин выросла на 2,6 года и достигла максимального значения за всю историю России. Кроме того, повысилась рождаемость: за время действия сухого закона (с 1985 по 1990 гг) в год рождалось 5,5 миллиона новорожденных, что на 500 тысяч в год больше, чем каждый год за предыдущие 20-30 лет. Причем детей со слабым здоровьем рождалось на 8% меньше.
Еще одним важным итогом кампании стало резкое снижение числа преступлений, совершенных под действием алкоголя, и сокращение смертности населения. Однако, все эти положительные моменты не смогли уравновесить того урона, который антиалкогольная кампания нанесла советской экономике.
Хотя власти видели основной целью сухого закона «моральное оздоровление» общества, большинство людей восприняли его как абсурдную инициативу правительства, направленную против простого народа. Для партийной элиты алкоголь так или иначе был доступен, а рядовые потребители пытались доставать его обходными путями.
Запрет на легальную продажу алкоголя породил мощный всплеск теневой экономики. Самогоноварение достигло небывалых размахов: продажа сахара выросла с 7850 тысяч тонн в 1985 году до 9280 тысяч тонн в 1987 году (на 18%). По оценкам, на производство самогона в те годы ушло 1,4 миллиона тонн сахара, в результате было произведено 140-150 миллионов декалитров самогона.
Также в конце 80-х на почве сухого закона в стране произошел резкий рост числа наркоманов и токсикоманов. В 1987 году было зафиксировано более 44 тысяч отравлений на алкогольной почве (погибли 11 тысяч человек), число зарегистрированных Минздравом наркоманов выросло с 9 до 20 тысяч.
Бывший первый зампредседателя КГБ СССР Виктор Грушко так писал об итогах антиалкогольной реформы:
«Мы получили целый букет проблем: астрономический скачок теневых доходов и накопление первоначального частного капитала, бурный рост коррупции, исчезновение из продажи сахара в целях самогоноварения… Короче, результаты оказались прямо противоположными ожидаемым, а казна недосчиталась огромных бюджетных сумм, возместить которые оказалось нечем».
Сокращение продаж алкоголя нанесло серьезный ущерб советской экономике. Доходы от продажи спиртных напитков составляли до 30% государственного бюджета. После начала горбачевской кампании ежегодный розничный товарооборот в среднем сократился на 16 миллиардов рублей. Урон для бюджета оказался катастрофическим: вместо прежних 60 миллиардов рублей дохода пищевая промышленность принесла лишь 38 миллиардов в 1986 году и 35 миллиардов в 1987-м. По оценке председателя Совета министров СССР Николая Рыжкова, из-за сухого закона страна потерял 62 миллиарда рублей.
В 2005 году по случаю 20-летия антиалкогольной кампании Михаил Горбачев в одном из интервью признал: «Из-за допущенных ошибок хорошее большое дело закончилось бесславно».
Убытки от сокращения продажи алкоголя компенсированы не были, и к концу 1986 года бюджет страны фактически рухнул. Массовое возмущение населения и начавшийся в 1987 году экономический кризис вынудили правительство свернуть борьбу с производством и потреблением алкоголя. Хотя указы, ограничивавшие продажу и потребление спиртных напитков, не были отменены, активная пропаганда трезвости была прекращена, а продажи алкоголя пошли вверх. К несчастью, это имело печальные последствия: среднее потребление спиртного на душу населения заметно превысило исходный уровень к 1994 году, что в итоге привело к катастрофическому росту смертности в России.