120 лет со дня спуска на воду крейсера «Аврора»: чем еще прославился корабль помимо исторического выстрела?
06:30 24/05/2020Сегодня исполняется 120 лет крейсеру «Авроре», легендарному и самому узнаваемому символу Октябрьской революции. 24 мая (11 мая по старому стилю) 1900 года в 11 часов 15 минут Санкт-Петербург отсалютовал спуск на воду корабля, для которого изначально была уготована далеко не революционная миссия. В тот день новый крейсер на свое первое испытание отправил лично император Николай II – именно он издал указ о переименовании крейсера типа «Диана» в «Аврору». За 20 лет своей службы корабль принял участие в трех переломных для русского народа событиях, однако в мировую историю вошел благодаря единственному выстрелу. В честь юбилея легендарного крейсера «МИР 24» рассказывает, чем был известен корабль до революции и почему именно его Ленин выбрал в качестве символа власти Советов.
Строительство крейсеров типа «Диана» началось в конце XIX века – 23 июня 1896 года к работам приступили инженеры в Новом Адмиралтействе. Тогда необходимость в новых боевых кораблях была вызвана напряженной внешнеполитической обстановкой. Морские державы принимали участие в гонке военно-морского вооружения: как раз тогда же обострились отношения Российской империи с Англией (противоречия, однако, удалось решить дипломатическим путем), возрастала «германская угроза» на Балтийском море и назревал конфликт с Японией. Россия приняла решение скорректировать судостроительную программу, рассчитанную изначально на 20 лет, и добавила в нее три «карапасных крейсера» – они же и стали впоследствии крейсерами типа «Диана». Предполагалось, что нести службу они будут у берега Японии, в Тихом океане.
Из-за сложной политической обстановки заказов у судостроителей было чрезмерно много, так что Адмиралтейский Ижорский завод не смог изготовить ключевые элементы для новых кораблей к положенному сроку. В то же время Новое Адмиралтейство уже начало формирование корпусов, оставалось дождаться лишь деталей из Ижоры. Стало понятно, что нужно искать нового подрядчика, и часть заказа было решено передать Александровскому чугунолитейному заводу. Так начало строительства сместилось на весну 1897 году – тогда-то императору Николаю II пришла в голову мысль назвать будущий крейсер в честь римской богини зари. В итоге боевой корабль возводили целых 6 лет (еще 3 года после спуска на воду заняли испытания и достроечные работы).
120 лет назад журнал «Нева» так описал спуск «Авроры» на воду: «По мере выхождения судна из эллинга, на нём были подняты флаги, а на грот-мачте штандарт Его Величества». Само мероприятие проходило очень пафосно, все было продумано до мелочей. Организаторы торжества даже придумали подчеркнуть связь поколений на палубе судна: нести почетный караул пригласили пожилого матроса, уже служившего на корабле «Аврора» – только тогда это был одноименный фрегат, знаменитый 44-пушечный парусник, защищавший Петропавловск от английской эскадры в период Крымской войны. А бывший офицер фрегата «Аврора» к тому времени уже дослужился до вице-адмирала, он тоже провожал в путь новое судно.
Рождение нового крейсера неспроста отмечали с таким широким размахом – по тем временам это был самый передовой боевой корабль. Он мог похвастаться хорошим артиллеристским вооружением (из четырнадцати 152-миллиметровых орудий) и инновационной системой ПВО (это были шесть 76-миллиметровых «зениток»). «Аврора» поражала даже своими масштабами – бронепалубное двухмачтовое судно длиной в 127 метров и шириной 16,8 метров имело водоизмещение 6731 тонну. Экипаж крейсера состоял из 570 человек.
После прохождения ряда испытаний на воде, в 1903 году, корабль полноценно вступил в строй боевых кораблей российского флота. Но приступить к бою сразу «Аврора» не могла, нужно было пройти испытания и провести дополнительные работы. Примечательно, что, согласно инженерному замыслу, корабль не предназначался для бурных боевых сражений (для этого существовали судна типа «Богатырь»), а основной его миссией должно было стать ведение разведки, уничтожение торговых судов неприятеля, прикрытие линейных кораблей от атак вражеских миноносцев и дозорная служба.
Фото: ТАСС
Несмотря на то, что изначально строительство крейсера сильно торопили, испытать его в настоящей битве пришлось лишь через 5 лет после спуска на воду. Свой первый бой «Аврора» провела в Цусиме во время Русско-японской войны. Во время Цусимского сражения главной задачей крейсера было прикрытие транспорта. Миссию свою «Аврора» выполняла добросовестно, но ей было не по силам отбиваться от 16 японских боевых кораблей.
Тогда крейсер серьезно повредился и потерял более 100 членов экипажа, после чего ему удалось вырваться из окружения и взять курс на интернирование в Манилу – там крейсер простоял разоруженным до конца войны. Когда боевые действия закончились и экипаж смог восстановить свои силы, корабль вернулся на Балтику.
В 1906 году в Петербурге крейсер отремонтировали и впервые модернизировали – облик того времени сохраняется до сих пор. Повысили также и «живучесть» корабля. Тогда его отправили служить в составе учебного отряда Морского кадетского корпуса: в ходе мирных экспедиций «Аврора» побывала у берегов Африки, Таиланда и Индонезии, переправляясь через Атлантический и Индийский океаны и Средиземное море.
К началу Первой мировой войны «Аврора» вернулась к берегу Кронштадта и присоединилась ко второй крейсерной бригаде Балтийского флота. Судно должно было нести дозорную службу в устье Финского залива с тем, чтобы своевременно извещать о появлении германских дредноутов. Но самой большой опасностью для кораблей стали подводные лодки немцев. Противникам удалось потопить несколько дозорных суден в Балтийском и Северном морях, поэтому при появлении поблизости германской субмарины командованием «Авроры» было принято решение развернуться и укрыться в шхерах. Тогда крейсер второй раз избежал гибели.
Никто и не мог предсказать, что после двух кровопролитных войн крейсер снова сыграет значимую роль в истории нашего государства. Историки считают, что угроза расстрелять Зимний дворец из орудий крейсера была не иначе как блефом. Крейсер тогда был в нерабочем состоянии: стоял в ремонте, а весь боезапас с него был выгружен. Кроме того, исследователи обращают внимание, что словосочетание «залп «Авроры» неверен даже грамматически: ведь залп предполагает одновременно произведенные выстрелы из как минимум двух стволов. Согласно другому слуху, из Авроры планировали сделать «плавучую тюрьму».
Дело в том, что накануне февральской революции на судне-ветеране вспыхнули беспорядки. Матросы корабля слышали о том, что в Петрограде начались народные манифестации, а власть была парализована, поэтому и приказам офицеров они подчиняться не хотели. Конфликт перерос в стрельбу, в результате которой погибли несколько человек. Народ на суше узнал об этом и сильно возмутился – перед «Авророй» началась демонстрация, а позже рабочие и вовсе заполнили все судно. Капитана и офицера задержала и растерзала рассерженная толпа.
Несмотря на всю свою истерзанность после двух войн, «Аврора» оставалась к 1917 году мощным боевым кораблем. Народ знал о подвигах судна, поэтому ленинцам было очень выгодно переманить его на свою сторону и использовать для обращения к людям. В итоге с палубы «Авроры» выступали агитаторы и видные деятели партии большевиков. Матросы поддержали такую инициативу и принимали активное участие в революционных акциях партийцев.
К 25 октября Ленин контролировал все ключевые инфраструктурные объекты Петрограда, «белым пятном» оставался только Зимний дворец – в нем все еще сидело правительство. Тогда-то вождь пролетариата решил, что в случае отказа правительства сдать дворец обстреливать его удобнее всего со стороны воды или Петропавловской крепости. А для произведения сигнального выстрела лучше всего подходит именно «Аврора» – не только из-за технической возможности, но и благодаря некому символизму. Так и случилось – холостой выстрел раздался в 21:40, он послужил сигналом для штурма Зимнего дворца. Министры Временного правительства запаниковали, но доподлинно не знали, способна ли «Аврора» на что-то большее. Сейчас считается, что именно этот выстрел стал самым знаменитым для изначально предназначенного для дозора крейсера. Однако история превратила этот эпизод в важный образ зарождения советской власти, а сам крейсер – в один из главных ее символов.
Читайте также: