Опора на национальные валюты – один из главных пунктов новой стратегии развития Евразийского экономического союза на следующие пять лет. На этой неделе лидеры пятерки должны были согласовать обновленную концепцию, но что-то пошло не так. Все подробности узнала политический обозреватель телеканала «МИР 24» Маргарита Гырылова.
Время такое – держать дистанцию. И ее держали – лидеры ЕАЭС друг с другом на расстоянии. Собирались принимать стратегию развития союза до 2025 года, но неожиданно для всех обсуждение переросло в осуждение.
«Хотел бы отметить, что представители комиссии на днях уже анонсировали принятие главами государств стратегии. Я думаю, что это неуместное забегание вперед. Президентам надо дать возможность обсудить и самим самостоятельно принять решение: будем ли мы принимать стратегию – это очень важный документ – или нет», – отметил президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев.
Жесткая дискуссия разразилась из-за одного пункта стратегии. Из пяти стран две – Армения и Беларусь – недовольны ценами на транспортировку и транзит газа.
«Неурегулированным остается вопрос по транспортировке газа на общем рынке ЕАЭС. С окончательным взаимоприемлемым решением мы не можем определиться уже несколько лет, при том что актуальность проблемы постоянно возрастает. Сегодня мы должны найти нужный нам всем консенсус», – призвал президент Беларуси Александр Лукашенко.
В Беларусь топливо идет по газопроводу Ямал-Европа. Протяженность российского участка 402 км. За транспортировку газа до своих границ Беларусь платит 3 доллара за тысячу кубических метров. А хотела бы платить один доллар, как Смоленская область. В 2019 году, когда заключался контракт на поставку газа, цена в 127 долларов была ниже среднемировой и была выгодна Беларуси. Сейчас же, когда в Европе переизбыток газа, и Германия покупает российское топливо за 70 долларов, старая цена Минск не устраивает.
Минск объединил усилия с Ереваном. И теперь две страны сообща лоббируют снижение цен. Российский газ по пути в Армению проходит через Грузию, которой Газпром платит за транзит. Точно так же в начале года Россия попросила плату за транзит казахстанской нефти в Беларусь. Но Александр Лукашенко тогда решил, что на просторах ЕАЭС трубы общие, и отказался платить. Сделка не состоялась. На практике же все издержки по транзиту отражаются на конечной стоимости. Армения сейчас платит 165 долларов за тысячу кубических метров, и эту цену называет дискриминационной. В такой ситуации армянскому бизнесу трудно конкурировать на просторах ЕАЭС из-за дороговизны производимых товаров.
«Как не раз мною было отмечено, единый рынок энергоресурсов с недискриминационными принципами функционирования должен стать одной из основ нашей интеграции. Без него невозможен качественный прогресс в интеграционных процессах, невозможно обеспечить равные условия экономической деятельности для всех участников союза», – заявил премьер-министр Армении Никол Пашинян.
Из-за одного спорного пункта в итоге не смогли согласовать всю стратегию. Хотя президенты России, Казахстана и Кыргызстана готовы были обсуждать ценообразование на газ позже. Несмотря на то, что кыргызстанский лидер Сооронбай Жээнбеков за неделю до саммита тоже просил понизить цену на российский газ со 150 до 100 долларов.
«Формирование общего рынка газа ЕАЭС – важный приоритет. Это важный элемент энергобезопасности. Рынок газа союза формируется не только за счет собственного производства, но и за счет поставки из третьих стран. Считаю, что при разработке проекта договора необходимо предусмотреть недискриминационные подходы к установке тарифа вне зависимости от страны происхождения. Кыргызская сторона выступает за принятие согласованного проекта в реальные сроки», – отметил президент.
Позиция российской стороны: эксплуатация российской части трубопроводов и хранилищ требует затрат, и в условиях рыночной экономики за издержки платит покупатель. А разные тарифы – из-за разницы расстояний и трудозатрат. Президент РФ Владимир Путин уже объяснял, почему, например, газ для Беларуси дороже, чем для Смоленской области. Смоленщине затраты на транспортировку газа российское правительство субсидирует, как российскому региону. Более того, Беларусь как транзитная страна, тоже имеет выгоду, когда поднимает цены на транзит российского газа в Европу.
«Что касается предлагаемого нашими армянскими и белорусскими друзьями единого тарифа на услуги по транспортировке и транзиту газа, то мы считаем, что единый тариф может быть реализован лишь на едином рынке с единым бюджетом, единой системой налогообложения. Столь глубокий уровень интеграции в ЕАЭС пока еще не достигнут. Мы об этом с вами хорошо знаем. А пока цены на газ должны формироваться на основе рыночной конъюнктуры, учитывать затраты и инвестиции поставщиков. Если позиции наших армянских и белорусских друзей останутся без изменений, то, наверное, было бы логично вообще исключить пункт по газу из проекта стратегии, чтобы одобрить ее сегодня. Обсуждение же подходов к ценообразованию на газ можно будет продолжить по линии экспертов государств-членов Евразийской экономической комиссии», – предложил Путин.
Но вот только сама Евразийская экономическая комиссия, как выяснилось, угодна не всем. Президенту Казахстана не нравится ее состав. В 23 департаментах по его данным больше всего специалистов из России, так как у Москвы больше сумма взносов.
«Как известно, договором предусмотрено равное представление должностных лиц в комиссии. Речь идет о директорах и замдиректорах департаментов. Однако отбор на занятие исполнительских должностей комиссии осуществляется с учетом долевого участия сторон финансирования комиссии. Казахстан, как вы знаете, изначально выступал против такого подхода. Против высказывался первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Тем не менее, в интересах подписания договора о союзе в свое время мы смягчили свою позицию, как бы уступили. Если мы действительно хотим, чтобы ЕЭК воспринималась в качестве общего наднационального органа, следует предоставить равный доступ для работы в нем гражданам каждого из государств союза, базируясь на профессиональных качествах сотрудников», – призвал Токаев.
Токаев против расширения полномочий комиссии, Жээнбеков – наоборот. Предложил разрешить ЕЭК через суд штрафовать государства, которые создают искусственные барьеры на границе. Главный принцип ЕАЭС – это свободное перемещение товаров. Но на КПП с Казахстаном кыргызстанским поставщикам сложно. Их товары портятся на границе из-за долгих проверок.
«Мы вынуждены вновь обратить внимание на устранение барьеров на внутренней таможенной территории ЕАЭС. Была достигнута договоренность о предоставлении «зеленых» коридоров для поставки товаров первой необходимости. Несмотря на это, отдельными членами союза усиливается контроль и вводятся ограничения на поставки продуктов», – отметил президент республики Кыргызстан.
На фоне пандемии коронавируса экономика нездорова у всех стран «пятерки». И несмотря на разногласия, участники ЕАЭС заинтересованы в партнерстве – и не такое переживали.
«В завершение хочу воспользоваться случаем и поздравить нас с 75-летием Победы. Наш народ свято чтит этот день и делает все, чтобы поколения помнили подвиг наших отцов и дедов», – отметил премьер-министр Армении Никол Пашинян.
«Молдавский народ помнит ужасы той войны. С учетом ситуации у нас, праздничные мероприятия пройдут 24 августа в честь освобождения Молдовы от оккупации», – заявил президент республики Игорь Додон.
Молдова – первопроходец: два года назад стала первой страной-наблюдателем ЕАЭС. Кишинев готов подсказать другим, с чего начинать интеграцию: зовет к себе на форумы и выездные заседания. Возможно, их в скором времени посетят представители Кубы. На Острове свободы очень хотят присоединиться к зоне свободной торговли ЕАЭС.
Читайте также:
Подробнее в сюжете: 10 лет ЕАЭС