Вознесение Господне: почему расставание Христа с его учениками – это праздник?
09:45 25/05/202325 мая все православные верующие отмечают Вознесение Христова, один из двенадцати двунадесятых, то есть самых значительных праздников православного года. О том, как прожить и прочувствовать этот праздник, в интервью MIR24.TV рассказали православные историки, педагоги и богословы.
Праздник ответственности и надежды
Событие, которое верующие празднуют в этот день, поистине чудесное. Оно запечатлено в Евангелии и подробно описано в «Деяниях святых апостолов» от Луки. В этих двух источниках рассказано, что воскресший Иисус сорок дней после Своего удивительного Воскресения был со своими учениками: общался с ними, наставлял и укреплял их в вере. На сороковой день Он собрал своих учеников в Иерусалиме, вывел их из города на гору Елеонскую и рассказал им, что совсем скоро их осенит Святой Дух.
Иисус Христос велел своим ученикам после этого события идти и проповедовать его учение в других городах и странах, до самого края земли. Сказав это, Спаситель поднял руки и благословил учеников. А когда благословлял, Он стал удаляться от них, возносясь на небо, и скоро облако скрыло Его из вида.
Как сказал в интервью MIR24.TV заведующий кафедрой богословия Свято-Филаретовского православного института Александр Копировский, Вознесение больше, чем многие другие евангельские события, открывает нам окошко в небо. «При этом празднуем мы довольно странную вещь, – говорит ученый. – Христос уходит с земли. После Воскресения, как подсказывает нам человеческая логика, хорошо бы Ему остаться здесь, воскресшему. Тогда Спаситель всех приведет к истине, объяснит все, что надо. Но вместо этого через сорок дней Христос уходит – уходит совсем, к Отцу. И говорит, что теперь Его ученики и последователи смогут жить только Духом Святым, полученным от Отца и от Него. Не за спиной Спасителя, не Он будет идти впереди них. Более того, Христос говорит удивительные слова: верующий в Меня дела, которые Я сотворил, он сотворит, и больше этого сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду».
«Это праздник громадной ответственности человечества и одновременно громадной надежды Бога на людей, на то, что они могут так жить. Это радостное время размышления, осознания великой человеческой роли. И, конечно, время принятия серьезных решений о том, чего ты в этой жизни больше не хочешь и не будешь делать в свете этой ответственности», – говорит Александр Копировский.
Вознесение как указание пути
Остается непонятным, почему же расставание Христа с его учениками – это праздник. Вот что рассказал корреспонденту Mir24.tv специалист по христианской традиции, православный педагог Владимир Якунцев: «Смысл Вознесения, который открывается нам в Новом завете – это воцарение Христа на Небесах и его прославление Богом Отцом. Иисус взошел на Небо не только в своем божественном достоинстве, но и как человек. С этого момента Христу «дана всякая власть на небе и на земле».
В чем же эта власть? Мы привыкли к тому, что всякая власть подчиняет того, кто ей непокорен, при помощи силы. По словам Владимира Якунцева, власть Христа другая, и испытать ее действие можно только добровольно. Христос никого своей властью не старается склонить перед собой и поработить, но напротив – распрямить и освободить.
Кто внимает слову Христа, тот освобождается от страха, греха, немощей и может начать новую жизнь. Всякий, кто испытал на себе исцеляющую силу и власть Христовой любви, может ей, по обещанию Иисуса, сам «научиться» и помогать другим выходить из-под гнета мира сего: из рабства страху, недоверию, одиночеству, говорит Якунцев.
Как же отпраздновать Вознесение Господне? Всякий разговор о такого рода празднике выводит нас за пределы обыденности. По словам Александра Копировского, это праздник не в том смысле, что мы праздно отдыхаем, ничего не делаем и гуляем, а в том, что мы упраздняемся от своих обыденных дел. «Конечно, если то, что вы делаете, крайне необходимо другим людям – например, если вы врач, пожарный или пекарь – вам в эти дни складывать руки нельзя, – говорит эксперт. – Упразднение здесь другое: от обыденности в смысле наших мелочных дел, плохих отношений, себялюбия, стремления что-то себе приобрести и потребить, истребить. Вот от этих вещей надо упраздняться и стараться в этот день жить по-небесному, хотя бы и исполняя свои обычные обязанности, если это необходимо».
Тайна Второго пришествия
Вознесение дает ключи и к тайне Второго пришествия Христа. «В Священном писании говорится, что апостолы, видя возносящегося Христа, как это свойственно всем людям, уставились на небо, – говорит Александр Копировский. – Они увидели восхождение и были потрясены. И было им какое-то таинственное явление: ангелы, вестники небесные говорили им: «Что вы смотрите на небо, мужи иудейские? Вот когда увидите Христа, приходящего к вам, тогда смотрите».
То есть второе пришествие Христа будет происходить так же, как и Его Вознесение, только в обратном порядке. Недаром икона Вознесения Христа и его Второго пришествия – это одна икона. И мы не боимся этого пришествия, а его ожидаем, говорит Копировский.
Всем нам известно словосочетание «Страшный суд». По словам Александра Копировского, это только в русской традиции он Страшный, а в традициях других народов – Последний. Вряд ли он будет очень приятным, но этот Последний суд будет тогда, когда состоится второе пришествие Христа.
«Он приходит судить, но судить не так, как внешний судья распределяет «козлища налево, овцы направо», одни осуждены, другие оправданы – а сами люди не понимают, что происходит. Его Последний суд будет состоять в том, что все откроется полностью, до конца, для каждого человека. Этот образ будущего Страшного суда мы тоже празднуем в Вознесении, потому что мы ждем этой последней ясности, – говорит профессор Копировский. – Конечно, мы не подгоняем: скорей, скорей. Только великие святые могли говорить: «Скорее приходи, Господи Иисусе. Яви миру последнее Свое Откровение». Но мы понимаем, что нам дано время – может быть, очень большое по земным меркам – для того, чтобы Второе пришествие не застало нас врасплох».
«Будем же встречать праздник такого прояснения, откровения для каждого человека, чтобы он немножко выходил за свою земную скорлупу, за свою обыденность, чтобы он понимал, к чему он в этом мире призван», – говорит богослов.
Читайте также: