Загадочные истории со съемок «Десяти негритят»: как проклятие фильма сказалось на судьбе актеров?
Многих актеров этой киноленты уже нет в живых, но кинокартина по сей день остается главным советским и российским триллером. Современные кинокритики отмечают, что до сих пор никому из отечественных режиссеров не удалось создать настолько мрачную и при этом правдоподобную атмосферу ужаса, да так, чтобы зритель проникся ею с первых же минут фильма и оставался в напряжении до самого конца.
Примечательно, что для съемок именно в этом фильме Говорухин собрал, по собственному признанию, самый звездный состав актеров за всю свою карьеру. Идею экранизировать детектив Агаты Кристи «И никого не стало» («Десять негритят – это его «черновое» название) с энтузиазмом поддержали все актеры. Изначально никого из них не смутили трагические судьбы героев, которых им предстояло играть – ведь все равно самые мрачные моменты должны были исполнять каскадеры. Однако никто их них не мог предположить, что мрачная атмосфера «Десять негритят» выйдет за пределы сценария и сделает сам процесс съемок небезопасным. Кроме того, как выяснится позже, эта трагичная атмосфера отпечатается на состоянии самих актеров и уже после выхода фильма плотно переплетется с их судьбами.
«МИР 24» собрал загадочные истории со съемок фильма «Десять негритят» и рассказывает, как проклятие фильма сказалось на судьбе актеров.
Спустя много лет после выхода фильма в отечественной киноиндустрии начали рассказывать, что съемки в «Десять негритятах» наложили проклятие на актеров – трагические события стали происходить и в реальной жизни. При этом мистификаторы полагают, что загадочные события, происходившие в Крыму во время кинопроцесса, были неким предзнаменованием: слишком уж много странностей произошло во время съемок фильма. Но обо всем по порядку.
Кадр из фильма «Десять негритят», Реж.Станислав Говорухин, СССР, 1987 г.
Говорухину предстояло найти походящее место для съемок – действие должно было происходить в отвесных скалах, желательно в особняке или крепости у самого обрыва. У режиссера уже был богатый опыт натурных съемок, поэтому он придумал совместить несколько локаций в Крыму и использовать декорации – так было решено выбрать в качестве основной площадки поселок Гаспра и само Ласточкино гнездо как образ того самого особняка. Для того, чтобы столь выдающая достопримечательность не узнавалась в фильме, было задумано использовать множество маскирующих декораций. Скала, на которой стоит Ласточкино гнездо, и дорога к нему сами по себе являются очень экстремальными локациями благодаря узким каменным проходам, крутым лестницам и высоким подъемам, а будучи дополненными различными декорациями, они тем более стали опасными.
В том числе из-за этого на площадке возникало множество казусов. Дело в том, что большая часть декораций была построена прямо на отвесной скале, а во время штормов и приливов они несколько раз разрушались. Части декоративных конструкций, особенно всякого рода щиты и фанеры, подхватывал ветер и разносил за пределы защитных строений – было это крайне небезопасно.
На съемочной площадке актеры не раз сталкивались с неприятными и порой загадочными совпадениями. Например, по сценарию, доктор Армстронг (его играл Анатолий Ромашин) погибает в море – неизвестный сталкивает его со скалы. Сам актер был достаточно суеверным, чтобы сыграть в эпизоде момент своей смерти, поэтому в ответственную минуту его заменил дублер. Конечно, со скалы летел не человек, а манекен. А вот в воде у подножия горы плавал каскадер – он должен был изобразить всплывающее тело. Так получилось, что в этот момент мужчина чуть не погиб сам: с большой силой его отбросила волной на камни, каскадер сумел справиться с опасностью, но сильно поранил лицо. Этот эпизод врезался в память Анатолия Ромашина и еще долго по жизни его преследовал. Актер скончался несвоевременно: его убила падающая сосна, которую он спиливал на своем дачном участке.
Согласно сюжету книги, Филипп Ломбард прибывает на таинственный остров ради денег – герой оказался в затруднительном финансовом положении и ради улучшения своих дел решился на авантюрную поездку. Оказалось, что из этих же соображений Александр Кайдановский принял предложение исполнить роль Филиппа Ломбарда в «Десяти негритятах». Такая параллель уже сама по себе кажется многим загадочной и даже пророческой. В фильме Филиппа Ломбарда убивают выстрелом в сердце. В этот момент Кайдановского заменяет каскадер – он должен был эффектно рухнуть на землю. Однако мужчине не повезло и при падении он сильно ударился головой о камни. Кайдановский не пострадал, но тоже остался под впечатлением. Актер умер спустя 8 лет после участия в фильме.
Кадр из фильма «Десять негритят», Реж.Станислав Говорухин, СССР, 1987 Г.
Несмотря на все загадочные и неприятные события во время съемочного процесса, команда не падала духом и продолжала постановку сцен смерти персонажей. Вера Клейторн должна была покончить с собой. Актриса Татьяна Друбич, игравшая эту женщину, решила самостоятельно сняться в трагической сцене. По сценарию, женщина погибает через самоповешение. Татьяна Друбич в этом эпизоде держалась в петле с помощью специального приспособления. Однако, когда команда на некоторое время отвлеклась от съемок этого момента и оставила Татьяну в петле, женщина начала задыхаться и звать на помощь. Неподалеку случайно оказалась дочь актрисы – она-то и пришла первой на помощь материи.
Кадр из фильма «Десять негритят», Реж.Станислав Говорухин, СССР, 1987 Г.
Судьба самого фильма тоже в какой-то степени загадочная. Он очень полюбился советскому зрителю, а за пределами страны его даже назвали лучшей экранизацией произведений Агаты Кристи. Однако официальной награды кинокартина удостоилась лишь единожды – на фестивале «Одесская альтернатива» в 1987 году лента получила приз «За воплощение на нашем экране темы страха и ужаса за рубежом».