Скончался известный советский и российский актер, кинорежиссер, Народный артист РФ Михаил Кокшенов. Об этом в пятницу, 5 июня, сообщила поэтесса Любовь Воропаева. «Умер Миша Кокшенов. Светлая память!» – написала она в своем Facebook. Причины смерти и другие подробности пока неизвестны. В октябре 2017 года Кокшенов перенес инсульт: на улице актер почувствовал себя плохо, случайные прохожие вызвали скорую помощь. В январе 2018 года его выписали из больницы, но с тех пор он на публике не появлялся. На момент смерти Кокшенову было 83 года.
Он снялся более чем в ста фильмах, но так и остался актером второго плана. Тем не менее, его любила и знала вся страна, а образы, которые он воплощал на экране, были яркими и запоминающимися. «МИР 24» вспомнил, каким был Михаил Кокшенов на экране и в жизни.
Несостоявшийся моряк и почти геолог
Будущий артист родился 16 сентября 1936 года в Москве, но первые три года он жил с родителями на Дальнем Востоке – в селе Мономахово Приморского края. Там его отец, Михаил Михалойвич, работал по распределению после окончания вуза – он был горным инженером. Во Владивостоке Кокшенов-старший познакомился со своей будущей женой – Галиной Васильевной. Вероятно, именно от нее Миша унаследовал любовь к актерскому делу: Галина с детства была очарована театром, занималась в театральном кружке и не оставляла мечту стать актрисой.
Вернувшись в столицу, Кокшеновы поселились в районе Замоскворечье. Впоследствии Михаил с трогательной нежностью отзывался об этих местах, вспоминая неповторимую атмосферу московских коммуналок и дружных дворов.
Отец Кокшенова погиб на фронте во время Великой Отечественной войны. Галина Васильевна с тех пор больше не выходила замуж, хотя была завидной красавицей, и мужчины на нее заглядывались. Свою жизнь она посвятила воспитанию сына.
В школе Миша учился плохо – семь классов дались ему с большим трудом. Правда, при этом он очень много читал, также увлекался спортом. Но главной страстью Кокшенова было кино. Как только ему выпадали карманные деньги, он тут же бежал в кинотеатр и покупал билет на очередной сеанс.
Окончив семилетку, Миша попробовал поступить в морской техникум. Он хотел пойти по стопам своего деда – тот был моряком дальнего плавания, ветераном Русско-японской войны. Но в училище Михаила не приняли – подвело плохое зрение.
И все же Кокшенов отчаянно продолжал искать себе какую-то необычную профессию: всякая работа, лишенная романтического ореола, казалась ему скучной и обыденной. Окончив школу и отслужив в армии, 21-летний Михаил решил стать геологом. Он поступил в Московский индустриальный техникум на отделение георазведки, каждое лето ездил в экспедиции. Профессия геолога привлекала его своей незаурядностью, но, как позже шутил сам актер: «Я бы столько не выпил!».
Старый приятель отца помог Кокшенову устроиться инженером-нефтехимиком в объединение «Главнефтерудпром». Там Михаил проработал некоторое время, но перспектива провести всю жизнь за кульманом в дальнем углу кабинета казалась ему невыносимой.
Однажды, сидя на очередном киносеансе, он задумался: «Мама хотела стать актрисой, но почему-то не стала. А почему я не могу?».
Так начался путь Михаила Кокшенова в мир кино и театра.
Смешной простак и недотепа
В 1958 году Кокшенов предпринял первую попытку поступить в Щукинское училище, но провалился. Позднее в интервью актер признавался: для экзамена он выбрал себе амплуа героя, но внешность его для этого совершенно не подходила.
«Мне быстро дали понять: рожа-то у меня не геройская», – смеясь, вспоминал актер.
Но юноша не сдался и пришел поступать снова. В этот раз он пошел на хитрость: сам сочинил несколько небольших этюдов, которые выдал за сочинения Куприна и Бунина, и с блеском исполнил. Экзаменаторы были в восторге.
Окончив «Щуку» в 1963 году, Кокшенов устроился в театр имени Маяковского, где проработал три года. Поначалу, как и всем новичкам, ему доставали только небольшие роли, однако вскоре художественный руководитель театра Николай Охлопков оценил талант молодого артиста и стал доверять ему уже более значительных персонажей. Позднее Кокшенов перешел в Московский театр миниатюр, с 1974 года работал в Театре-студии киноактера, параллельно снимаясь в кино.
Первые роли Кокшенова в кино были эпизодическими, его имя даже не указывалось в титрах. Зато какие это были картины! «Высота» с Инной Макаровой и Николаем Рыбниковым, любимая всеми советскими зрителями комедия «Девчата» с Надеждой Румянцевой и Светланой Дружининой, экранизация повести Василия Аксенова «Коллеги» с двумя легендарными Василиями – Лановым и Ливановым. Также Кокшенов снялся в таких фильмах, как «Увольнение на берег», «Человек, который смеется» и многих других.
Полноценным кинодебютом для Кокшенова стала роль Мишки, сына кузнеца, в фильме «Председатель» 1964 года. Вскоре его фильмография начала стремительно пополняться. В большинстве картин ему доставались совсем небольшие эпизоды. Так, в фильме «Время, вперед!» у его персонажа-милиционера – всего пять реплик! В знаменитом «Золотом теленке» Кокшенов тоже возникает всего на несколько секунд – ради того, чтобы эффектно сбросить персонажа Зиновия Гердта с крыльца. Роли в фильмах «Таежный десант», «Три времени года», «Человек доброй души» также стали пусть и небольшими, но важными вехами в его актерской карьере.
В 1967 году Кокшенов ушел из театра ради съемок в военном фильме «Женя, Женечка и «катюша», где сыграл одну из главных ролей – ефрейтора Захара Косых. По рассказам самого Кокшенова, его утвердили на роль из-за его яркой фактуры: актер был крупным, белобрысым, как заметил режиссер Владимир Мотыль – «цивилизация прошла мимо». Для образа наглого, простого парня из деревни – то, что нужно. Специально для Кокшенова костюмеры перешили галифе и гимнастерку, так как все имевшиеся на студии костюмы были ему малы. Работа в этом фильме принесла Кокшенову известность, но в какой-то степени сыграла с ним злую шутку: образ хамоватого простолюдина надолго пристал к артисту.
Безусловно, прежде всего мы знаем Михаила Кокшенова как комедийного актера, в этом амплуа он и прославился. Чаще всего ему доставались роли этаких здоровых добряков и простофиль, с которыми происходили какие-то смешные и нелепые истории. Типичный пример – картина Леонида Гайдая «Не может быть!», снятая по рассказам Михаила Зощенко, где Кокшенов исполнил роль любовника-амбала. Впоследствии актер неоднократно снимался в комедиях Гайдая: «Спортлото-82» (пронырливый торгаш Степан), «На Дерибасовской хoрошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» (мафиозо Кравчук), «Частный детектив, или Операция “Кооперация”» (амбал-охранник). Аналогичные образы Кокшенов воплотил и в картинах «Дачная поездка сержанта Цыбули», «Самая обаятельная и привлекательная», «Гараж», «Где находится нофелет?».
Конечно, были у Кокшенова и серьезные образы: к примеру, в телесагах «Даурия» и «Вечный зов», драме «Личной безопасности не гарантирую». Всего в фильмографии актера насчитывается более 100 работ.
В 1990-х годах Михаил Кокшенов решил попробовать себя в режиссуре. Он снял более десятка фильмов (так называемых «коммерческих» комедий), в некоторых также снялся сам. Наиболее известные из них – «Русский бизнес» и «Русское чудо». В этих фильмах он попытался вырваться за пределы комического амплуа и выступил в роли всезнающего и прожженного «нового русского». Кстати, именно Кокшенов первым в русском кино использовал новый оригинальный прием – показ крупным планом процесса пережевывания пищи. Этот творческий ход впоследствии скопировали многие российские режиссеры. В начале 2000-х годов Кокшенов отошел от кино и снимался в основном в рекламе.
Дважды встретил свою любовь в небе
В интервью актер часто признавался, что его личная жизнь была бурной, но не очень любил говорить об этом. Кокшенов был женат три раза. Его первая жена Нина Вокрош работала стюардессой в «Аэрофлоте» и была на 20 лет старше Михаила. Поначалу такая разница в возрасте смущала девушку, но актер был настойчив в своих ухаживаниях, и в итоге в 1986 году они поженились. В январе следующего года у пары родилась дочь Алевтина. Вскоре у супругов начались проблемы в отношениях. Нина из-за работы проводила почти все время в полетах, Михаил снимался в разных уголках страны. Кокшенов хотел доверить заботу о дочке своей матери и уговаривал жену переехать к свекрови, чтобы та приглядывала за внучкой, пока родители в разъездах. Но Нина наотрез отказалась и отвезла дочь к своим родителям. После развода Михаил десять лет не виделся с дочерью, но потом все же смог наладить общение.
Со второй супругой у Кокшенова была еще бóльшая разница в возрасте: новой избранницей актера стала 19-летняя Елена – студентка факультета гостиничного бизнеса. Позже девушка стала директором кинофильмов, которые снимал Кокшенов. Несмотря на бoльшую разницу в возрасте, их брак продлился без малого 20 лет. Однако, по словам дочери Кокшенова Алевтины, Елена сильно ревновала мужа к бывшей семье и ограничивала ее общение с отцом.
Брак, казавшийся таким прочным, рухнул, когда Кокшенов внезапно для себя влюбился. Свою третью и последнюю любовь он повстречал, как и первую, в самолете. С директором нефтяной компании ЗАО «Электон» Натальей Лепехиной Кокшенов познакомился, когда летел в бизнес-классе – они сидели на соседних местах. В 2010 году Михаил и Наталья поженились. После свадьбы у актера появилась большая семья: он смог наладить теплые отношения с дочерьми Натальи от первого брака – Ольгой и Татьяной, а также внезапно для себя стал дедушкой (у Натальи на тот момент уже была внучка – Элиза). В 2012 году он стал «дедушкой-отчимом» Владиславу, а в 2015 – Монике-Софии.
Стоит отметить, что со своими женами Кокшенов всегда расставался по-доброму и помогал им. К примеру, Елене он купил квартиру в Геленджике, когда она захотела уехать жить к морю.
В 2017 году актера сразил инсульт. Для всех, кто его знал, это стало неожиданностью: хотя Кокшенов и страдал лишним весом, он следил за здоровьем, не имел вредных привычек, занимался в тренажерном зале и регулярно плавал в бассейне.
Помимо того, что он был выдающимся актером, Кокшенов также написал и издал книгу воспоминаний. В качестве названия он использовал ставшую крылатой фразу своего героя из комедии «Спортлото-82»: «Апельсинчики, витаминчики...».
Как и многие актеры, ставшие заложниками комических ролей, в жизни Кокшенов почти всегда был полной противоположностью своих героев – тонко чувствующим и начитанным интеллигентом, надевавшим на себя маску простачка. Но, по его собственному признанию, он никогда не жалел о выпавшей ему стезе. Кокшенов считал, что амплуа комедийного героя – самое сложное, и в то же время интересное, «оно вне политики, вне возраста – вечное».
Подробнее в сюжете: Новости кино