7 июня Православная церковь отмечает один из самых важных, так называемых Двунадесятых праздников – День Святой Троицы. У этого праздника есть особый смысл, который не повторяется ни в одном другом торжественном дне. Торжества во имя Святой Троицы – это своего рода День рождения Церкви, память того удивительного дня, когда следовавшие за Христом ученики, апостолы получили силу проповедовать, а само их собрание стало первой христианской церковью.
Проповедь на всех языках
Произошло это не случайно, а потому, что именно в тот день на апостолов снизошел Дух Святой, и тем самым совершилось обещанное им Иисусом. Ведь перед тем, как принести свою крестную жертву, Спаситель так сказал своим апостолам: «Лучше для вас, чтобы Я пошел к Пославшему Меня; ибо если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам». На сороковой день после воскрешения, прежде чем вознестись на небеса и прощаясь с апостолами, Он обещал послать им Утешителя – Святого Духа, исходящего от Бога-Отца. Ученики не знали, что это означает, но верили, что все будет по слову Господню.
Утешителем, о котором говорил Иисус, и стал Дух Святой, снизошедший на апостолов на пятидесятый день после воскрешения Христа. Собственно, поэтому праздник носит второе название – Пятидесятница (хотя у него есть и второе происхождение, связанное с таким же названием совпадающего по времени иудейского праздника первого урожая). Согласно Новому Завету, снисхождение Духа Святого на апостолов совершилось в виде языков огня, который освещал, но не обжигал. В пятидесятый день после Пасхи ученики Христа собрались в доме на горе Сион, где встречались все предыдущие дни, чтобы вновь и вновь читать Святое писание и возносить молитвы. И вдруг «сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать».
Внезапное это событие потрясло многочисленных свидетелей, которые ничего не поняли. Часть из них даже начала насмехаться над апостолами, обвиняя их в пьянстве. В ответ апостол Петр произнес первую в истории Христовой Церкви проповедь. Людям, пораженным тем, что апостолы внезапно заговорили на всех известных окрестных языках, Петр сказал, что это есть дар Духа Святого ради проповеди Евангелия по всему миру.
В этот момент осененные Святым Духом апостолы вместе с Богоматерью вышли из дома на горе Сион, держась за руки – и это было первым явлением новой церкви ошеломленным свидетелям чуда. Потому-то праздник Святой Троицы отмечается не только как день, когда раскрылось таинство единства Святой Троицы: Бога-Отца, Бога-Сына и Святого Духа, но и как день рождения всей православной церкви.
«Пятидесятница – это день рождения Церкви Христовой. Господь объединяет вокруг себя всех верующих людей – тех, кто желает следовать Ему, жить по Его заповедям, побеждать Его смертью свою смерть, – говорит протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма Александра Невского при МГИМО, клирик собора иконы Казанской Божией Матери на Красной площади. – Вавилонское рассеяние народов, о котором мы читаем в Ветхом Завете, преодолевается как раз в дне Пятидесятницы. Господь снова собирает людей думающих, трудящихся над своим спасением. И все для того, чтобы потом ввести их в Царствие Небесное».
Как относиться к народным традициям, связанным с этим днем
День Святой Троицы – не только один из самых важных годовых церковных праздников, но и один из самых красивых. По давней традиции, в этот день православные храмы убраны свежей зеленью, прежде всего свежескошенной травой и березовыми ветвями. Они напоминают, с одной стороны, о дубе из дубравы Мамвра, под которым некогда Святая Троица в виде трех ангелов явилась Аврааму, а с другой, наследует традиции иудейской Пятидесятницы, когда было принято в честь первого урожая украшать дома свежей зеленью. Особые одежды цвета летней зелени надевают и священники.
В праздник Святой Троицы сразу же после Литургии служится великая вечерня, на которой поются стихиры, прославляющие сошествие Святого Духа и читаются три особых молитвы – Церкви, о спасении всех молящихся и об упокоении душ всех усопших, в том числе и ввергнутых в ад, а на утренней службе в храмах поются два канона Троицы. Во время этих служб и священнослужители, и прихожане впервые после Пасхи становятся на колени и бьют земные поклоны – считается, что от Пасхи и до Троицыного дня этого нельзя делать. «Мы не встаем на колени в период от Пасхи до Пятидесятницы, потому что это время радости, – говорит иеромонах Константин (Симон). – Мы очень часто стоим на коленях в молитве во время Великого поста, так как это время покаяния. Пасха – это особое время, это время торжества Иисуса Христа над смертью. В эти дни мы живем специальным, особенным способом, мы живем пасхальной благодатью. И эта благодать не позволяет нам стоять на коленях. А в день Святой Троицы на Великой вечерней мы впервые после Пасхи становимся на колени, снова можем просить Бога о прощении наших грехов, можем покаяться».
С наступлением воскресного вечера праздник не заканчивается. Следующий, 51-й день после Пасхи празднуется как день Святого Духа, когда также служится особая служба.
На Руси праздник Святой Троицы и день Святого Духа хронологически совпали с языческими праздниками, посвященными дню сотворения земли. Отсюда ведут свою историю многие традиции, которые с точки зрения церкви не имеют никакого отношения к сути и смыслу праздника.
В частности, в древности считалось, что в «день рождения земли» на ней нельзя работать, что со временем превратилось в суеверный запрет работы на Троицу. В действительности никакого такого запрета нет, тем более что праздник Святой Троицы всегда приходится на выходной день – воскресенье. Но если обстоятельства сложились так, что работа не позволяет верующему прийти в этот день на службу в храм, то стоит выкроить время для молитвы дома или даже на рабочем месте. В церковь же можно прийти и на другой день – в понедельник, в день Святого Духа, или в другие дни, поскольку отдание Троицы происходит только в следующую субботу.
С Духовым днем связано еще несколько суеверий, имеющих силу традиций, никак не связанных с церковными представлениями о смысле праздника. В частности, распространено поверье, что в это время нельзя купаться, причем в любом водоеме – от моря до домашней ванны. Ничего подобного в церковных правилах нет, хотя священники и не рекомендуют отправляться на пляж вместо храма – да сейчас это и невозможно из-за ограничений. То же касается и народного обычая отправляться на Троицу на кладбище, которая ведет историю с языческих обычаев Духова дня. Для того, чтобы помянуть своих усопших, церковь отводит день накануне – Троицкую родительскую субботу, а в воскресенье предписывает быть в храме, а не на погосте. Или, если это невозможно, посмотреть трансляцию службы и помолиться дома.